Металл Украины и мира

Украина: корпорация «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД) может обзавестись еще одним активом

Первый заместитель председателя Луганской облгосадминистрации Эдуард Лозовский заявил о том, что ИСД увидел серьезные перспективы на шахте им. Менжинского (“Мария-Глубокая”, Первомайск Луганской обл.). Чем же шахта так смогла заинтересовать ИСД, и где корпорация возьмет деньги на покупку нового предприятия?

Шахта им. Менжинского (она же “Мария-Глубокая”) добывает коксующийся уголь марки “Ж” для металлургических предприятий с содержанием серы около 2,5% и высокой зольностью, в худшие годы достигавшей 50%. Проектная мощность составляет 900 тыс. т в год, однако за 2012 г. на шахте еле “выкопали” 84 тыс.

В последние годы “Мария-Глубокая” была эдаким переходящим флагом. Актив ранее входил в трест ГХК “Первомайскуголь”, где в 2003 г. шахта им. Менжинского была реорганизована в ГП “Мария-Глубокая” и передана в ведение “Укруглереструктуризации” для закрытия и ликвидации как юридического лица. Шахта получила название ООО “Интер-инвест уголь”. Одно время шахту арендовал Мариупольский меткомбинат им. Ильича, а осенью 2011 г. ее купила канадская компания EastCoal Inc. (ей же принадлежит шахта “Вертикальная”, бывшая “Володарского” в Свердловске), а в мае 2012 г. компания получила разрешение на покупку контрольной доли управляющего предприятия “Интер-инвест уголь”. Суммарно сделка по покупке “Марии-Глубокой” обошлась в $3,8 млн. И канадская компания рассчитывала, что при достаточном уровне вложений шахта будет производить около 500 т угля в сутки, а в среднесрочной перспективе – около 1 млн. т в год. По информации компании, с 1 июня по 31 декабря 2012 г. в шахту было вложено около $10 млн.

И все бы хорошо, но иностранцев подвело падение цен на уголь. До марта цена на коксующийся уголь по сравнению с началом 2012 г. опустилась практически вдвое – с 1600 грн./т до 900 грн./т. Это и привело к последующим финансовым проблемам компании (в том числе росту задолженности перед персоналом, который к маю составил 10 млн. грн.) и решению о продаже шахты. В конце мая EastCoal инициировала санацию “Интер-инвест уголь”, в рамках которой для погашения долгов перед персоналом была продана новая обогатительная фабрика в Первомайске.

В начале июня EastCoal объявила о планах привлечь $7,7 млн. (за счет дополнительного выпуска акций) и возобновить операционную деятельность. 5 июня компания возобновила работу шахты “Вертикальная”, а 6 июня началась добыча угля в новой Центральной лаве шахты им. Менжинского. И тут на сцену вышло Министерство энергетики и угольной промышленности. Судьбой актива озаботились в профильном министерстве, которое в июне создало государственную комиссию для изучения проблем шахты и поиску выхода из нее. И в июле комиссия пришла к выводу, что “дальнейшее функционирование шахты возможно только при добыче угля”. Но для того, чтобы добывать этот уголь на рентабельном уровне, в “Марию-Глубокую” потребуется вложить никак не меньше $63 млн.

Согласно инвестраскладке, составленной Минэнергоугля, эти $63 млн. – не одномоментная сумма, и она должна быть растянута на 4 года. Программа спасения шахты включает введение очистных забоев на действующем горизонте в 163 млн. грн. на протяжении 4 лет (на финансовую сбалансированность производства за аналогичный период до 2017 г. необходимо 340 млн. грн.). Таким образом, общее финансирование шахты за приведенный период составит 503 млн. грн. Только вот комиссия утверждает, что работа шахты невозможна без государственной поддержки, поскольку только такая форма собственности сможет спасти “Марию-Глубокую” от безубыточности. В противном случае шахта подлежит закрытию. И хоть основным методом спасения актива в комиссии считают возвращение шахты государству, глава Луганской ОГА все же отметил перспективность возможной передачи “Марии-Глубокой” под крыло “Индустриального союза Донбасса”. По данным ОГА, если ИСД не купит шахту им.Менжинского, она будет передана в управление Министерства энергетики и угольной промышленности Украины. Что же касается самого возможного хода переговоров о передаче актива ИСД, то “Интер-инвест уголь” подтвердил наличие переговоров о продаже шахты им. Менжинского. Но пресс-служба компании не уточнила, с кем ведутся переговоры и в какие сроки можно ожидать заключения сделки.

Однако условия все же озвучили. Одним из них будет обязательство покупателя погасить существующую задолженность по заработной плате работникам угольного предприятия. К маю она выросла до 10 млн. грн., но благодаря продаже обогатительной фабрики и допэмиссии бумаг предприятию ее удалось частично погасить.

А вот в самом “Индустриальном союзе Донбасса” перспективную сделку пока никак не комментируют. И даже пока не подтверждают ход переговоров по возможной покупке “Марии-Глубокой”.

Эксперты предполагают, что о покупке шахты Сергей Тарута задумался благодаря введению угольной квоты. “Получение собственной шахты, которая при уровне инвестиций в $50-60 млн. в разработку новых лав сможет добывать около 1 млн. т в год, укрепит металлургический бизнес ИСД”, – отмечает старший аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Денис Саква. По словам эксперта, вложение в новые разработки по прогнозам сможет понизить зольность до 8-9% (что означает более качественное сырье для выпекания кокса). “При тех балансовых объемах, которые имеет “Мария-Глубокая”, С. Тарута может получить неплохой актив на будущее, особенно при возможном сохранении системы распределения угольных квот и на следующий год”, – говорит аналитик. Чтобы спасти украинский углепром с неуклонно растущим профицитом, который за полгода составил 9,6 млн. т, правительство еще в марте приняло решение квотировать угольный импорт, особенно в части коксующихся углей, ограничив их ввоз до 10,2 млн. т в год, что тут же вызвало бурю эмоций у металлургов и цементников, желающих закупать качественную зарубежную продукцию вместо отечественной. При распределении трети из указанного объема предприятия, входящие в ИСД, получили довольной большой “ломоть пирога”: для Алчевского меткомбината квота составила 64,29 тыс. т, для ПАО “Алчевсккокс” – 968,572 тыс. т.

Импорт коксующегося угля в Украину подлежит квотированию с 1 июня, а распределяются квоты в соответствии с рекомендациями межведомственной комиссии во главе с вице-премьером Юрием Бойко. Согласно постановлению Кабинета министров №312 от 22 апреля эта комиссия должна руководствоваться информацией о деятельности импортера за последние три года: объемы импорта коксующегося угля и потребления украинского угля, объемы производства и потребления кокса, а также объемы производства чугуна, в том числе с использованием технологии пылеугольного вдувания. После внедрения новой системы поставок оказалось много недовольных, в том числе и ИСД. На пресс-конференции, посвященной проблемам квотирования, бизнесмен заявлял, что государство поступило дискриминационно по отношению к металлургам. “Те объемы квот, которые заложены на этот год, ИСД может и хватит, хотя есть вопросы относительно конца года, но если форма сохранится на 2014 г., она приведет к огромным проблемам”, – добавил С. Тарута. Руководитель аналитического отдела инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий отметил, что предприятия С. Таруты ранее закупали только импортный уголь, поэтому шихтование качественного угля, завезенного через границу, с углем собственной добычи может упростить ту кризисную ситуацию, которая может сложиться при продолжении квотирования на следующий год. Кроме того, актив вряд ли обойдется бизнесмену дорого. “Сделку можно оценить на том же уровне, что и при покупке предыдущим владельцем. Учитывая объемы долгов перед персоналом и оставшиеся долговые обязательства перед “Краснолучуглем” в $5,8 млн., вряд ли ИСД придется заплатить за шахту более $2-2,5 млн.”, – говорит А. Паращий. Впрочем, еще вопрос: сможет ли ИСД найти эту, пусть и не большую для корпорации, сумму. В конце июня С. Тарута оценил долги корпорации перед иностранными банками в $2,5 млрд., перед украинскими – в $100 млн. Причем некоторые кредиторы вынуждены “выбивать” из ИСД долги через суд. Так что время покажет, сможет ли бизнесмен приобрести шахту или она отойдет в ведение Минэнергоугля, где ее судьба решится на очередном конкурсе по приватизации. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version