Азиатский рынок товарных слябов в этом году имеет выраженный циклический характер. Периоды активного заключения сделок перемежаются на нем паузами, вызванными, в первую очередь, несовпадением цен предложения и спроса. При этом, причина разницы во взглядах между поставщиками и потребителями обычно заключается в относительно низкой стоимости готового проката в странах региона. В октябре, когда многие азиатские производители листовой стали надеялись на повышение котировок в ближайшее время, спрос на товарные слябы находился на достаточно высоком уровне, что позволило российским компаниям успешно распродать свою ноябрьскую и, отчасти, декабрьскую продукцию. Правда, металлургам для этого пришлось немного опустить котировки по сравнению с $480-490/т, FOB в начале октября. Новые контракты с индонезийскими и корейскими покупателями были заключены, в основном, на уровне $470-480/т, FOB или $490-500/т, CFR.
Повышенная активность покупателей в октябре обернулась ноябрьской паузой. Азиатские прокатные компании, закупив достаточные объемы полуфабрикатов в предыдущем месяце, приостановили сделки. К тому же, стоимость горячекатаных рулонов в регионе в последнее время пошла вниз. О готовности приобретать слябы сообщают в последнее время только тайванские прокатчики, но они устанавливают слишком низкие встречные предложения – не более $480/т, CFR. В то же время, российские экспортеры пока не намерены так сильно уступать. Да и стоимость металлургического сырья – железной руды, коксующегося угля и металлолома – в странах региона остается высокой.
Вне азиатского рынка по-прежнему находятся бразильские компании, в октябре предлагавшие свою продукцию не менее чем по $520/т, CFR при стоимости доставки порядка $40/т. В итоге они окончательно переориентировались на североамериканский рынок при сохранении той же цены – в среднем, $480/т, FOB, но их продукция начинает пользоваться спросом в США только сейчас, когда американским металлургам, наконец, удалось добиться роста котировок на горячий прокат. В целом в этом году объем бразильского экспорта товарных слябов резко упал по сравнению с предыдущими годами. Некоторые компании ушли с рынка, другие продают данную продукцию малыми партиями в соседние страны Южной Америки.
Очевидно, популярная до кризиса 2008 г. бизнес-модель, ориентированная на экспорте товарных слябов из Бразилии и основанная на относительно низких ценах на железную руду в стране, в настоящее время оказалась несостоятельной. Причинами этого оказались, очевидно, как понижение котировок на горячий прокат на мировом рынке, так и избыток плавильных мощностей в странах-реципиентах. В США некоторые заводы, ранее приобретавшие бразильские слябы, перешли на использование полуфабрикатов местного производства либо вовсе закрылись во время кризиса.
Более стабильным выглядит для металлургов из СНГ европейское направление. В октябре и первой половине ноября российские и украинские компании отправляли товарные слябы в Турцию и ряд европейских стран, не считая внутрикорпоративных поставок в рамках вертикально интегрированных промышленных групп. Правда, цены на данную продукцию в ноябре тоже понизились на $10-15/т по сравнению с предыдущим месяцем – до $465-475/т, FOB. Судя по всему, до конца года спрос на товарные слябы на мировом рынке будет ограниченным. Однако металлурги в дальнейшем могут рассчитывать на некоторое увеличение котировок. По крайней мере, в ЕС и Турции намечается повышение стоимости горячекатаных рулонов по январским контрактам. (Rusmet/Металл Украины, СНГ, мира)