Металл Украины и мира

Украина: просчеты владельца компании Interpipe Виктора Пинчука поставили трубно-колесный бизнес на грань дефолта

Много лет он потратил на то, чтобы стать своим человеком в кругу западной бизнес-элиты. В конце концов, ему это удалось, ведь для достижения цели В. Пинчук приложил все свои недюжинные способности. Вот только при этом он упустил из вида, что основной рынок сбыта его трубных предприятий находится в СНГ.

Понизив долгосрочный рейтинг дефолта Interpipe с уровня «В-« до «ССС», эксперты Fitch действовали абсолютно логично. Они напомнили, что у компании имеется большая долговая нагрузка, связанная с финансированием проекта по строительству электросталеплавильного комплекса “Днепросталь” на промплощадке Нижнеднепровского трубопрокатного завода, входящего в Interpipe. В частности, в текущем году В. Пинчук должен вернуть кредиторам $206 млн. и $307 млн. – в следующем. По мнению аналитиков агентства, он вполне мог бы справиться с данной задачей, исходя из ситуации на рынке.

Ранее Fitch ожидал выход Interpipe в 2013 г. на EBITDAR в $340-360 млн. и до $440 млн. в 2014 г. Оптимизма его экспертам добавлял пуск “Днепростали” в промышленную эксплуатацию, состоявшийся в начале октября прошлого года. “Это устраняет основной слабый момент, исторически имевшийся у компании, – отсутствие самообеспеченности стальной заготовкой”, – отмечал Fitch в своем докладе.

Однако решение правительства Российской Федерации не продлевать на июль-декабрь квоту на поставку трубной продукции из Украины по льготному таможенному тарифу поставило под сомнение выход Interpipe на прогнозируемые финансовые показатели. Соответствующее заявление было сделано российским премьером Дмитрием Медведевым в середине июля. Без предоставления квоты ввозная пошлина для труб Interpipe составит не менее 19%, что делает их неконкурентными по отношению к местным российским производителям: Челябинскому трубопрокатному заводу, Трубной металлургической компании и Объединенной металлургической компании.

Сейчас на РФ, Казахстан и Беларусь у Interpipe приходится 25% сбыта. Поэтому его утрату в результате решения Москвы не утверждать квоту на II полугодие Fitch посчитал критическим фактором для компании. По информации агентства в настоящее время она испытывает трудности с ликвидностью. Еще больше осложняет ситуацию проводимое с августа в США антидемпинговое расследование по импорту труб, в том числе из Украины.

Полностью заменить сбыт в Тамсоюзе для заводов В. Пинчука североамериканский рынок в любом случае не способен. Как говорится, где Россия и где Америка. Но все-таки продажи труб нефтегазового сортамента в США, активно развивающих добычу сланцевого газа, могли бы хоть как-то поддержать Interpipe на плаву наряду с увеличением сбыта железнодорожных колес.

В. Пинчук приложил немало усилий, чтобы выглядеть позитивно в глазах западной элиты и в принципе ему это удалось. Сегодня он – филантроп и меценат, хорошо разбирающийся в современном искусстве. Ну и при этом еще успешный влиятельный предприниматель, который видит будущее Украины на Западе, а не в постсоветском блоке.

Приглашение на концерты в Киев Элтона Джона и Пола Маккартни, выставки в столичном PinchukArtCentre, ставшие традиционными ежегодные украинские ланчи на Всемирном экономическом форуме в Давосе, саммиты “Ялтинская европейская стратегия”, щедрые пожертвования в фонды Тони Блэра и Билла Клинтона, наконец, присоединение к инициативе Giving Pledge (обязательство инвестировать половину или более своего состояния при жизни и после нее в благотворительные проекты) – все это в итоге сформировало новый позитивный имидж владельца Interpipe. Достаточно посмотреть на списки участников ялтинского форума, приезжающих по его приглашению. Это – влиятельные европейские и американские политики, бывшие высокопоставленные дипломаты из США и ЕС, бывшие лидеры западных стран.

Можно без преувеличения сказать, что со всеми этими людьми, имеющими большое влияние на рычаги власти в западном мире, В. Пинчук находится на короткой ноге. Вот только дружеские отношения так и не трансформировались в экономические дивиденды. Подтверждением тому служит антидемпинговое расследование по трубам в США, о котором упоминалось выше. Это доказывает и структура украинского трубного экспорта. По данным Государственной службы статистики, в I полугодии экспорт бесшовных стальных труб из Украины в СНГ составил 197,3 тыс. т, или 56,9% общего объема.

При этом на Европу пришлось только 41,9 тыс. т, или 12%, а на США – 50,7 тыс. т, или еще 14,6%. Таким образом, даже совокупно на этот рынок приходится в два раза меньше продаж, чем в СНГ, где роль старшего брата по-прежнему принадлежит Российской Федерации и ее лидеру Владимиру Путину. Аналогичная картина и по сварным трубам. В этой связи любопытным представляется сравнение политической стратегии В.Пинчука и владельца запорожского объединения “Мотор-Сич” Вячеслава Богуслаева.

У последнего большинство заказов на авиадвигатели поступает от российской Объединенной авиастроительной корпорации. Более того, до последнего времени “Мотор-Сич” была эксклюзивным поставщиком двигателей для российских вертолетов, в том числе военного назначения. Как и в случае с трубами, это наследие советской экономической кооперации. Но если В. Пинчук и П. Порошенко – апологеты украинской евроинтеграции (по странному совпадению именно их бизнес понес наибольшие потери от торговой войны с РФ), то В. Богуслаев известен как убежденный сторонник развития и углубления украинско-российских отношений.

В последние годы президентства Л. Кучмы у владельца “Мотор-Сичи” были с ним дистанционные отношения, утверждают люди, близко знающие В. Богуслаева. Зато он запросто мог попасть на прием к В. Путину. Так это или нет, сложно сказать, но в Москве Вячеслав Александрович действительно бывал довольно часто. И вот последние результаты: рост чистой прибыли за 2010 г. на 68,6% до 1,249 млрд. грн., за 2011 г. – на 9% до 1,344 млрд. грн., за 2012 г. – на 48,7% до 1,998 млрд. грн. В начале 2012 г. В. Богуслаев расширил бизнес за счет покупки 60% Оршанского авиаремонтного завода в Беларуси.

Между тем заводы Interpipe в последние годы стабильно отчитываются об убытках. Нижнеднепровский трубопрокатный завод в 2010 г. – 259,14 млн. грн., в 2011 г. – 26,55 млн. грн., в 2012 г. – чистая прибыль 45,93 млн. грн. Новомосковский трубный завод в 2010 г. – 60,7 млн. грн., в 2011 г. – 63,49 млн. грн., в 2012 г. – чистая прибыль 9,97 млн. грн. “Интерпайп Нико Тьюб” – 220 тыс. грн. в 2011 г., другие данные отсутствуют в открытом доступе. При этом консолидированный убыток Interpipe за 2012 г. составил $72 млн. по МФСО.

Вот, собственно, и весь итог усилий менеджмента Interpipe по диверсификации сбыта. А ведь как оптимистично смотрятся заголовки новостных сообщений из архива: “Interpipe после снижения пошлин увеличил поставки труб в Европу на 20%”, “Interpipe в 2011 г. увеличил поставки в Европу и страны NAFTA на 91,1%” и т. д. Кстати, В. Богуслаев тоже не полагался только на Россию, еще в 2008 г. увеличив долю заказов из азиатских стран в своем портфеле до 30% против 10% в 2005 г.

Конечно, скептики могут возразить: сравнение некорректно, речь идет о компаниях из разных отраслей промышленности. Но при этом надо отметить, что самолетостроение сейчас тоже находится под мощным негативом кризиса. Также следует сказать, что пророссийская ориентация В. Богуслаева не полностью избавила его от последствий курса на евроинтеграцию, выбранного официальным Киевом. В частности, в новой вертолетной программе министерства обороны РФ на 2011-2020 гг. для “Мотор-Сичи” не нашлось места.

Корпорация “Вертолеты России” еще в 2011 г. отказалась от совместного производства двигателей для учебных машин “Ансат”, которые будут закупаться МО РФ. Кроме того, согласно утвержденной российским правительством стратегии развития авиапромышленности до 2015 г., к этому сроку на территории РФ должен быть налажен полный цикл собственного производства вертолетных двигателей на базе петербургского ОКБ “Климов”.

Но, во всяком случае, РФ продолжает работать с “Мотор-Сичью” по вертолетам Ка-32, Ми-17, Ми-8 и Ми-28. А вот Interpipe на переговорах с россиянами с каждым годом чувствовал себя все более неуютно. Например, не так давно Федеральная антимонопольная служба РФ обнародовала результаты расследования закупки труб “Газпромом”. В список его крупнейших поставщиков вошли упомянутые ЧТПЗ, ТМК и ОМК. Interpipe среди них не значится.

В нынешнем году в период действия квоты заводы В. Пинчука явно были не на высоте. За январь-июнь НДТЗ сократил производство на 13,08% до 188 тыс. т, “Интерпайп Нико Тьюб” – на 4,61% до 204,8 тыс. т. И только НМТЗ увеличил на 1,07% до 122,5 тыс. т. Если же взять данные за 8 месяцев, то у НДТЗ снижение на 15% до 247 тыс. т, у “Нико Тьюб” – на 10,94% до 263 тыс. т, у НМТЗ – на 2,13% до 165,3 тыс. т. То есть негатив продолжает потихоньку усиливаться. Между тем уже совсем скоро, в начале ноябре, Interpipe предстоит выплатить $106 млн. по кредитным обязательствам. Без продления квот на экспорт труб в РФ и другие страны Тамсоюза компания вряд ли сможет рассчитаться по обязательствам, полагают в Fitch Ratings. В таком случае его аналитикам представляется неизбежным новый раунд переговоров В. Пинчука о реструктуризации задолженности. В этом случае агентство намерено еще больше снизить рейтинг дефолта Interpipe: с «ССС» до «С». (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version