Металл Украины и мира

Мировой рынок: горнорудные гиганты Rio Tinto и BHP Billiton форсируют проекты расширения

На первый взгляд, такие действия представляются самоубийственными при нынешних перспективах в сегменте железной руды. Но это – только на первый взгляд. Скорее, это просто попытка использовать кризис для вытеснения с азиатских рынков более затратных конкурентов и надежно укрепить свою монополию к моменту, когда рыночные тенденции изменятся к лучшему.

В обозримом будущем и, вероятно, на многие последующие годы тенденции на мировом рынке ЖРС будет определять крупнейший в мире покупатель – Китай. Поэтому торможение подъема экономики в этой стране привело к резкому снижению мирового спроса на сталелитейное сырье. Этому же способствует и европейский кризис, который, несмотря на кажущийся оптимизм политиков Евросоюза, затянется на долгие годы. Усредненные результаты проведенного Reuters опроса пула аналитиков указывают, что неопределенность в отношении китайской экономики и рост глобальных поставок железной руды приведут к падению спотовых цен во втором полугодии, и среднегодовая цена опустится до самого низкого после 2009 г. уровня.

Отраслевые эксперты дружно предсказывают грядущее углубление спада на рынке железной руды, а многие горнорудные компании сокращают ее добычу или вовсе останавливают производство. Например, Glencore Xstrata собирается с августа прекратить добычу на своем месторождении в Австралии, прекратив двухлетние попытки создать плацдарм для расширения в этом секторе. А газета The Australian цитирует аналитиков JPMorgan, которые утверждают, что Rio Tinto отложит на три года реализацию своего плана увеличения добычи руды в Западной Австралии на 70 млн. т, поскольку сейчас группа интенсивно сокращает затраты и расходы. По словам этих экспертов, компания поставила перед собой цель за ближайшие два года увеличить экономию затрат до $5 млрд. В 2012 г., впервые за всю свою историю, она понесла убытки в $3 млрд., связанные со списанием стоимости алюминиевых активов ($14 млрд.). В свою очередь аналитики сиднейской консалтинговой фирмы MineLife говорят, что при нынешних рыночных тенденциях Rio предпочтет максимально загружать мощности на уже действующих месторождениях, поскольку тратить деньги на реализацию новых проектов сейчас не имеет смысла.

Однако сама Rio опровергает такие прогнозы. Через неделю после этих сообщений компания объявила, что об отсрочках речь не идет, и до конца 2014 г. она собирается увеличить добычу до 360 млн. т. В заявлении Rio сказано, что ее планы расширения добычи на следующие полтора года остаются без изменений. С учетом расширений и различных СП во втором квартале годовой прирост добычи в группе составил 7%, при этом она уже начала работы в порту и на железной дороге. Годовой план добычи на календарный 2013 г. остался без изменений – 265 млн. т. Правда, сейчас обсуждается вопрос, стоит ли заниматься новыми месторождениями или ограничиться увеличением мощностей действующих предприятий. Однако в любом случае Rio собирается к концу сентября увеличить мощности до 290 млн. т.

В свою очередь форсируют свои проекты BHP и Fortescue Metals Group. При этом проект BHP продвигается с опережением графика – за последние 12 месяцев компания нарастила объем добычи на 9% доведя ее до рекордных 187 млн. т. К декабрю компания планирует увеличить объемы производства до 220 млн. т в год. А Fortescue заключила контракт на 2,8 млрд. австралийских долл. с подрядчиком Leighton Holdings, чтобы увеличить мощности ее австралийских месторождений еще на 60 млн. т. Ну, а бразильская Vale в июле получила наконец разрешение Environmental Protection Agency на расширение производства на месторождении Carajas – одной из самых богатых в мире залежей, и собирается инвестировать в этот проект $19,5 млрд.

Кстати, когорта австралийских гигантов скоро пополнится: железорудный проект Roy Hill (стоимостью $10 млрд.) австралийского горнорудного магната Джины Райнхарт скоро получит необходимые займы. Богатейшая женщина страны (по данным Forbes, ее состояние превышает $17 млрд.) сумела договориться с потенциальными кредиторами о смягчении их требований в отношении гарантий, и в сентябре 2015 г. в Австралии появятся еще 55 млн. т новых железорудных мощностей.

Некоторые аналитики объясняют эту лавину расширений тем, что глобальные компании считают риски управляемыми. Однако причина, скорее всего, кроется в другом. Похоже, отраслевые тяжеловесы задействовали стратегию перебалансировки – они будут заваливать рынок избыточными поставками, чтобы снизить цены до уровня, приемлемого для них, но неприемлемого для конкурентов.

Сейчас началась борьба за передел рынка железной руды, и от ее исхода зависит, кто именно будет диктовать цены в следующем десятилетии. Австралийские гиганты начали эту игру с хорошими картами: у Rio и BHP себестоимость добычи с доставкой в Китай составляет около $50/т. У Vale – несколько больше, из-за большего транспортного плеча. Правда, у Vale есть клиенты и в Европе, но там глубокий кризис, а в борьбе за китайский рынок эту бразильскую группу вполне могут серьезно потеснить. Как бы то ни было, массированное расширение мощностей дает возможность этим трем компаниям реализовать экономию на масштабах.

А вот меньшим конкурентам и новым проектам придется, похоже, уйти с рынка, во всяком случае – большинству из них. Вероятно, сумеет выстоять сравнительно молодая, но довольно резвая австралийская компания Fortescue Metals Group. У нее тоже низкая себестоимость и она так же активно увеличивает мощности. Намного меньше шансов у проекта Roy Hill Джины Райнхарт в Австралии и инициатив Sundance Resources в Камеруне и Конго. Еще большему риску подвергаются мелкие австралийские проекты в Пилбаре и на железорудных поясах среднего запада. Такая же ситуация и у компаний, которые ведут разработки в Бразилии, поскольку они отрезаны от побережья. Эта же причина вынудила и Glencore Xstrata прекратить добычу в Австралии – у ее топ-менеджеров явно меньше оптимизма, чем у Джины Рейнхарт, и они сильно усомнились в возможности проникнуть в железорудный сектор при подобных обстоятельствах. Кстати, это и раньше было весьма непросто, о чем свидетельствует пример Anglo American, которая много лет пыталась проникнуть в этот сектор, но смогла это сделать только после приобретения Kumba Resources, которая владела неплохим месторождением в Южной Африке. Что же касается проекта Roy Hill, то для Джины Рейнхарт это – единственный шанс на плацдарм в секторе. Учитывая ее положение в Австралии, можно допустить, что она успеет реализовать свой проект и станет еще одним неслабым игроком на этом рынке.

Ну, а китайские горнорудные компании, разумеется, не смогут конкурировать с гигантами. Рынок железной руды отличается от других товарных рынков маленькими складскими мощностями. Горнорудные компании, трейдеры и сталелитейные заводы традиционно имеют дело со сравнительно небольшими запасами, поэтому добывающая сторона быстрее реагирует на изменение спроса, чем в других секторах. Во времена избыточных поставок объемы добычи быстро сокращаются, и первыми уходят с рынка именно китайские компании – у них просто нет возможности конкурировать из-за низкого качества местной руды (10-30% железа) и высокой себестоимости добычи.

Сейчас спотовые цены на руду в Азии держатся на уровне $13/т. Это означает, что маржа у Rio Tinto и BHP составляет около $80. Даже если цены во втором полугодии резко упадут, эти две компании сохранят прибыльность намного дольше всех конкурентов. Правда, сейчас лишь немногие аналитики предсказывают, что спад будет таким же глубоким, как год назад, когда в начале сентября цены упали до трехлетнего минимума – $86,9/т. В основном эксперты прогнозируют $110-120 с риском дальнейшего снижения. Если этот прогноз оправдается, решение о форсировании расширений окажется вполне удачным. Но в любом случае Rio, BHP и Vale будут иметь большую маржу, чем их более затратные конкуренты.

Кстати, некоторые аналитики разделяют мнение специалистов Rio и BHP о том, что глубина грядущего спада несколько переоценена. По усредненному прогнозу пула аналитиков, опрошенных Reuters (опубликован 4 июля), в 2013 г. китайский импорт руды составит 786 млн. т. В первом полугодии объем этого импорта оказался 384 млн. т (годовой прирост – 5,1%), следовательно, если данный прогноз оправдается, во втором полугодии Китай импортирует 401,7 млн. т железной руды. В этом случае следует говорить не о спаде, а о подъеме. Самый низкий прогноз по китайскому импорту в 2013 г. – 736 млн. т (в 2012 г. он составил рекордные 744 млн. т). Но даже если этот наиболее пессимистический сценарий реализуется, Rio и BHP смогут продать свой увеличенный выпуск, поскольку их руда – самая конкурентоспособная. И именно эти две компании выиграют в большой игре, поскольку вступили в нее с исходно хорошими картами. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version