Металл Украины и мира

Украина: из-за хронического дефицита котировки на лом в ближайшие годы будут находиться на высоком уровне

По заявлению городских властей Донецка на Донецком металлургическом заводе (ДЭМЗ) начаты подготовительные работы к повторному пуску предприятия, которое может вернуться в строй еще до конца 2013 г. после годичного простоя. Однако это достижение способно обернуться новыми проблемами для украинского рынка металлолома, который и так испытывает дефицит. Нехватка сырья может существенно обостриться в будущем году, что поставит отечественных металлургов в сложное положение.

Тенденция к сокращению сборов металлолома в Украине имеет долгосрочный характер и объясняется целым рядом факторов. Во-первых, лома банально не хватает. Большая часть его легкодоступных запасов, оставшихся с советских времен или периода всеобщего развала в начале 1990 г., утилизирована еще в первой половине прошлого десятилетия, когда ежегодно в стране собиралось по 8,5-10 млн. т материала.

Поступления так называемого “нового” лома, представляющего собой отходы металлообработки, сократились до минимума вследствие упадка в отечественной промышленности. Экономический кризис заставил украинские компании уменьшить закупки нового оборудования и, соответственно, прекратить демонтаж старого. По той же причине у населения замедлилось обновление крупногабаритной бытовой техники.

Во-вторых, в последние годы заметно ухудшились условия бизнеса по ломосбору и ломозаготовке, из-за чего ряд компаний просто ушли из отрасли. Негативно на рост заготовки повлияли низкий уровень закупочных цен на меткомбинатах и падение объемов экспорта. Экспорт обеспечивал поставщикам лома регулярные поступления наличных, что в условиях невысокой платежной дисциплины украинских металлургов было весьма значительным подспорьем. В итоге, когда в прошлом году власти с помощью административных мер вообще блокировали экспорт металлолома, разрешив возобновить его только в июле, заготовка сразу же упала. В 2012 г. ее объем составил, по данным различных источников, 5,9-6,0 млн. т, что было примерно на 25% меньше показателя текущего года и представляло собой минимальный показатель за последние 16 лет. На отечественные метпредприятия было поставлено менее 5 млн. т металлолома.

В 2013 г. ситуация продолжала ухудшаться. По данным объединения “Металлургпром”, в январе-июле украинские металлурги получили около 2,56 млн. т металлолома, что 13% меньше, чем в тот же период годичной давности, и составляет 91% от балансовой потребности в этом сырье. При этом в июле-августе сборы покрывали спрос на лом менее чем на 87%. За те же два месяца 68 тыс. т лома было поставлено на экспорт, преимущественно в Турцию и Молдову. На первый взгляд, не очень много, но в августе объем поставок достиг 58 тыс. т – немногим менее 15% от всего ломосбора, согласно данным ГП “Укрпромвнешэкспертиза”. В итоге, по подсчетам экспертов компании, на украинском рынке возник дефицит сырья в масштабах порядка 50-70 тыс. т в месяц, т. е. более 15% от потребности.

Между тем спрос на металлолом в Украине растет. За последние годы в нашей стране заработали две крупные электродуговые печи, использующие это сырье. В 2008 г. начал работу мини-завод “Электросталь” в Курахово (Донецкая обл.), потребивший в прошлом году почти 500 тыс. т лома, а в конце 2012 г. стартовало производство на электросталеплавильном комплексе “Интерпайп Сталь” в Днепропетровске. Уже к концу первого квартала это предприятие достигло плановой мощности, составляющей 110 тыс. т стали в год, а в 2014 г. планирует выплавить 1,3 млн. т металла, использовав порядка 1,5 млн. т металлолома. Кроме того, возможно, еще до конца года вступит в строй ЭДП на “Донецкстали”, которая заменит остановленные мартены. Ее потребность в металлоломе оценивается как минимум в 700 тыс. т в год. Наконец, после длительного простоя может возобновиться работа на Донецком электрометаллургическом заводе. Сейчас его производственная мощность сократилась почти вдвое по сравнению с серединой прошлого десятилетия, однако при нормальном функционировании этому предприятию все же потребуется порядка 600-700 тыс. т лома в год.

Итого, только украинским электросталеплавильным предприятиям понадобится в 2014 г. до 3,2-3,3 млн. т металлолома. А ведь это сырье в Украине используют еще и интегрированные меткомбинаты. Вот и получается, что в будущем году спрос на металлом в Украине достигнет порядка 6,5 млн. т – примерно на 30% больше, чем реально получили предприятия в 2012 г. С учетом вероятного дальнейшего “проседания” сборов лома дефицит может превысить 1,5 млн. т.

Безусловно, реальная нехватка сырья будет гораздо меньше расчетной. Во-первых, крупные предприятия компенсируют недостаток металлолома в шихте увеличением доли жидкого чугуна. Во-вторых, они же импортируют из России горячебрикетированное железо, заменитель лома. Оба этих способа будут, естественно, использоваться и в дальнейшем. Правда, основной их недостаток заключается в том, что при этом несколько возрастает себестоимость выплавленного металла.

Наконец, в-третьих, украинский рынок металлолома традиционно балансируется и более простым способом – посредством простоев интенсивно использующих это сырье предприятий. В зоне риска находятся, прежде всего, “Электросталь” и ДЭМЗ. Кроме того, украинскому рынку лома могут “помочь” сбытовые проблемы, которые в последнее время испытывает компания “Интерпайп”. Сокращение производства труб приведет и к уменьшению выпуска круглой заготовки на “Интерпайп Стали”. Впрочем, украинский рынок лома не находится в вакууме. Очевидно, в будущем году на него станут оказывать воздействие и внешние факторы.

Несмотря на периодические проблемы с сырьем, импорт металлолома ранее никогда не играл существенной роли на отечественном рынке. В 2011-2012 гг. объем его закупок составлял менее 120 тыс. т в год. Однако в первом полугодии текущего года в Украину поступило из-за рубежа более 103 тыс. т материала, так что по итогам года вполне достижимо доведение этого показателя до 200 тыс. т.

Стимулировать поставки лома из-за рубежа могла бы отмена действующей 5% импортной пошлины на лом, но 19 сентября Верховная Рада, внося изменения в закон “О таможенном тарифе Украины”, оставила данную норму в силе. Рано или поздно эта пошлина, очевидно, будет отменена. По крайней мере, за это выступают отечественные металлурги рассчитывающие на частичное покрытие своих потребностей в ломе за счет импорта.

В первой половине года большая часть закупок пришлась на Казахстан, Турцию и Венгрию. При этом Турция обычно является импортером металлолома, приобретая его больше, чем любая другая страна в мире. И хотя в первые 7 месяцев зарубежные поставки лома в Турцию сократились на 19% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, существенных излишков вторсырья там нет и быть не может.

За казахстанский лом украинским компаниям в скором будущем, очевидно, придется конкурировать с российскими. В этом году в России уже были введены в строй три предприятия, намеренные выплавлять сталь из металлолома для получения длинномерного проката, пуск четвертого ожидается в октябре. Еще несколько мини-заводов могут быть построены в 2014-2016 гг. Всего через три-четыре года потребность российских металлургов в металлоломе может возрасти более чем на 4 млн. т в год, что приведет к нехватке сырья и, очевидно, превратит Россию в нетто-импортера. В результате основными поставщиками лома в Украину могут стать восточноевропейские страны – Венгрия, Польша и Румыния.

Однако здесь возникает новая проблема – дороговизна импортного металлолома. По данным Госкомстата Украины, в первом полугодии средняя стоимость завезенного из-за границы сырья составила почти $400/т. В настоящее время румынские компании, чей лом справедливо считается одним из самых дешевых в Европе, поставляют материал сорта 3А в Турцию примерно по $325-330/т FOB. В то же время, даже с учетом повышения закупочных цен в начале сентября, украинские заводы платят за аналогичный лом около $290-300/т без НДС и железнодорожного тарифа. Чтобы импортный металлолом стал конкурентоспособным на отечественном рынке, котировки в Украине должны возрасти, по меньшей мере, на 10-20% по сравнению с нынешним уровнем (при условии сохранения их стабильности на мировом рынке). Однако такое подорожание при нынешних низких ценах на заготовки и длинномерный прокат и при отсутствии серьезных перспектив на повышение в течение ближайших нескольких месяцев означает весьма существенное падение рентабельности украинских предприятий. Впрочем, из-за хронического дефицита котировки на лом в Украине в ближайшие годы будут находиться на высоком уровне. Поэтому, возможно, бизнес тех же “Электростали” и ДЭМЗа в ближайшие годы приобретет сезонный характер. Эти заводы будут сокращать либо даже, возможно, приостанавливать выпуск зимой, когда стоимость металлолома наиболее высока, и увеличивать производство летом, когда сырье более доступно.

А самым вероятным выходом из положения все же представляется более интенсивное использование украинских резервов вторсырья. При этом, возможно, ключевую роль в обеспечении поставок лома на предприятия будет играть своевременность финансовых расчетов с трейдерами. Кроме того, могут быть использованы недоступные ранее резервы. Принятый в этом году закон об утилизации автомобилей, безусловно, имеет своей основной целью защиту отечественного авторынка, но на его базе можно будет создать сеть современных предприятий по переработке автолома. Дополнительный объем поступлений сырья на металлургические заводы при этом может исчисляться сотнями тысяч тонн в год.

По крайней мере, этой возможностью планируют воспользоваться на “Донецкстали”, где в первом полугодии 2014 г. должна заработать шредерная установка мощностью 670 тыс. т в год, способная превращать негабаритный легковесный лом, в том числе корпуса старых автомобилей, в пригодный для использования в плавильных печах продукт. Не исключено, что по этому пути пойдут в ближайшие годы и другие украинские металлургические компании. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version