Металл Украины и мира

Мировой рынок стали: итоги августа 2013 года

В августе мировой рынок стали находился под влиянием ожиданий традиционного подъема деловой активности, который обычно приходится на начало осени. В расчете на расширение спроса металлургические компании наращивали объем выпуска и объявляли о повышении котировок. Однако несмотря на определенное оживление в конце месяца реальный подъем в августе так и не начался. Вследствие этого надежды производителей стали на существенный рост цен в ближайшие несколько недель становятся все более призрачными.

На протяжении всего второго квартала мировой рынок стали находился на спаде, вызванном, в первую очередь, неблагоприятным состоянием экономики западных стран и Китая. Однако в июле ситуация изменилась к лучшему, что давало металлургам определенные надежды на рост во втором полугодии.

В августе эти надежды превратились в уверенность. Во-первых, обнадеживающим фактором стало прекращение рецессии в Евросоюзе. Второй квартал был завершен с показателем роста в 0,3% по сравнению с предыдущим трехмесячным периодом. При этом, наиболее обнадеживающей выглядела обстановка в Германии. Во-вторых, об улучшении экономической ситуации заявило в августе американское правительство. Хотя в строительстве, особенно, в нежилищном секторе, все еще продолжается депрессия, такие отрасли как нефтедобыча, автомобилестроение, производство труб наблюдается весьма значительный рост. Наконец, в-третьих, в августе появились признаки увеличения темпов роста в Китае. После длительного спада снова начал расширяться экспорт китайских товаров, промышленные предприятия стали выставлять новые заказы на материалы и оборудование, а правительство в очередной раз заявило о намерении инвестировать крупные средства в жилищное строительство и инфраструктуру.

В результате практически все основные производители плоского проката анонсировали повышение цен, которое должно было вступить в силу при заключении сентябрьских и октябрьских контрактов. Как правило, этот рост не превышал $20-30/т по сравнению с летними месяцами, но он рассматривался лишь как первый шаг при проведении достаточно длительного подъема. Японские металлурги, при этом, рассчитывали к началу четвертого квартала довести экспортные котировки на горячекатаные рулоны до $600/т, FOB. Их китайские коллеги выставляли предложения на уровне $550-570/т, FOB. Первоначальные предложения российских экспортеров при размещении сентябрьской продукции доходили до $560/т, FOB. Наконец, европейские производители запланировали на сентябрь прибавку 20-30 евро к своим ценам и вывод горячекатаных рулонов в Германии и странах Центральной Европы на уровень 460-480 евро/т, EXW.

Достаточно благоприятными были ожидания и на рынке длинномерного проката. В начале августа в мусульманских странах завершился Рамадан, что обычно становится сигналом к активизации спроса. В Европе многие мини-заводы останавливали на август производство с целью проведения ремонтов, так что прежний избыток предложения, наблюдавшийся в первом полугодии, должен был смениться некоторым дефицитом.

Наконец, повышению цен на стальную продукцию способствовал сырьевой фактор. Китайские металлурги в начале третьего квартала вновь расширили объем выплавки в расчете на осеннюю активизацию спроса. Вследствие этот возрос китайский импорт железной руды, а цены на нее подскочили до самого высокого уровня за четыре месяца. Одновременно с железорудным сырьем подорожал коксующийся уголь. Ближневосточные мини-заводы, рассчитывая на скорое повышение цен на готовый прокат, приняли рост котировок на металлолом.

Однако в связи с этим возникает логичный вопрос: что в данном случае было первичным, а что – вторичным? Произошло ли подорожание сырья из-за того что увеличилась стоимость стальной продукции, или, наоборот, подъем на рынке проката был, прежде всего, реакцией металлургов на расширение затрат на сырье? Сейчас больше похоже, что ситуация развивалась, скорее, по второму варианту. Когда в начале августа в Китае прекратился рост цен на железную руду, перестали подниматься котировки и на национальном рынке проката, а при экспорте произошла стабилизация. В конце августа китайский прокат на внешних рынках стоил примерно столько же, сколько и в начале.

Не добились желаемого роста цен производители плоского проката в других странах Восточной Азии. Российские и украинские компании во второй половине августа прибегли к небольшому понижению котировок, чтобы заключить новые контракты. Только в Европе, где покупательская активность начала расти ближе к концу месяца, производителям удалось добиться определенного прогресса.

Турецким производителям длинномерного проката во второй половине августа также пришлось пойти на уступки. Рубеж в $600/т, FOB для арматуры оказался для них непреодолимым – точно так же как зимой текущего и осенью прошлого года. Остановилось в августе и повышение региональных цен на металлолом, а американские трейдеры во второй половине месяца были вынуждены пойти на некоторое понижение.

Во всех случаях и на всех рынках неудачи металлургических компаний объяснялись недостаточным спросом. Ожидавшейся во второй половине августа активизации покупательского спроса не произошло или произошло, но в относительно небольшой степени. А в Китае, где ситуация в этом отношении выглядела получше, чем в других регионах, дальнейший рост котировок оказался проблематичным из-за избытка предложения.

Впрочем, то, что подъема не было в августе, не означает, что его не произойдет вообще. В июле потребители в различных регионах закупили значительные объемы стальной продукции и вследствие этого могли позволить себе проведении выжидательной политики в следующем месяце. Но рано или поздно им придется приступить к пополнению запасов. Это и создаст благоприятные условия для повышения котировок.

Именно по этой причине большинство металлургических компаний по-прежнему настроены весьма оптимистично. Низкий спрос в августе вполне может трансформироваться в резкий подъем в сентябре. Поэтому производители, как правило, не отказываются от анонсированных ранее повышений и воспринимают уступки, на которые им пришлось пойти во второй половине августа, как временное отступление.

Тем не менее, ситуацию, сложившуюся в настоящее время, трудно назвать благоприятной для металлургов. Прежде всего, спрос на стальную продукцию в ближайшие несколько месяцев, скорее всего, останется ограниченным. Ожидавшегося в конце лета экономического подъема в мире не происходит. Специалисты МВФ, в частности, в прошлом месяце пересмотрели свои прогнозы экономического роста в 2013-2014 гг.  сторону понижения. Ни в США, ни в Китае, ни, тем более, в европейских странах не наблюдается заметного оживления. Нет изменений к лучшему и в строительном секторе Европы и Ближнего Востока.

По оценкам специалистов британской консалтинговой компании MEPS, если осенью и произойдет повышение цен на стальную продукцию, оно будет иметь краткосрочный характер. В четвертом квартале реальное потребление снова начнет сокращаться, а восстановление наступит лишь весной 2014 г.

При этом повышению котировок будет препятствовать избыток предложения стальной продукции. Китайский экспорт стали, достигший максимального уровня в апреле, затем снижался три месяца подряд, но осенью снова наблюдается увеличение. Китайские металлургические компании, в середине лета ограничивавшие объем выпуска, в августе снова приступили к расширению производства. Ожидается, что в 2013 г. в стране будет выплавлено более 780 млн. т стали, т.е. рост по сравнению с предыдущим годом составит не менее 9%, в то время как внутреннее потребление прибавит не более 5-6%.

Помимо Китая, экспорт стальной продукции расширяют в последнее время Япония и Индия. Валюты этих стран в текущем году резко подешевели по отношению к доллару, что позволяет местным производителям занижать цены на свою продукцию. При этом пик индийского экспорта как раз должен придтись на ближайшие месяцы, поскольку внутренний спрос на прокат сократился вследствие экономического спада, и у металлургов возникли излишки продукции.

В Европе в конце августа спрос на прокат несколько оживился, но вряд ли этот подъем будет иметь устойчивый характер. По прогнозу региональной ассоциации Eurofer, потребление стальной продукции практически во всех отраслях европейской промышленности в этом году продолжит сокращаться. Поэтому нынешняя волна закупок, судя по всему, вскоре сменится обычной пассивностью потребителей. Кроме того, при повышении внутренних цен европейский рынок снова становится привлекательным для поставщиков из СНГ, Китая, Индии и Турции. В летние месяцы свою продукцию продавали в ЕС, в основном, украинские металлурги, но в скором будущем конкурентоспособными могут оказаться и предложения, поступающие со стороны их коллег в других странах.

На Ближнем Востоке в середине лета снова возросла политическая напряженность. Из-за этого сократили закупки стальной продукции такие крупные импортеры как Ливан и Ирак, на которые оказало влияние близкое соседство с центрами региональной нестабильностью. Даже правительство Саудовской Аравии, ограничив применение труда гастарбайтеров, по мнению специалистов, само спровоцировало спад в национальной строительной отрасли. С большим трудом играет роль регионального экономического флагмана Турция, экономика которой снизила темпы роста вследствие проблем в Европе.

Таким образом, в последние месяцы 2013 г. баланс между спросом и предложением на мировом рынке стали будет смещен в сторону избытка. И хотя металлургические компании, запланировавшие на сентябрь рост цен, скорее всего, добьются определенного успеха, развить его им будет крайне сложно. Относительно низкие цены на стальную продукцию, очевидно, будут сохраняться на мировом рынке, как минимум, до конца 2013 г., но и в 2014 г. наступление затяжного подъема представляется весьма проблематичным. (Rusmet.ru/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version