Новая волна политического противостояния в Северной Африке, похоже, надолго заблокирует перспективы восстановления спроса и импорта сталепродукции не только в Египте, но также в Алжире и Тунисе, странах с очень высоким потенциалом потребления.
После событий 2011 г., именуемых “арабской весной”, казалось, что ситуация в странах Северной Африки войдет в нормальное русло, экономика постепенно нормализуется, потребители вернутся к закупкам металлопродукции. Однако происходящие сейчас в Египте, Алжире и Тунисе события демонстрируют, что до обретения политической стабильности в регионе еще очень далеко.
После свержения авторитарных режимов в этих странах власть получили исламисты, курс и методы правления которых не устраивают сторонников светских или либеральных ценностей. Учитывая, что в Египте, Алжире и Тунисе исламисты и их противники имеют примерно равные силы, противостояние обещает быть долгим и, скорее всего, далеко не всегда мирным.
К дискуссии между сторонникам исламского и светского пути примешиваются и распри на национальной и религиозной почве, акты насилия со стороны боевиков. Рост политического хаоса ухудшает и без того плачевное состояние экономики, страдающей от спада инвестиций и ухудшения внутреннего спроса.
Как ожидалось, спрос на сталь в Африке (80% потребления приходится на страны Северной Африки) в 2013 г. вырастет на 8% до 29 млн. т. В 2014 г. – еще 8% до 32 млн. т. Однако реалии таковы, что большинство стран региона ждет сильный спад потребления – во всяком случае, в Египте, Алжире и Тунисе. Очень далеко до восстановления экономической активности и нормального спроса на метпродукцию в Ливии, и лишь в Марокко ситуация пока сравнительно стабильна.
В Алжире в 2012 г. потребление готовой метпродукции оценивается на уровне 4 млн. т, в Марокко – 2 млн. т, в Тунисе – 1,5 млн. т.
Баланс стального рынка ряда стран Северной Африки
Потребление (готовый прокат), тыс. т | Производство (сырая сталь), тыс. т | Импорт, тыс. т | ||||
2011 г. | 2012 г.* | 2011 г. | 2012 г.* | 2011 г. | 2012 г.* | |
Алжир | 4428 | 4 | 551 | 507 | 3921 | 4 |
Тунис | 986 | 700 | 150 | 130 | 973 | 700 |
Ливия | 165 | 100 | 100 | 55 | 158 | 50 |
Марокко | 1919 | 2 | 654 | 528 | 1421 | 900 |
* – оценка. Источник: данные WSA, оценки автора.
Объемы стального импорта в охваченных революциями странах в минувшем году существенно снизились. В 2012 г. импорт в Алжир составил порядка 5 млн. т, Египет – 3,5 млн. т, остальные страны региона фактически выпали из числа крупных покупателей. Общий объем импорта металлопродукции в страны Северной Африки в 2012 г. составил порядка 12 млн. т, из которых 2 млн. т поставили турецкий экспортеры.
Данный регион традиционно важный рынок сбыта для украинского стального экспорта, на него приходилось порядка 10-15% всех поставок. Однако в 2012 г. объем поставок в Северную Африку упал до 1,4 млн. т, из которых 1,1 млн. т пришлось на Египет, а экспорт в Алжир, Тунис, Ливию, Марокко и Йемен составил менее 300 тыс. т.
В текущем году украинские экспортеры начали наращивать поставки в Северную Африку, однако делать это удавалось лишь в 1 полугодии, пока не началась дестабилизация обстановки в Египте, а за ним в Алжире и Тунисе. За 5 месяцев, по информации проекта Delphica, экспорт в Африку (весь регион) вырос на 19% до 1,144 млн. т. При этом объем поставок в Египет увеличился на 70% до 631 тыс. т, Тунис – на 44% до 81 тыс. т.
К сожалению, Алжир уже несколько лет как выпал из числа покупателей украинской метпродукции – во-первых, из-за политики Лакшми Миттала, который фактически запретил “Криворожстали” отгружать сюда длинномерный прокат, чтобы не создавать конкуренцию предприятию ArcelorMittal в Аннабе, во-вторых, вследствие перенасыщения местного рынка новыми мощностями (за последние 2 года свои заводы построили турецкие и катарские инвесторы), которые уже вдвое превышают реальный спрос.
Что касается Марокко, то эта страна, очевидно, станет лидером по росту стального потребления и импорта в регионе. События “арабской весны” не привели к серьезным политическим потрясениям в королевстве. Более того, сосредоточившись на экономическом развитии, Марокко стала лидером по приросту прямых иностранных инвестиций в Северной Африке. В 2012 г., согласно данным ООН, их объем вырос на 10% до $2,84 млрд., составив 25% всех ПИИ в регионе.
В стране уже работают такие крупные мировые компании как Renault, Delphi, Лир, Leoni, Yazaki, Denso, Faurecia, Sumitomo. Особенно активно развивается автоиндустрия. Совокупные продажи автомобилей за 2012 г. выросли на 16,2% по сравнению с предыдущим годом, до 130316 единиц. Только недавно начал производство компонентов на заводе в Марокко канадский производитель самолетов Bombardier.
Залогом роста стального потребления в 33-миллионной стране являются такие крупные инфраструктурные проекты, как строительство 1800-километровой сети автомагистралей и высокоскоростных железнодорожных линий, которые свяжут Танжер в Касабланку, а также строительство крупнейшего порта на Средиземном море.
Экономика страны в последние 10 лет растет на 4-5% в год при инфляции ниже 2%. В первом квартале рост ВВП составил 3,8%, что намного лучше, чем в большинстве стран региона.
Ведущим производителем в стране является Maghreb Steel. Следует добавить, что с весны 2013 г. в Марокко ведется антидемпинговое расследование в отношении импорта плоского проката, а по сортовому прокату уже введены временные (до конца 2013 г.) пошлины на импорт из ряда стран. (Ugmk.Info/Металл Украины, СНГ, мира)