Выход на проектную мощность электросталеплавильного комплекса на базе Нижнеднепровского трубопрокатного завода и тарифные ограничения на импорт стальных труб из Украины заставили корпорацию “Интерпайп” Виктора Пинчука заняться освоением нового для себя рынка стальной заготовки. Но сможет ли акцент на продукции более низкого передела поддержать финансовые показатели “Интерпайпа” на приемлемом уровне?
Продажу заготовки сторонним потребителям корпорация начала в октябре. Пробные партии продукции стальной марки ER7 отгружены производителям железнодорожных колес в Испании, Чехии и Германии. Также заготовка марок EA1N и ОС поставлена на Днепровский меткомбинат им. Дзержинского в адрес ЧАО “Ракс” – изготовителя железнодорожных осей. То есть пока говорить о регулярной реализации “Интерпайпом” стальных полуфабрикатов не приходится – компания сейчас просто пытается нащупать почву под ногами.
Хотя, безусловно, когда в 2004 г. В. Пинчук и его топ-менеджеры принимали решение строить ЭСПК на замену мартеновскому цеху НДТЗ, в первую очередь ставилась задача обеспечить штрипсом собственное трубное производство. Но с ним у “Интерпайпа” сейчас не очень благополучно. По итогам 9 месяцев НДТЗ сократил выпуск труб на 17,74% до 272,6 тыс. т, завод “Нико Тьюб” – на 11,47% до 297,3 тыс. т, Новомосковский трубный завод – на 4,54% до 183 тыс. т. Да и в целом по Украине производство стальных труб уменьшилось на 19,5% до 1,291 млн. т.
Причины на поверхности: в условиях глобального кризиса сворачиваются инфраструктурные проекты, нефтегазодобывающие компании как основные потребители вынуждены больше думать о собственном выживании, чем о развитии. Ну и протекционизм тоже никуда не делся: например, на II полугодие до сих пор не утверждена квота беспошлинного импорта украинских труб в Российскую Федерацию, на которую у “Интерпайпа” приходится до 25% всего сбыта. А в условиях действия заградительных пошлин много не наторгуешь.
Так что попытки наладить продажу заготовки – это скорее попытка смягчить негатив в профильном виде бизнеса. И тут важно отметить, что меры тарифной защиты не распространяются на стальные полуфабрикаты. Единственным сдерживающим фактором являются запросы потребителей-металлопрокатчиков. В этом основное преимущество. Как следует из данных государственной таможенной службы, в нынешнем году география экспорта украинской заготовки не претерпела существенных изменений.
Пальма первенства остается у Турции. Из общего объема $4,08 млрд.. за январь-сентябрь в денежном эквиваленте сюда было отгружено 17,4%. Далее следуют Италия и Египет, на которые пришлось по 15% соответственно. Однако в данном случае речь идет о заготовке для массовых сортов проката, поставляемой комбинатами традиционного цикла. А из пилотных поставок “Интерпайпа” напрашивается вывод, что здесь решили делать ставку на полуфабрикатах премиум-класса.
Возможно, это правильное решение – брать качеством, а не количеством. Поскольку полная загрузка мощностей ЭСПК на НДТЗ требует 1,5 млн. т лома в год. А проблемы с его поставками испытывают даже крупные комбинаты традиционного цикла, о чем свидетельствует общий рост ломоимпорта в Украину за январь-август на 30% в денежном выражении. Так что, несмотря на ранее анонсированные инвестиции $30 млн. за 2011-2012 гг. в расширение заготовительных площадок и новое оборудование для подконтрольных В. Пинчуку днепропетровского и луганского “Вторметов”, вопрос сырья для “Интерпайп Сталь” не может считаться решенным.
На это указывают пилотные поставки HBI с Лебединского ГОКа российского “Металлоинвеста”. Всего в январе-августе “Интерпайп” закупил около 6 тыс. т горячебрикетированного железа, которое является хорошим заменителем лома для электрометаллургов. Но наладить его импорт в промышленных объемах вряд ли удастся до 2016 г., пока на ЛебГОКе не построят новый цех мощностью 1,8 млн. т HBI в год.
В целом по рынку не только “Интерпайп” пытается поправить дела за счет продажи заготовки. Ее экспорт из Украины за январь-август вырос на 6,51% к аналогичному периоду 2012 г., до 7,241 млн. т. Вместе с тем средняя стоимость стальных полуфабрикатов по экспортным контрактам снизилась с $559 до $488/т, или на 12,7%. Правда, в прошлом месяце украинские и российские меткомбинаты подняли котировки на фоне роста спроса в Азии и со стороны европейских прокатных заводов.
В частности, украинцы предлагали сляб по $505-510/т, FOB Черное море, россияне из “Евраз-холдинга” – по $510/т, НЛМК – по $520/т. Поскольку в большинстве случаев российские металлурги проигрывали конкурентам ценовую гонку в черноморских портах, а также за счет переориентации на внутренний рынок в целом, экспорт сляба и заготовки из РФ за 9 месяцев снизился, в отличие от Украины, на 15,3% до 9,61 млн. т.
По трубному прокату тенденции более неоднозначные. Например, по ТБД физические объемы экспорта из Украины за 8 месяцев сократились на 44,65% до 203,03 тыс. т. Зато сама продукция подорожала в среднем с $1184 до $1838/т, на 55,24%. Аналогичная ситуация по бесшовным трубам: снижение отгрузок на 5,08% до 441,88 тыс. т, и подорожание с $1465 до $1473/т, на 0,55%. Экспорт электросварных труб общего назначения сократился на 27,74% до 189,6 тыс. т, а их средняя цена – с $799 до $734/т, на 8,14%.
Т. е. по готовой продукции у трубников ценовая ситуация гораздо более благоприятна, чем в сегменте полуфабрикатов. Но, как уже отмечалось выше, проблемы с заходом на основные рынки сбыта, вызванные тарифными ограничениями в пользу местных производителей, не дают “Интерпайпу” воспользоваться моментом. Международное агентство Fitch Ratings отмечает, что большая доля стальных полуфабрикатов в структуре производства делает украинских металлургов уязвимыми в случае снижения спроса как в текущем, так и в последующие годы.
С этим никто и не спорит, но что делать, если достичь на межгосударственном уровне договоренностей о снятии торговых барьеров не удается? Интересно в связи с этим проанализировать результаты работы кураховской “Электростали” – предприятия, сопоставимого с “Интерпайп Сталью” по условиям и масштабам производства. Тем более что “Электросталь” аффилирована с Донецким металлопрокатным заводом и тоже создавалась, прежде всего, для обеспечения заготовкой его мощностей.
По итогам 9 месяцев ДМПЗ удалось увеличить объемы производства на 6,94% до 45,75 тыс. т. Главным образом рост получен за счет сортового проката, тогда как по трубам как раз идет снижение на 15,6% до 1,81 тыс. т. Впрочем, нынешняя загрузка мощностей ДМПЗ составляет всего 40,13% от докризисных значений – например, к январю-сентябрю 2007 г. Тем не менее “Электросталь” даже в период кризиса увеличивала выпуск заготовки: на 6,8% – в 2011 г., до 437,75 тыс. т, на 8,93% – в 2012 г., до 476,87 тыс. т. Так что даже снижение в нынешнем году на 4% за январь-сентябрь, до 338,9 тыс. т, не особо сказалось на работе кураховских электрометаллургов.
Большая часть их продукции тоже отгружается на экспорт. Например, за 9 месяцев доля поставок по внешнеторговым контрактам составила 87,22%, за весь 2012 г. – 88,6%. Правда, экспортируют кураховцы в основном простую конструкционную сталь: на марки ст.0-ст.6 сп/пс у них приходится около 95% продаж. Пример от обратного – краматорская “Энергомашспецсталь”. Здесь также имеется электросталеплавильное производство. Но поскольку местные металлурги практически не отгружают заготовку сторонним потребителям, у них за январь-сентябрь снижение выплавки на 16,05% до 68 тыс. т.
Директор по развитию проекта “Дельфика” Павел Перконос в комментарии МинПрому отметил, что продажа стальной заготовки сторонним потребителям, объявленная “Интерпайпом”, вызвана трудностями со сбытом в России из-за отсутствия квот на беспошлинный ввоз украинских труб, а также неблагоприятной конъюнктурой по трубному рынку в целом.
“В таких условиях это решение выглядит абсолютно логично, чтобы поддержать объемы производства в целом по группе. Прогноз цен по заготовке до конца года умеренно оптимистичен, главное – наладить сбыт этой продукции”, – сказал эксперт. П. Перконос уточнил, что до конца года “Дельфика” ожидает рост цен на квадратную заготовку до $520-530/т, FOB порты Черного моря по сравнению с текущим уровнем котировок на уровне $500/т. При этом основное подорожание придется на декабрь. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)