Июльский скачок китайского импорта железной руды, коксующегося угля и нефти вернул аналитиков к животрепещущему вопросу: действительно ли завершен сырьевой бум, порожденный взрывным подъемом китайской экономики? Оптимисты говорят, что этот вывод был преждевременным. Однако, по мнению реалистов, сейчас “мастерская мира” попросту работает “на склад”, и в ближайшие месяцы китайские заводы окажутся в состоянии, весьма похожем на банкротство.
По мнению большинства экспертов, в течение ближайших нескольких лет цены на железную руду должны снижаться, поскольку рост ее потребления в Китае тормозится, а рынок скоро затопит волна новых поставок. Однако большинство таких прогнозов пока не оправдалось: в прошлом году средняя спотовая цена составила $127,5/т – по сравнению с менее $50. в 2007 г., а сейчас цены держатся на исторически высоких уровнях.
Возникают определенные сомнения и в отношении дальнейших спросовых тенденций. Ожидалось, что структурные реформы китайской экономики, которую правительство вознамерилось перевести с экспортного пути развития на внутреннее потребление, вызовут снижение спроса на продукцию промышленных назначений, в первую очередь – на сталь. Соответственно, ожидалось и сокращение закупок железной руды. И в первом полугодии развитие событий происходило именно по этому сценарию. Сталелитейные заводы несли убытки и балансировали на грани рентабельности, зачастую переступая эту грань. Местные производители железорудного концентрата закрывали свои предприятия, поскольку не могли выдержать конкуренции с изрядно подешевевшей импортной рудой. Однако в июле ситуация радикально изменилась.
По данным китайской таможенной службы, за первые 7 месяцев импорт руды составил 457 млн. т (годовой прирост – 8%), а в июле он подскочил до 73,14 млн. т и оказался на 17% выше июньского четырехмесячного минимума. Более того, сейчас статистика указывает на стабильный спрос, как на сталь, так и на руду. В начале августа Грим Трейн, аналитик шанхайского филиала Macquarie Commodities, заявил: “Китайский рынок стали выглядит оживленным. Во втором полугодии ожидается спад, но сейчас продолжается снижение уровня запасов стальной продукции, признаки рыночного дисбаланса отсутствуют, и любой последующий спад будет намного умереннее, чем ранее ожидалось”. Трейдеры же говорят, что продажи железной руды в Китае сохранятся на высоком уровне, поскольку заводы заказывают большие объемы в ожидании повышения спроса на сталь.
Рост импорта железной руды сопровождается соответствующим движением цен, тем более, что лавина закупок китайскими трейдерами совпала по времени с сокращением поставок из Австралии и Бразилии. К середине августа спотовые цены выросли до пятимесячного максимума $141,8/т (62% железа). Эксперты Credit Suisse признают, что эта тенденция противоречит их предыдущим прогнозам, а Мелинда Мур, аналитик Standard Bank, указала, что рост цен – это не просто следствие китайского оптимизма. По ее данным, основная причина – ограничение поставок, связанное с заторами в бразильских портах и задержкой с выводом на полную мощность китайских добывающих предприятий, которые сократили выпуск концентрата после майского спада цен.
При этом китайские заводы продолжают работать с повышенной загрузкой мощностей. Аналитики шанхайского филиала Standard Chartered Bank объясняют это тем, что в июле у сталелитейных компаний увеличился объем заказов, соответственно, увеличилась и маржа. По их прогнозу, в четвертом квартале средняя спотовая цена на железную руду составит $127/т. А китайские экономисты предсказывают, что объемы производства нерафинированной стали в текущем году увеличатся на 9%, до 780 млн. т.
Однако подобный оптимизм как-то не вяжется с постепенным, но стабильным снижением экономических индикаторов в предыдущие месяцы. И на этом фоне резкий скачок июльских показателей китайского импорта наводит на определенные размышления. Рыночный аналитик Reuters Клайд Рассел справедливо указывает на две возможные причины такого скачка: он связан либо с повышением спроса, либо с ожиданиями его роста в ближайшие месяцы. Разумеется, возможна и комбинация этих причин. Однако оснований для повышения спроса пока не просматривается.
Как бы то ни было, рост цен на железную руду разделил отраслевых экспертов на два лагеря. Фундаменталисты считают, что сезонный спрос упадет, и цены снизятся до уровня, на котором они должны находиться в соответствии с их прогнозами. А их оппоненты срочно пересматривают свои предсказания на остаток года в сторону повышения. Все же, в любом случае, скачок объемов производства стали нарушает обычную динамику рынка, хотя не исключено, что самым правильным окажется вполне прозаическое объяснение.
В начале августа The Wall Street Journal процитировал мнения оптимистов. Оказалось, что Грим Трейн из Macquarie Commodities полагает, что июльский скачок импорта руды указывает на восстановление реального потребления стали: “Учитывая объем импорта и уровень цен, можно сделать вывод о наличии мощного спроса на сталь”. Эксперт объясняет этот спрос ожиданиями роста потребления в строительном секторе в связи с грядущим стартом проектов, утвержденных правительством в рамках прошлогодней программы стимулирования, которые были отложены из-за ограничений кредитования. И действительно, в сентябре прошлого года правительство заявляло о намерении инвестировать в инфраструктуру 1 трлн. юаней.
С ним согласен и Эфрем Рави, аналитик Barclays Research, но он считает, что такой спрос на сталь и руду обусловлен комбинацией названной Г. Трейном причины и эффекта запаздывания роста продаж недвижимости, который наблюдался со второго квартала 2012 г. по 1 квартал. Правда, он отметил в своей аналитической записке, что “Попутный ветер в сторону спроса станет встречным в четвертом квартале”.
Стоит отметить, что прогнозы этих оптимистов вызывают серьезные сомнения. Действительно, в июле годовой прирост импорта железной руды составил 26,7%. Это больше, чем Китай закупал в период инфраструктурного бума в 2009-2012 гг., на протяжении которых правительство, по данным Bloomberg, закачало в экономику $11,2 трлн. Однако этот факт вовсе не указывает на ускорение подъема экономики, как считают в Maquarie. Дело в том, что китайской экономике сейчас не требуется новая сталь.
Совсем недавно, 31 июля, агентство Xinhua сообщило об июньских убытках сталелитейной промышленности в $113 млн., отметив, что в текущем году это первые убытки, вызванные перепроизводством. Агентство процитировало сообщение CISA, в котором сказано, что в первом полугодии совокупная прибыль членов Ассоциации составила $367 млн., а средняя рентабельность – 0,13%. Это самая низкая рентабельность из всех промышленных отраслей. Кроме того, в сообщении говорится, что цены на сталь падают, начиная с февраля, а в конце июня их годовой спад составил 14,7%. При этом CISA предупредила, что перепроизводство в стране сохранится, несмотря на торможение экономики, связанное с осуществлением структурных реформ. Призывы ассоциации сократить избыточный выпуск стали до заключения реальных контрактов не были услышаны: заводы опасаются утраты рыночных долей и доступа к кредитам. Кроме того, на них оказывают сильное давление местные правительства, остро заинтересованные в занятости населения и налогах, которые составляют основной источник бюджетных доходов.
Характерно, что крупнейшие китайские компании, включая Shougang Corp. и Hebei Iron & Steel Group, повысили цены на сталь в августовских поставках. Однако не менее характерно, что Baosteel Group их примеру не последовала.
Это вполне согласуется с мнением К. Расселла из Reuters, который считает, что скачок импорта руды может быть связан всего лишь с низким уровнем азиатских спотовых цен – в конце мая они упали до $110,4/т, а к середине июня повысились всего до $110,9. При этом выпуск стали продолжает расти, хотя остается неясной дальнейшая судьба этой продукции: ожидается, что во втором полугодии спрос на нее продолжит снижаться. Скорее всего, сталь будут просто складировать. А это означает, что если не произойдет резкого скачка спроса в результате срочных инвестиций в инфраструктуру, нынешняя эйфория завершится тяжелейшим похмельем. Но даже если эти инвестиции будут сделаны, потребуется несколько месяцев, чтобы ликвидировать последствия неумеренного энтузиазма. Кстати, запасы готовой продукции на складах членов CISA составляют 225 тыс. т (годовой прирост – 1,75%), а 35 из 86 членов ассоциации сообщили об убытках.
При этом у кредитных банков имеется и еще одно объяснение роста импорта руды. В Societe Generale считают, что этот бум указывает на возобновление финансирования закупок сырья, которое используется как способ решения проблем недостатка ликвидности. Способ достаточно прозрачен: в условиях кредитного сжатия сталелитейные компании используют закупленную железную руду в качестве обеспечения новых займов. И банкиры эти займы выдают, хотя и сознают, что около 60% кредитов, выданных сталелитейным компаниям, относятся к категории безнадежных. Правда, правительство уже приказало банкам ограничить кредитование производителей стали, но это произошло слишком поздно: среднее отношение долгов к активам составляло в первом полугодии 69,5% (годовой прирост – 1,4%), причем у некоторых заводов этот показатель превышает 80%. Похоже, на китайском рынке стали грядут банкротства, и проблема перепроизводства решится путем естественного отбора. (Rusmet.ru/Металл Украины, СНГ, мира)