Металл Украины и мира

Ирак: развитие металлопотребления открывает перед украинскими металлургами неплохие возможности экспорта

Более того, закрепление на иракском рынке способно создать площадку для восстановления объемов сбыта на иранском направлении. В конце июля глава Минэкономразвития Игорь Прасолов объявил, что Украина заинтересована развивать экспорт продукции ГМК в Ирак. Министр уточнил, что речь идет не только о количественном расширении, но и о росте номенклатуры металлоэкспорта на данном направлении. И добавил: подобное же продвижение должно быть достигнуто в машиностроительном секторе и по линии химпрома.

Действительно, для развития экспорта на иракском направлении есть предпосылки: страна постепенно восстанавливается после разрухи последнего десятилетия, и в 2012 г. приобрела украинских товаров на $872,3 млн. (рост на 43,1%). Основную часть поставок составляют товары группы УКТ ВЭД №72 “Черные металлы”, которые в прошлом году заняли почти 3/4 в экспортной структуре с приростом объемов на 31,6%. Положительный тренд сохранился и за 5 месяцев металлоэкспорт в годовом сопоставлении вырос на 9,3% до $227,4 млн. Основной поставщик – “ArcelorMittal Кривой Рог”, который в 2012 г. продал в страну около 700 тыс. т арматуры.

Восстановление страны во многом финансируется за счет доходов от экспорта нефти. В прошлом году доходы Ирака от экспорта “черного золота” составили $94 млрд., что на 13% больше поступлений 2011 г. В целом в стране насчитывается 78 коммерческих месторождений с запасами в 31,018 млрд. т. Ожидается, что к 2020 г. Ирак нарастит нефтедобычу более чем вдвое, а к 2030 г. выйдет на второе место в мире по ее экспорту, обогнав Россию.

Соответственно, Багдад нуждается в трубах, и группа “Интерпайп” уже обнародовала планы своей иракской экспансии. Группа участвует в тендерах, проводимых национальной компанией South Oil Company. Также возрождаются и модернизируются железные и автодороги, аэропорты, электрогенерация, социальная инфраструктура и т. п.  Экономист Виталий Кулик отметил, что с 2003 г. по 2012 г. США – как контролирующий страну инициатор свержения режима Саддама Хусейна – вложили в ее восстановление $60,63 млрд. Не в последнюю очередь именно из-за этих вливаний в 2011-2012 гг. рост национального ВВП в среднем составил 11%.

Неудивительно, что в прошедшем году Ирак впервые вошел в число 15 крупнейших в мире нетто-импортеров металлопродукции, заняв 11 место с показателем 2,9 млн. т и лишь немного отстав от разделивших 10 позицию Филиппин и Мексики, информирует World Steel Association. Тогда как в 2011 г. страна импортировала 2,6 млн. т, т. е. прирост равнялся приблизительно 11,5%. На Ближнем Востоке больше завозят лишь Саудовская Аравия (8 млн. т) и ОАЭ (6 млн. т). “Притом если последние сокращают импорт в пользу внутреннего производства, то иракцы его быстро наращивают, превращаясь в один из самых привлекательных для сбыта рынков региона”, – констатирует отраслевой аналитик Владимир Пиковский. Основную часть металлоимпорта составляет длинномерный прокат (до 3/4) и трубы – а главными поставщиками являются украинские и турецкие меткомпании, совокупно обеспечивающие 90% ввоза металлопродукции.

Есть у Ирака и внутренние мощности: так, основным изготовителем арматуры является построенный с участием турецкого капитала мини-завод Erbil Steel ежегодной мощностью 240 тыс. т в год, расположенный в Курдистане (север страны). Недавно стартовало производство квадратной заготовки на заводе Al Аnmaa в г. Хор-эль-Зубейр в р-не Басры. Турецкие же инвесторы (United Brothers Holding) займутся реанимацией и крупнейшего иракского метпредприятия, State Company for Iron and Steel Plant (SCIS), не действующего с момента вторжения западной коалиции весной. Это завод по выпуску длинномера годовой мощностью 440 тыс. т; стоимость восстановительного проекта – $700 млн.

На I этапе (в следующем году) должны быть построены электросталеплавильный цех, МНЛЗ для литья заготовки толщиной 130-150 мм и прокатный стан мощностью 820 тыс. т/год для выпуска арматуры диаметром 8-32 мм. Далее, к 2015 г., ежегодную мощность электропечи доведут до 1 млн. т, установят стан для выпуска секций и уголка мощностью 250 тыс. т, а изготовление арматуры расширят до 1 млн. т. Наконец, на III этапе (2016 г.) предполагается внедрить линию DRI (прямого восстановления железа) годовой производительностью 1,2 млн. т. По этому поводу сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич отмечает, что важное условие для эффективного использования технологий DRI – наличие собственного недорогого природного газа и железных руд. Ирак обладает и тем, и другим: пока извлекается только попутный нефтяной газ (примерно 1 млрд. куб. м/год), но государство обладает подтвержденными запасами природного газа в более чем 3 трлн. куб. м.

Добавим в список и план реабилитации метзавода Al Sumood в Таджи к северу от Багдада; проект оценивается в $100 млн., планируется построить 2 электропечи, МНЛЗ для выпуска квадратной заготовки и стан для ежегодного изготовления 250 тыс. т сорта. Наконец, открыть свои производственные площадки в Ираке готовятся компании STX (Юж. Корея), Jindal, Welspun (обе – Индия).

Однако специалисты уверены, что внутренние проекты лишь частично ослабят спрос на импортный металл. Это нетрудно понять из сопоставления потенциального перспективного (на 2016 г.) уровня собственного производства и объема внутреннего спроса. В указанном году иракский выпуск проката даже при пуске всех заявленных мощностей не превысит 2 млн. т. В будущем потребление стали будет только расти: при сохранении стабильной политической ситуации эксперты прогнозируют, что за 7-8 лет годовой спрос на прокат в Ираке может увеличиться до 10 млн. т, т. е. в несколько раз. По словам В. Кулика, это обусловлено задачами развития жилой, социальной, транспортной инфраструктуры, коммуникаций и связи и пр. При этом закрепление на иракском рынке позволяет экспортерам Украины продвигаться и в Иран, против торговли с которым действуют все более жесткие санкции, продолжает В. Пиковский. Из-за действующих ограничений официальные поставки отечественной металлопродукции в Исламскую Республику в 2012 г. упали более чем вдвое, до $87,6 млн. “Тогда как компаниям-резидентам Ирака намного проще торговать с Ираном ввиду географической близости, упрощенных режимов товарообмена и т. п., – отмечает эксперт. – То же самое справедливо и в обратном направлении: иракский рынок является одним из самых важных для иранской продукции. Так что приход в Ирак способен открыть украинским металлургам доступ к крупнейшим рынкам Среднего Востока”.

Багдад тоже настроен довольно оптимистично относительно привлечения товаров и капитала из нашей страны. Иракский министр торговли Хайралла Хасан Бабекер отмечает, что его государство готово вкладывать значительные деньги в восстановление экономики и рассчитывает на активное участие Киева в этом процессе. “При восстановлении инфраструктуры и заводов мы будем полагаться на помощь дружественных стран, одной из которых является Украина. Сегодня основной объем ваших товаров поступает в Ирак через посредников, и это можно менять в пользу прямых поставок. Наконец, производители с хорошими сбытовыми перспективами на нашем рынке могут переносить свои площадки прямо в нашу страну, и мы их поддержим”, – подчеркивает чиновник. Багдад выражает готовность предоставлять различные льготы и преференции отечественным промкомпаниям, которые захотят работать в стране.

А это означает весомые возможности, и не только по металлопродукции, но и, например, по различным средствам транспорта. В 2012 г. украинские авиаторы поставили иракцам летательных аппаратов почти на $64 млн., что почти вдвое больше, чем годом ранее. “У транспортного направления в Ираке хорошие перспективы ввиду инфраструктурного развития; то же самое касается разнообразной строительной техники, а также насосно-компрессор ного оборудования для добычи углеводородов”, – резюмировал В. Кулик.

Экспорт металлопродукции из Украины в Ирак, тыс. т

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
26 207 479 590 767 1800

Источник: Минэкономразвития. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version