Об этом хорошо знают и в правительстве. Премьер Николай Азаров последний раз высказывался на эту тему в августе 2012 г. Но дальше разговоров дело не идет. По итогам года снижение металлопотребления составит 3,08%, до 6,3 млн. т, по оценкам участников рынка. И, не дожидаясь помощи свыше, они пытаются со своей стороны как-то переломить негативный тренд.
Не секрет, что одной из основных сфер для сбыта готовой металлопродукции является строительная отрасль. Сейчас в Украине она не дотягивает даже до 6% от всего ВВП, что в 2 раза меньше среднемирового показателя. Для сравнения, в странах с активно развивающейся экономикой – таких как Китай, Индия, на строительство приходится 25-30% ВВП. Неудивительно, что и удельная емкость рынка метпродукции во многих странах существенно обгоняет украинский.
Если взять тонколистовой прокат с покрытием (оцинковка и полимер), то в Украине на 1 человека приходится 4,8 кг в год, тогда как в соседней Российской Федерации – 15 кг/чел., в Западной Европе – 20 кг/чел. С одной стороны эти цифры показывают, насколько все запущено. С другой – дают представление о возможностях роста. И еще один красноречивый штрих. В Украине доля металла в строительных конструкциях составляет порядка 25% от общего объема против 60% в Евросоюзе.
Так что есть куда стремиться однозначно. Другое дело, что далеко не все здесь зависит от металлургов. Они лишь первое звено цепочки. Далее следуют их клиенты, производители готовых метконструкций и, наконец, конечные потребители в виде строительных компаний. Поэтому несмотря на такие широкие, казалось бы, возможности, участники рынка, объединенные в ассоциацию “Украинский центр стального строительства”, ставят перед собой достаточно взвешенные задачи.
До 2020 г. они хотят увеличить внутреннее потребление строительных метконструкций в Украине с нынешних 520 тыс. т в год до 1,2 млн. т в год, то есть более чем в 2 раза. Причем сделать это готовы без каких-либо специальных преференций со стороны государства. “Единственное, что нам нужно, – это благоприятная общая бизнес-среда, которая характеризуется защитой прав собственности инвесторов, доступностью кредитования и рядом других факторов”, – отмечает генеральный директор ЧАО “Укрстальконструкция” Владимир Носов.
Чего участники рынка хотят видеть от правительства для себя, так это содействия в установлении четких и прозрачных правил, адаптированных к современных условиям. “До сих пор в строительстве используются стандарты послевоенного советского периода. Его особенностью были доступность материалов и потребность в строительстве зданий и сооружений за короткий срок, без высоких требований к качеству”, – поясняет В. Носов. Сейчас условия радикально изменились. Плюс старые нормативы не учитывают появившихся новых материалов, добавляет бизнес-директор ООО “Руукки-Украина” Андрей Озейчук.
По его словам, еще перед наступлением кризиса в 2008 г. в Украину пошел большой объем импорта китайской оцинковки низкого качества. Изготовленная из нее металлочерепица была, конечно же, гораздо дешевле европейской и это привлекало покупателей. “Но они не учитывали, что толщина листа там чуть ли не как у фольги. Плюс некачественное антикоррозионное покрытие, которое через 2-3 месяца начинало облезать. В результате потом многие клиенты стали говорить, что разочаровались в металлочерепице. Но ведь они взяли некачественный товар!” – подчеркнул А. Озейчук.
По его мнению, такая ситуация стала возможна из-за отсутствия в Украине национальных нормативов качества на металлочерепицу. Именно участие в разработке таких стандартов, государственных строительных норм по металлоконструкциям, адаптированных к техническим регламентам Евросоюза, а также их скорейшее внедрение “Украинский центр стального строительства” считает одним из приоритетов в своей деятельности. Это один из тех драйверов, которые в итоге позволят увеличить потребление металлоконструкций в строительстве до заявленных 1,2 млн. т в год, считает управляющий директор ассоциации Роман Курашев.
На вопрос МинПрома о необходимости защиты украинских производителей строительных метконструкций А. Озейчук ответил отрицательно. “Любое вмешательство государства будет искажать ситуацию на рынке, потому что преференции, которые получат одни, непременно будут за счет других”, – пояснил он. Стоит отметить, что далеко не все разделяют эту точку зрения. Директор одного из заводов по производству метконструкций сообщил, что в текущем году мощности его предприятия, способного выпускать 72 тыс. т продукции в год, загружены заказами по итогам тендеров всего на 12 тыс. т.
“На тендерах НЭК “Укрэнерго” нас побеждают производители из Испании, Хорватии, Турции. У них получается цена конструкций в среднем на 100 евро/т дешевле, чем у нас. Чтобы с ними бороться, нам нужен дешевый металл от наших металлургов, дайте его нам!” – заявил он. Директор одного из проектных институтов подтвердил, что давление извне на украинский рынок сейчас очень сильное. “Мы на тендере предлагали проектировать здание аэровокзала за 12 млн. грн., а победителем тендера стали хорваты, которые предложили 9,5 млн. евро”, – сказал он.
Совершенно очевидно, что в таком случае при разработке проекта хорватские инженеры будут ориентироваться на метконструкции своих производителей, а не украинских. Отсюда, значит, и начинаются проблемы со сбытом у наших заводов. А у металлургов имеются собственные проблемы. Они связаны с тем, что большинство украинских комбинатов в советский период проектировались под лист, а для метконструкций идет в основном фасонный прокат. Поэтому многие его виды производители метконструкций вынуждены импортировать.
В результате баланс рынка получается выраженно негативный. По итогам 2012 г. из 512 тыс. т потребления на украинских производителей пришлось только 202 тыс. т, или 39,5%. Налаживать выпуск новых видов фасонки затратно, а спрос, как уже отмечалось, пока не настолько велик, чтобы отбивать инвестиции в это направление. Кроме того, есть у производителей конструкций вопросы к качеству по отдельным видам украинского проката. А оно зависит от состояния прокатных станов. Их модернизация – очень дорогое удовольствие. Поэтому сбрасывать цены до желаемого потребителями уровня удается металлургам далеко не всегда.
Несмотря на то что в среднем на 1 среднестатистического украинца приходится всего 24 кв. м жилья, т. е. в 1,5 раза меньше, чем в странах Восточной Европы, особых перспектив для поднятия жилищного строительства участники рынка не видят. Причина в низкой покупательной способности большинства населения. В целом по стране стоимость стандартной 2-комнатной квартиры площадью 50 кв. м составляет 11 годовых доходов среднего гражданина.
Поэтому главные надежды члены ассоциации “Украинский центр стального строительства” возлагают на коммерческую недвижимость: торговую, офисную и складскую. Рост спроса на метконструкции ожидается и в агробизнесе – единственной сфере украинской экономики, показывающий рост в условиях кризиса. Прирост потребления метконструкций на 1 млн. т к 2020 г., если он произойдет, должен распределиться следующим образом: 300 тыс. т на несущие конструкции и 700 тыс. т на кровельные и фасадные системы.
Впрочем, ожидания диверсифицируются на оптимистичные, умеренные и пессимистичные. Прирост в 1 млн. т – это как раз первый сценарий, базовым является прогноз роста до 1,2 млн. т. И, наконец, самый консервативный прогноз основан на предположении, что потребление метконструкций в строительстве до 2020 г. будет увеличиваться в среднем на 6% в год, отталкиваясь от показателя 2012 г. Какой из них будет реализован – зависит во многом от регуляторной политики Кабинета министров в части создания благоприятных условий для бизнеса и инвестиций в целом.
Сами участники “Украинского центра стального строительства” тоже намерены заниматься вопросами, решение которых позволит поднять уровень внутреннего металлопотребления. Речь идет прежде всего о такой технической характеристике, как огнестойкость строительных метконструкций. Мероприятия по огнезащите зданий и сооружений из стальных конструкций повышают их удельную себестоимость на 30-40%, отмечают представители строительных компаний.
“А даже если цена на железобетон и металл будет одинаковой, предпочтение отдается железобетону”, – отметил один из участников конференции. Объяснение такому выбору следующее: бетон у строителей всегда под рукой, бригады сварщиков на монтажной площадке – тоже. А метконструкции еще надо привезти и не всегда они есть в складском наличии. На изготовление расходуется время, а ведь скорость возведения объектов из метконструкций по идее должна быть козырем по сравнению с традиционным железобетоном.
Выход из этой ситуации директор по продажам ООО “Метинвест холдинг” Дмитрий Николаенко видит в повышении уровня взаимодействия между всеми звеньями цепочки “проектировщик-производитель метконструкций-поставщик металла-генподрядчик”, а также улучшении планирования производственных процессов. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)