В ближайшее время в Украине будет проведена крупнейшая за всю ее историю приватизационная угольная кампания. Многие пророчат ей провал, ссылаясь на непривлекательность готовящихся к продаже шахт. Но результаты конкурсов могут удивить даже старожилов рынка.
О планах государства распродать угольные предприятия стало известно из приказа №2212, подписанного в сентябре главой Фонда госимущества Украины Александром Рябченко. Этим документом был значительно расширен список объектов, подлежащих подготовке к приватизации в 2013 г. Речь идет о намерении продать 41 целостный имущественный комплекс шахт, а также о приватизации 100% акций ПАО “Лисичанскуголь”, в состав которого входят четыре угледобывающих предприятия. Такой внушительный список позволяет окрестить грядущие торги крупнейшей приватизационной кампанией в угольной сфере за все годы независимости Украины. Но многие профильные эксперты этого мнения не разделяют. В первую очередь потому, что из всего списка меньше десятка шахт (“Червоноградскую”, “Мельникова”, “Холодную Балку”, им. Ленина, “Бутовскую” и т. д.) можно назвать перспективными. Тогда как львиную долю лотов составляют убыточные предприятия со среднегодовой добычей 100-200 тыс. т (у вышеупомянутой пятерки этот показатель достигает 350-500 тыс. т в год).
Такие производственные объемы не интересны даже государству, которое официально уже включило в список ликвидируемых шахт восемь из 41 ныне готовящихся к приватизации. Поэтому рассчитывать на агрессивный интерес частных игроков рынка к будущим конкурсам явно не стоит. Между тем в ФГИ уверены в успешном проведении торгов: скорее всего, планы ведомства Александра Рябченко учитывают грядущие глобальные изменения на рынке торговли углем.
Речь идет о подготовке к ликвидации трейдингового монополиста – ГП “Уголь Украины”. Формально это госпредприятие выполняет роль посредника, сбывая от своего имени уголь, добываемый госшахтами. При этом “Уголь Украины” воспринимается участниками рынка как основной канал сбыта нелегального черного золота, добытого в так называемых копанках. Возможно, именно такой имидж этого предприятия вынудил президента Виктора Януковича предусмотреть его ликвидацию в Программе экономических реформ на 2010-2014 гг. Согласно этому документу эпоха ГП должна была завершиться в нынешнем году, но недавно стало понятно, что уложиться в отведенные сроки чиновники не успевают. По данным Министерства энергетики, из-за организационной сложности процесса ликвидация предприятия переносится на два года – до 2015 г. В ведомстве Эдуарда Ставицкого понимают, что таким образом продлевают существование теневого угольного рынка. Но при этом кураторы данной сферы отдают себе отчет в том, что вечно работать по нынешним правилам угольный рынок не будет. Главным образом потому, что это не устраивает его крупнейшего игрока – Рината Ахметова, заинтересованного в либерализации трейдинговых операций.
Таким образом, сегодня бизнес на копанках находится под угрозой уничтожения, что явно не вписывается в планы его кураторов. Но благодаря Фонду госимущества они могут выйти из тупиковой ситуации без потерь. Фокус в том, что на приватизационных конкурсах теневики могут выкупить убыточные мелкие шахты не ради их дальнейшего развития, а с целью использования их статуса “добытчик угля”.
Эффективность работы на рынке по такой модели первыми осознали украинские нефтяники. Они начали скупать простаивающие отечественные нефтеперерабатывающие заводы, которым даже в условиях консервации не запрещается участвовать в государственных тендерах на закупку нефтепродуктов. Опыт нефтяников вполне может быть взят на вооружение владельцами умирающих шахт – от имени этих предприятий можно будет наладить сбыт нелегально добытого угля. К слову, организация этой схемы в прямом смысле слова стоит копейки: по Закону “Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий”, вступившего в силу в прошлом году, практически любая шахта может быть официально продана за 1 грн. претенденту, пообещавшему максимальные инвестиции в ее развитие. И, что интересно, данный закон не предусматривает санкций к покупателю, нарушившему инвестобязательства. Так что, купив по дешевке убыточные шахты, кураторы нелегальной добычи получат возможность легализоваться, не выложив при этом ни гроша.
Конечно, приватизация по такому сценарию грозит недовольством шахтеров, которые окажутся и без работы, и без государственной поддержки. Профсоюзы уже заявили, что будут требовать гарантий социальной защиты горняков при продаже убыточных предприятий. Однако состояние бюджета может заставить чиновников закрыть глаза на такие мелочи. Ведь еще в апреле массовая распродажа шахт планировалась не ранее 2015 г., в августе Виктор Янукович говорил, что приватизация угольной отрасли завершится до конца 2014 г. А ныне сроки резко сократили – продать угледобывающие предприятия хотят уже в этом году. Эксперты объясняют это постоянно растущими расходами госказны на поддержку казенных шахт. Изначально в бюджете-2013 на эти цели было заложено 9,7 млрд. грн., но уже в июле сумма возросла на 6,4 млрд.
Таким образом в этом году затраты Украины на компенсацию госшахтам разницы между стоимостью черного золота и себестоимостью его добычи впервые превысят 15 млрд. грн. С учетом того, что после рекордного снижения цен на уголь обратной тенденции не наблюдается, в следующем году может потребоваться не меньше. Но у власти больше нет ни желания, ни возможностей закапывать миллиарды в шахты. (Комментарии/Металл Украины, СНГ, мира)