Индийская металлургическая компания Steel Authority of India в посткризисный период отличается от многих других игроков на мировом рынке стали, которые сворачивают проекты и уменьшают инвестиции. Несмотря на то, что сейчас индийские сталевары столкнулись с высокими производственными издержками и снижением спроса на продукцию, она планирует рост производства с 14 млн. т до 50 млн. т в год. О том, как компания сможет достигнуть этих результатов, в интервью рассказал председатель правления SAIL Чандра Шекхар Верма.
– SAIL планирует значительным образом увеличить свои производственные мощности. Расскажите о программе роста производства.- Steel Authority of India Ltd реализует план модернизации и расширения стоимостью в 72 тыс. крор рупий ($11,698 млрд.). Из них 39,131 тыс. крор рупий ($6,358 млрд.) идет на развитие уже существующих мощностей, 7,039 тыс. крор рупий ($1,144 млрд.) – на увеличение рентабельности и расширение сортамента продукции, а 3,509 тыс. крор рупий ($570 млн.) – на обновление оборудования и модернизацию. Также 12,191 тыс. крор рупий ($1,981 млрд.) вкладывается в оптимизацию производства, текущую реструктуризацию и защиту окружающей среды, а 10,264 тыс. крор рупий ($1,668 млрд.) – в повышение добычи сырья на действующих шахтах и разработку новых рудников. Наши мощности по выплавке стали, которые на начало года оценивались в 14 млн. т, выросли и к концу года составят почти 20 млн. т. В итоге в конце нынешнего этапа расширения мы рассчитываем выйти на 23,5 млн. т. В более длительной перспективе, то есть к 2025 г., мы планируем производственные мощности в 50 млн. т стали. Это расширение мы планируем в основном на существующих промышленных площадках, для которых у нас уже есть земельный банк.
– Объявляя о наращивании производства, Вы отличаетесь от многих других участников рынка, которые наоборот замораживают свои проекты. Вы уверены, что спрос поспеет за Вашим производством?
– Чтобы справиться с растущим спросом, правительство Индии поставило целью создать 300 млн. т сталелитейных мощностей к 2025 г. Среди крупнейших производителей в стране лишь у SAIL есть соответствующий земельный банк и железорудные шахты для дальнейшего расширения. Эти два фактора дают нам преимущество над другими индийскими сталепроизводителями. Спрос в Индии, как ожидается, к 2020 г, достигнет 200 млн. т при предполагаемом 7% росте ВВП. А поскольку сейчас сталелитейные мощности в стране оцениваются примерно в 96,5 млн. т, у местных производителей есть еще достаточно возможностей для роста.
– Кому SAIL планирует сбывать продукцию после расширения своих мощностей?
– Как в любом развивающемся государстве, инфраструктура и строительный сектор доминируют в потреблении стали. На них приходится около 65% от общего потребления металла. Двумя другими важными сегментами являются машиностроение, которое гарантирует 19% стального спроса, и автомобильный сектор, который имеет долю около 11%. Нашей целью будет присутствовать во всех вышеуказанных сегментах.
– На какие рынки сейчас нацелена Ваша продукция? Как изменится эта ситуация в ближайшие годы?
– Спектр нашей продукции очень большой, и мы поставляем сталь всем секторам промышленности, за исключением автомобильного. Сейчас мы сосредоточены на инфраструктурном и энергетическом секторах. А во время нынешнего этапа нашей модернизации мы получим возможность осуществлять поставки стали и в адрес автомобильной промышленности. Также мы нацелены на то, чтобы по окончанию этого этапа модернизации войти в более специализированные сектора, такие как нефте- и газопроводы.
– В 2012 г. SAIL заняла 24 место среди крупнейших производителей стали в мире. На каком месте Вы себя видите после расширения?
– Мы активно движемся вперед с планом расширения и рассчитываем достигнуть мощностей по производству сырой стали в 50 млн. т к 2025 г. Позиция SAIL будет зависеть от разных факторов, таких как слияния и приобретения, введение дополнительных мощностей другими компаниями. Тем не менее мы, безусловно, будем в Топ-10 производителей стали в мире.
– Несмотря на спад рынка металлопродукции, в апреле-августе 2013 г. Steel Authority of India Limited удалось увеличить продажи на 7%. Что поспособствовало этому росту? Какими будут продажи компании за весь финансовый год?
– Более целенаправленный подход к требованиям клиента и правильно спроектированное производство помогли нам достигнуть роста продаж. Опираясь на 16% увеличение продаж в сентябре, мы зафиксировали 14% повышение показателя во II квартале 2014 финансового года, отгрузив 3,1 млн. т товарной стали. В течение этого периода наблюдался также 47% рост экспортных поставок стали. За первую половину нынешнего финансового года компании удалось достигнуть рекордного уровня производства товарной стали в 6,5 млн. т, демонстрируя повышение на 4% по сравнению с прошлым годом. Мы рассчитываем добиться уровня продаж примерно в 12 млн. т товарной стали в этом финансовом году.
– В 2013 финансовом году SAIL пустила проекты общей стоимость в 5,5 тыс. крор рупий. В какие проекты Вы вкладывали средства?
– В 2013 финансовом году SAIL потратила порядка 9,731 тыс. крор рупий ($581 млн.) на текущий план модернизации и расширения. Во время прошлого финансового года были введены в эксплуатацию крупные проекты стоимостью около 5,5 тыс. крор рупий ($894 млн.). На 2013-2014 финансовый год у нас предусмотрен план капитальных затрат на уровне 11,5 тыс. крор рупий ($1,868 млрд.). Из них 10,89 тыс. крор рупий ($1,77 млрд.) предназначаются для пяти интегрированных сталелитейных заводов, а 610 крор рупий ($100 млн.) – для других заводов и подразделений SAIL.Можно отметить, что в ходе 11 пятилетки, которая закончилась в 2012 финансовом году, SAIL в общей сумме вложила 40,321 тыс. крор рупий ($6,551 млрд.) в модернизацию и различные схемы расширений. Аналогично для 12 пятилетки мы планирует довести уровень наших инвестиций до 45 тыс. крор рупий ($7,311 млрд.).
Мы пустим новые мощности: универсальный сортопрокатный стан, стан для прокатки сортового металла и проволоки, проволочно-мелкосортный прокатный стан, стан холодной прокатки, универсальный рельсопрокатный стан и толстолистовой стан. Это поможет нам расширить линейку продукции в адрес различных секторов экономики, включая строительство, обрабатывающую промышленность, автомобильный, железнодорожный, судоходный, оборонный и транспортный сектора. После завершения этого этапа плана модернизации и расширения наша мощность увеличится до 23,5 млн. т.
– Ваша компания является крупным игроком на мировом рынке стали. Охарактеризуйте текущую ситуацию в отрасли?
– Основным направлением нашей компании является внутренний рынок, хотя мы регулярно экспортируем продукцию в другие страны. Наши предложения экспорта ограничены по сравнению с уровнем продаж на внутреннем рынке. С увеличением наших производственных мощностей мы будем ставить себе целью экспортировать 10% нашей продукции. Ведь до прошлого года Индия была страной нетто-импортером. Теперь с обесцениванием рупии, большими мощностями внутренних производителей и замедлением роста потребления стали все ведущие индийские продуценты ускорили поставки на зарубежные рынки.
– Каким будет мировое производство и потребление стали в 2013-2014 гг.? Какие процессы на них повлияют?
– Согласно World Steel Association, потребление стали в мире вырастет на 3,2% до уровня 1,453 млрд. т. В настоящее время США и Европа, за исключением Китая, являются основными драйверами потребления стали. Мы наблюдаем улучшение в США и Европе, поскольку на этих рынках есть оживление спроса. Китай также в последние месяцы вновь показал рост. Все эти факторы предвещают хорошее положение дел для потребления стали.
– По мнению World Steel Association, спрос на сталь в Индии в 2013 г. увеличится на 3,4%, а в 2014 г. – на 5,6%. Согласны ли Вы с таким прогнозом? Или стоит ожидать более существенного роста?
– В настоящее время индийская экономика переживает сложный этап в силу различных факторов, но наши принципы остаются неизменными. Мы ожидаем, что экономика вернется на прежний курс очень скоро. Индия продемонстрировала гораздо более высокие темпы роста потребления стали в последнее время, и нет никаких сомнений, что потребление стали в Индии достигнет сильных показателей роста в будущем. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)