Металл Украины и мира

Мировой рынок: металлургические отрасли Словакии и Венгрии движутся в противоположных направлениях

Металлургические отрасли двух соседних стран – Словакии и Венгрии – представляют собой полную противоположность друг другу. Если в словацком сталелитейном секторе сохраняется относительная стабильность, и в стране есть спрос на металл, то рецессия в металлургической промышленности Венгрии стала одной из самых чувствительных за последние два десятилетия.

Долговой кризис в еврозоне вносит свои коррективы в прогнозы экономического развития стран Евросоюза: растущая безработица, снижение потребительской активности и падение объемов экспорта заставляют аналитиков уменьшать ранее озвученные цифры. Не миновала эта доля и Словакию, где оценки роста национального ВВП для текущего года были снижены от 2,1% до 1%, для будущего года – от 3,5% до 2,9%, а для 2015 г. – от 3,6% до 3,3%. Евро стало официальной валютой Словакии в 2009г., и сегодня экономическая стабильность страны напрямую зависит от спроса на ее продукцию со стороны западных государств. Однако затянувшийся кризис в еврозоне негативно повлиял на словацкий экспорт, привел к росту безработицы и снижению покупательной способности местного населения.

И все же Словакия, по сути, является единственной страной в Центральной и Восточной Европе, где производство стали за последние два года не только не падало, но даже росло, пусть и незначительно. Выйдя в 2007 г. на пик производства металла (5,098 млн. т) за последние двадцать лет и познав в 2009 г. самое глубокое за этот же период падение (до 3,747 млн. т), металлургическая промышленность Словакии в 2011 г. и 2012 г., по данным World Steel Association (WSA) нарастила выпуск до 4,242 млн. т и 4,403 млн. т соответственно. И даже сегодня, когда вся Европа никак не может оправиться от тисков экономической рецессии, выплавка металла в Словакии продолжает увеличиваться. За пять месяцев в стране, по оценкам WSA, произведено 1,996 млн. т стали против 1,937 млн. т/тот же период прошлого года.

По мнению аналитиков, относительная стабильность словацкой металлургической отрасли в последние годы обеспечивается стремительным развитием национального автомобилестроения. Сегодня Словакия входит в двадцатку крупнейших производителей автомобилей в мире, занимая первое место в мире по такому показателю, как производство автомашин на душу населения (почти 120 на 1 тыс. человек). В Словакии, где население составляет лишь 5,4 млн. человек, производится больше легковых автомобилей, чем во всей Италии и половина объема, выпускаемого в Великобритании. В прошлом году в Словакии было выпущено более 925 тыс. автомобилей: здесь сосредоточены производственные линии корпораций Volkswagen (Братислава), PSA Peugeot Citroen (Трнава) и KIA Motors (Жилина), а также предприятия глобальных поставщиков автокомплектующих и запчастей.

“В текущем году мы однозначно выпустим больше автомобилей, чем в прошлом. Тем не менее, мы вряд ли дотянем до миллиона штук, а рост не составит рекордные 44,9%, как это было в 2012 г. Однако в этом году мы создадим дополнительные 2 тыс. рабочих мест в автомобилестроительном секторе, и количество персонала, задействованного в данной отрасли, достигнет 76 тыс. человек”, — говорит Йозеф Голечек, Президент словацкой Ассоциации производителей автомобилей. По его словам, работающие в Словакии компании сфокусировали внимание на выпуске небольших экологичных машин, высокий спрос на которые за пределами ЕС компенсирует его падение в самом Евросоюзе. “Небольшие и дешевые автомобили идеальны для кризисных времен”, – говорит Йозеф Голечек.

Благодаря развитию автомобилестроительной отрасли в Словакии, в отличие от многих других стран ЕС, и по сей день сохраняется стабильный спрос на стальную продукцию. Снабжает металлом местных автомобилестроителей крупнейший в Центральной Европе металлургический комбинат U.S. Steel Kosice – бывший словацкий государственный завод VSZ, приобретенный U.S. Steel в 2000 г. за $475 млн. В настоящее время мощности U.S. Steel Kosice позволяют производить до 5 млн. т стали в год, в том числе автолист, жесть и трубы.

Однако несмотря на то, что за девять месяцев прошлого года объемы продаж стальной продукции U.S. Steel Kosice составили 2,9 млн. т, а операционная прибыль достигла $27 млн., руководство U.S. Steel в конце 2012 г. заявило о своем предварительном решении продать словацкий комбинат. Тогда этот свой шаг американцы объяснили желанием сократить операционные убытки корпорации, отсутствием позитивных прогнозов по части дальнейшего развития экономической ситуации в Европе, а также необходимостью принятия на себя дополнительных финансовых обязательств в связи с введением в ЕС в январе новых регулятивных требований в сфере защиты окружающей среды. По оценкам американцев, на это потребуется в течение ближайших трех лет около $400 млн. Некоторые наблюдатели пошли еще дальше и заявили о том, что U.S. Steel просто хочет закрыть свой сталелитейный бизнес в Европе из-за рецессии в европейской металлургии, а первым “звонком” в этом деле стал возврат в прошлом году за символический $1 правительству Сербии ранее приобретенного за $33 млн. металлургического комбината Sartid в Смедерево.

Однако в начале апреля стало известно, что US Steel после долгих переговоров с правительством Словакии отказалась от планов по продаже металлургического комбината US Steel Kosice в течение последующих пяти лет, подписав соответствующее соглашение с премьер-министром страны Робертом Фицо. Также US Steel взяла на себя обязательство не сокращать персонал. Взамен она получит от государства льготы по тарифам на электроэнергию и экологическому налогу, что закреплено в специальном договоре между сторонами. В частности, US Steel получит около 14 млн. евро субсидий на использование возобновляемых источников энергии. “Правительство хочет, чтобы US Steel продолжала работать в Словакии, и понимает, что для этого необходимо создавать соответствующий бизнес-климат. Этот момент чрезвычайно важен для всей страны”, – отметил Р. Фицо, заявив, что словацкое правительство считает заключение соглашения с U.S. Steel серьезным успехом в деле борьбы с безработицей, уровень которой в республике составляет 14,7% от экономически активного населения.

Между тем, если в сталелитейном секторе Словакии ситуации сохраняется более-менее стабильной, то в металлургической отрасли Венгрии дела обстоят куда хуже. Прошедший 2012 г. был для страны одним из самых сложных за последние несколько лет. Негативные последствия мирового финансового кризиса продолжали оказывать существенное влияние на экономику Венгрии из-за сохраняющихся структурных диспропорций и накопившихся ошибок политического руководства.

Прогнозы на ближайшую перспективу тоже безрадостны: темпы экономического роста в Венгрии в текущем году, по оценкам аналитиков, составят 0%, в 2014 г. не превысят 1,2%, а в 2018 г. – достигнут лишь 1,6%. Несмотря на то, что экономика Венгрии находится в лучшем положении по сравнению с аутсайдерами ЕС, венгры тоже оказались перед угрозой дефолта. Внешний долг страны составляет около $240 млрд. или 80% от ВВП и вполне может достигнуть 100% из-за снижения курса форинта к евро.

Венгрия не является крупным производителем и потребителем стали. Максимальный уровень выпуска металла пришелся в ней на 80-е годы, когда в государстве стабильно выплавлялось около 3,6 млн. т стали в год. Сокращение производства произошло в процессе приватизации венгерской сталелитейной промышленности, которая началась в 1990 г. В этот же период Венгрия отказалась от государственных дотаций в производстве стали, а ежегодный выпуск металла упал в 90-е годы до 1,8 млн. т.

В XXI столетии рекордные 2,227 млн. т были произведены в предкризисном 2007 г., после чего производство резко снизилось до 1,403 млн. т в 2009 г. Затем, вроде, наметились некоторые признаки выхода венгерской металлургии из кризиса (в 2010 г. и 2011 г. было выплавлено соответственно 1,678 млн. т и 1,733 млн. т стали), однако в прошлом году кривая производства металла в стране вновь резко пошла вниз. Выпуск стальной продукции в 2012 г. падал ежемесячно со 146 тыс. т в январе до 108 тыс. т в декабре (всего за год производство не превысило 1,543 млн. т.), а в текущем году объемы выплавки стали за первые пять месяцев (304 тыс. т) оказались более чем в два раза меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года (695 тыс. т).

В секторе листового проката страна продолжает оставаться нетто-экспортером, а в секторе длинномерной продукции и труб – нетто-импортером. Доля импортного проката на рынке составляет в целом 50-60%, в том числе плоского – 37-47%, а сортового – 72-82%.

Более 95% стали в Венгрии выплавляется кислородно-конвертерным способом, остальная часть – в электродуговых печах. Крупнейшим производителем стали и проката в стране является принадлежащий корпорации “Индустриальный Союз Донбасса” металлургический комбинат ISD Dunaferr. Это компания полного цикла, имеет собственный коксохимический завод (ISD Kokszolo) производительностью 1 млн. т, а также доменные (1,3 млн. т), сталеплавильные (1,4 млн. т в год) и листопрокатные (1,7 млн. т) мощности. В составе Dunaferr работает фирма Lorinci – крупнейший в Венгрии производитель толстого листа с мощностями 150 тыс. т в год.

До последнего времени ситуация на ISD Dunaferr оставалась достаточно сложной из-за уменьшения спроса на сталь в Европе, падения темпов экономического развития на континенте и долгового кризиса в еврозоне. В кризисный и посткризисный периоды комбинат функционировал лишь на 60-70% от своей производительности, а его руководство регулярно заявляло о своих намерениях пойти на серьезные сокращения персонала. По всей вероятности, именно эти неурядицы, а также ряд других проблем, заставили весной 2012 г. уйти в отставку Валерия Науменко, возглавлявшего Dunaferr в течение 7 лет с момента его покупки корпорацией ИСД.

Новый генеральный директор ISD Dunaferr Евгений Танхилевич, занимавший ранее различные руководящие должности в таких крупных металлургических компаниях, как “Евраз Холдинг” и “Метинвест Холдинг”, отметил, что основной своей целью считает превращение ISD Dunaferr в хорошо управляемую и прозрачную компанию. “Очень важно, чтобы уже начатая модернизация технологического оборудования была завершена в целях повышения производительности труда”, – заявил новый гендиректор на общем собрании акционеров.

По его словам, в рамках улучшения финансового положения ISD Dunaferr будет реализована программа сокращения расходов, а также проведена оптимизация численности персонала с выводом ряда служб на аутсорсинг. Особое внимание будет также сфокусировано на реализации программы модернизации производства, а большинство приостановленных ранее проектов будет вновь пущено в работу и завершено. (По материалам World Steel Association, Reuters, Bloomberg, SteelOrbis, Ugmk.Info/ Rusmet.ru/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version