Потребление стали в регионе сократилось примерно на 30% по сравнению с 2007 г. и все еще продолжает снижаться. По оценкам региональной металлургической ассоциации Eurofer, избыток мощностей по выплавке металла в странах ЕС достигает 30-50 млн. т в год. При этом европейские сталелитейные компании несут финансовые потери не только из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры, но и вследствие действий собственных правительств. Борьба с глобальным потеплением, ставшая в последнее десятилетие одним из краеугольных камней политики ЕС, все сильнее расходится с интересами энергоемких отраслей, включая металлургическую.
В том, что угроза глобального потепления существует и с ней стоит бороться, в западных странах как-то не принято сомневаться. По оценкам информационного агентства Associated Press, 97% (!) специалистов, чьи материалы публикуются в открытых источниках, исходят из того, что негативные изменения климата вызваны хозяйственной деятельностью человека, ежегодно сжигающего миллиарды т ископаемого топлива.
Исходя из этого, энергетическая политика Евросоюза с 1990-х годов направлена на ограничение объемов эмиссии углекислого газа, на который возлагается основная вина за глобальное потепление. Европа является признанным мировым лидером в этой борьбе. Более того, европейских политиков никоим образом не смущает то, что в большинстве стран мира климатическим вопросам уделяют значительно меньше внимания. Например, в США до 2008 г. проблема глобального потепления фактически игнорировалась в реальной политике, и только в конце июня 2013 г. Барак Обама предложил свой Climate Action Plan, которому пока еще далековато до европейской целеустремленности.
В рамках этой стратегии в Евросоюзе с 2007 г. ведется торговля разрешениями на выбросы углекислого газа сверх установленных для каждой отрасли квот. Считается, что компании, успешнее других сокращающие эмиссию, будут продавать избыточные квоты на свободном рынке и за счет этого будут не только сами получать дополнительный доход, но и стимулировать аутсайдеров. Кроме того, движение к безуглеродной экономике способствует ускоренному развитию дорогостоящей альтернативной энергетики солнца и ветра, которую фактически субсидируют потребители электроэнергии за счет зеленых тарифов.
Безусловно, ведя борьбу с глобальным потеплением, европейские политики рассчитывают на создание сотен тысяч рабочих мест в новых отраслях, снижение стоимости традиционных энергоносителей и повышение региональной энергетической безопасности, но для традиционных энергоемких индустриальных отраслей все это оборачивается дополнительными затратами.
По данным исследования, проведенного в 2012 г. в рамках подготовки так называемого Steel Action Plan, обнародованного Европейской комиссией в июне, дополнительные затраты региональных металлургов на приобретение дополнительных квот на выбросы углекислого газа, субсидирование альтернативной энергетики и выполнение жестких европейских экологических стандартов в прошлом году составили 10,66 евро/т горячего проката, полученного из стали, выплавленной в доменной печи, и 17,41 евро/т катанки, металл для который был произведен в ЭДП.
Среднеотраслевой уровень оценивался в 13,37 евро/т, что, казалось бы, немного, но не в условиях экономического и финансового кризиса. По данным того же исследования, в 2011-2012 гг. эти дополнительные затраты составляли у европейских металлургов порядка 30-35% от показателя EBITDA, т. е. съедали весомую долю их прибылей. В последнее время многие европейские сталелитейные компании жаловались на то, что борьба с глобальным потеплением и вызванные ею высокие тарифы на электроэнергию делают отрасль неконкурентоспособной по сравнению с поставщиками из России, Бразилии и даже США.
План действий, подготовленный Еврокомиссией, констатировал наличие этой проблемы, но не предложил никакого внятного решения. А в июле европейских металлургов ждал новый удар. Европейский парламент поддержал проект Еврокомиссии, направленный на искусственное повышение стоимости разрешений на выбросы.
Внедряя свою систему торговли разрешениями, инициаторы этого проекта никак не ожидали кризиса, вследствие которого промышленное производство в ЕС резко упадет, соответственно, уменьшится естественным путем и эмиссия CO2. Кроме того, правительства европейских стран, поддерживая своих промышленников, щедро выдавали им бесплатные разрешения. В результате на рынке возник значительный избыток предложения, вследствие чего стоимость квоты на 1 т CO2 упала от около 11 евро в 2011 г. до менее 3 евро весной 2013 г. и около 4,0-4,2 евро в настоящее время.
Постановление, утвержденное Европарламентом, предусматривает однократное аннулирование бесплатных разрешений на 900 млн. т углекислого газа. Если страны ЕС ратифицируют его до конца года, оно вступит в действие уже в 2014 г. По прогнозам ряда специалистов, стоимость разрешений на выбросы углекислого газа возрастет благодаря этому примерно в два раза по сравнению с текущим уровнем, до около 8 евро/т.
С одной стороны, немного, но, с другой, при выплавке одной ты стали образуется в среднем по европейской отрасли немногим более 1,3 т углекислого газа. Учитывая то, что большую часть бесплатных разрешений для металлургов предполагается аннулировать, эффект будет достаточно заметный. Неудивительно, что ассоциация Eurofer выступила с весьма резкими комментариями, критикующими данную инициативу. По словам генерального директора Eurofer Гордона Моффата, само по себе увеличение платы за выбросы, при этом идущее вразрез с рыночными законами, никак не будет способствовать сокращению эмиссии углекислого газа европейской металлургической отраслью.
Однако что могут сделать металлурги в данной ситуации? И чего ждать европейским соседям, включая Украину?
Вообще бескомпромиссная борьба европейских политиков с глобальным потеплением в последние годы довольно сильно задевает интересы региональных металлургов. В 2009 г. совет Европы утвердил дорожную карту, рассчитанную до 2050 г. и предусматривающую сокращение эмиссии углекислого газа в регионе на 80-95% по сравнению с уровнем 1990 г. В настоящее время на ее основе разрабатываются отраслевые программы, устанавливающие достаточно конкретные показатели и предполагающие конкретные действия. Например, от европейской металлургической отрасли требуется к 2030 г. уменьшить выбросы углекислого газа на 43-48% по сравнению с 1990 г.
Проблема в том, что согласно единодушному мнению отраслевых специалистов, выполнить эту программу совершенно невозможно. Объем эмиссии CO2 европейской металлургической отраслью к 2010 г., правда, снизился на 25% по сравнению с 1990 г., но произошло это в основном вследствие общего сокращения объемов выплавки стали и увеличения доли металла, получаемого в электродуговых печах. Согласно недавнему исследованию Boston Consulting Group, существующие технологии производства стальной продукции близки к своей максимальной эффективности в плане ограничения эмиссии углекислого газа. Без революционных преобразований в этой области европейские металлурги до 2030 г. смогут уменьшить эмиссию CO2 в пересчете на ту выплавленной стали только на 10% по сравнению с 1990 г., а к 2050 г. этот показатель достигнет 15%.
Как заявляет руководство Eurofer, выполнить дорожную карту ЕС региональная металлургическая промышленность сможет только при условии массового внедрения в отрасли принципиально новых технологий, которые на данный момент в лучшем случае лишь проходят испытания. В частности, ArcelorMittal с 2004 г. работает над проектом ULCOS (Выплавка стали с ультранизкой эмиссией CO2), но эта технология до сих пор реализовывалась только в пилотных установках. Аналогичную технологию HISarna разрабатывает Tata Steel, но и она имеет лишь опытный характер, к тому же отличается высокой стоимостью.
Вообще, по оценкам экспертов, любые меры, направленные на сокращение эмиссии углекислого газа при производстве стали на десятки процентов, например, посредством его улавливания и захоронения, приведут к росту себестоимости на те же десятки процентов, а то и в разы. Чтобы их внедрить, европейским металлургам нужна будет, во-первых, массированная финансовая поддержка со стороны национальных правительств и Еврокомиссии, а, во-вторых, всеобъемлющая защита от конкурентов из-за пределов ЕС, перед которыми не будет стоять задача настолько радикально сокращать объемы выбросов парниковых газов. И то, и другое сейчас нереально.
В принципе, в Steel Action Plan Европейской комиссии упоминается о необходимости распространения европейских принципов и стандартов в области климатической политики на другие страны, в частности, посредством использования соглашений об ассоциации. Барак Обама, представляя свой Climate Action Plan, также заявил, что США будут оказывать давление на другие страны, чтобы те тоже присоединились к борьбе против глобального потепления. Однако этот процесс, безусловно, будет весьма длительным, так что украинские металлурги могут не беспокоиться о том, что от них вдруг немедленно потребуют соблюдения европейских правил в части ограничения эмиссии CO2. Однако в долгосрочном плане этот фактор необходимо учитывать, особенно если в ноябре будет подписано соглашение об ассоциации с ЕС.
В более краткосрочной перспективе дальнейший рост затрат на приобретение разрешений на выбросы углекислого газа и общее повышение розничных тарифов на электроэнергию в ЕС будут способствовать снижению конкурентоспособности европейских металлургов. В принципе, можно было бы даже ожидать сокращения объемов выплавки стали в ряде стран Евросоюза и переключения местных компаний на более широкое использование покупных полуфабрикатов.
Вот только власти европейских стран не будут, сложа руки, смотреть на закрытие сталеплавильных производств и ликвидацию тысяч рабочих мест. Правительство Словакии весной этого года уже предоставило льготы компании US Steel, которая взамен на обязательство не закрывать и не продавать свой комбинат US Steel Kosice в течение пяти лет добилась снижения затрат на электроэнергию и мероприятия по выполнению экологических стандартов. В мае аналогичные льготы запросила у правительства Румынии корпорация ArcelorMittal. Германские власти освобождают энергоемкие предприятия, включая металлургические, от дополнительных платежей за электроэнергию, за счет которых субсидируются зеленые тарифы. Судя по всему, правительства других европейских стран тоже придут на помощь своим сталелитейным компаниям, даже если это будет не совсем соответствовать официальной политике, предусматривающей невмешательство государства в экономику и ставящей борьбу с глобальным потеплением выше экономической целесообразности.
Тем не менее, если в Евросоюзе экономический спад в ближайшее время не сменится новым подъемом, проблемы региональной металлургической отрасли будут только усиливаться. И это будет подталкивать власть к более радикальным вариантам – либо решительной ликвидации избыточных мощностей в сталелитейной промышленности с расширением импорта полуфабрикатов и массового коммерческого проката, либо политике жесткого протекционизма. Выбор этот еще не сделан. Можно сказать, что он пока еще даже не стоит на повестке дня. Но сегодня в европейской металлургии можно увидеть отдаленные предпосылки возможного движения как в одном, так и в другом направлении. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)