Металл Украины и мира

Мировой рынок: спотовые цены на железную руду совершают колебания на относительно высоком уровне

В конце сентября большинство экспертов оценивали перспективы рынка железной руды весьма пессимистически. Падение цен на это сырье выглядело практически неизбежным. С одной стороны, низкие цены на прокат в условиях слабого спроса должны были способствовать и уменьшению стоимости руды. С другой стороны, перепроизводство стальной продукции в Китае должно было подтолкнуть местные компании к сокращению объемов выпуска и, соответственно, сужению потребностей в ЖРС.

Наконец, в-третьих, торговля железной рудой во все большей степени перемещается в биржевое пространство. В частности, китайское правительство подталкивает национальных металлургов к тому, чтобы они заключали больше сделок на торговой площадке China Beijing International Mining Exchange (CBMX). Предполагается, что при такой форме торговли потребители смогут повысить свое влияние на процесс ценообразование и добиться понижения котировок.

Тем не менее, пока что спотовые цены на рынке железной руды сохраняют устойчивость. На протяжении последних нескольких недель они держатся немногим выше отметки $130/т, CFR Китай (для 63,5%-ного индийского концентрата). При этом специалисты полагают, что в четвертом квартале цены, хотя и немного опустятся, но останутся в интервале $120-130/т, CFR Китай. Более того, ряд экспертов, например, из американского инвестиционного банка JP Morgan, считают, что и в 2014 г. руда будет стоить, в среднем, около $115-120/т, CFR.

Даже более долгосрочные прогнозы исходят из того, что стоимость сырья до 2020 г. может и не упасть ниже $100/т (в нынешних ценах), хотя ранее многие эксперты предсказывали ее удешевление до $70-80/т уже в 2015-2016 гг. Причем, крупнейшие компании отрасли, бразильская Vale, австралийские Rio Tinto и BHP Billiton, не собираются отказываться от своих планов расширения мощностей. В частности, Vale, рассчитывающая получить в текущем году 306 млн. т сырья, предполагает довести этот показатель до 480 млн. т к 2018 г.. Rio Tinto в 2012 г. произвела около 200 млн. т ЖРС, в 2013 г. планирует выйти на уровень 265 млн. т, в 2014 г. – дойти до 290 млн. т, а еще через пару лет – до около 360 млн. т в год. По данных австралийского правительства, только за 2014 г. производственные мощности в отрасли могут прибавить до 130 млн. т в год, а до 2018 г. – возрасти еще на 180 млн. т в год.

Чем же обусловлена устойчивость железной руды? Прежде всего, пока что на мировом рынке этого сырья наблюдается, скорее, дефицит, чем избыток. Инвестиционный банк Morgan Stanley оценивает недопоставки в 72 млн. т во второй половине года и предполагает, что предложение превысит спрос только в конце 2014 г.

Эти оценки базируются во-первых, на высоком спросе со стороны Китая, а, во-вторых, на вынужденном уходе индийских поставщиков с мирового рынка. В текущем году производство стали в КНР прибавит порядка 8-9% по сравнению с прошлым годом при соответствующем увеличении потребления сырья. Между тем в самом Китае валовая добыча железной руды (как правило, с низким содержанием железа), согласно прогнозу China Metallurgical Mining Association, возрастет в 2013 г. только на 7,5% до 1,41 млрд. т. Так что, в ближайшем будущем китайские компании должны сохранить высокие объемы закупок импортного сырья.

В Индии минимальный объем добычи железной руды, судя по всему, придется как раз на текущий 2013/2014 финансовый год (апрель/март). По прогнозам местных специалистов, производство сократится, как минимум, на 30% по сравнению со 135 млн. т в 2012/2013 финансовом году, до менее 100 млн. т. Экспорт, при этом, составит не более 8-9 млн. т. Судя по всему, Индия вообще окажется нетто-импортером железорудного сырья. В будущем году ситуация в отрасли, как ожидается, немного улучшится благодаря возвращению в строй ряда горнодобывающих предприятий и снижения экспортной пошлины от нынешних 30 до 10-20%.

В более долгосрочной перспективе объем добычи железной руды в мире будет в значительной степени определяться ценами на нее. В то время как у Vale, Rio Tinto и BHP Billiton себестоимость руды составляет $50/т и менее, практически все новые проекты становятся рентабельными лишь при ценах не ниже $100/т. Причем, еще не во всех случаях приняты решения о выделении инвестиций. Вполне вероятно, что в случае падения цен ряд проектов будут отложены, как это, в частности, сделала осенью прошлого года австралийская Fortescue Metals Group (FMG), принявшая решение о расширении мощностей до 155 млн. т в год только в декабре прошлого года вместо сентября. Таким образом, рынок железной руды демонстрирует определенные способности к саморегулированию. Возможно, это позволит ему избежать глубокого спада во второй половине текущего десятилетия, когда дефицит предложения должен смениться его избытком. (Rusmet/Металл Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version