Металл Украины и мира

Украина: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставит кредит ПАО «Украинский графит»

ЕБРР довольно неохотно кредитует бизнесы, переживающие сложные времена. Но для “Укрграфита” сделали одолжение. Стало быть, европейские банкиры верят либо в рыночную звезду предприятия, либо в гарантии стоящего за ним тандема Андрея и Сергея Клюевых.

В сентябре “Укрграфит” отпраздновал свое 80-летие. Входящий в его состав цех графитации чуть моложе: у него за спиной всего лишь шестой десяток. Именно этот цех компания и намерена обновить за деньги ЕБРР. Общая стоимость проекта оценивается в $35 млн. Часть своих затрат “Укрграфит” уже понес. В прошлом году были заменены трансформаторы и кабельные линии на собственной подстанции “Графит”, что позволило перевести все электропотребление предприятия на первый класс напряжения, и создало энергетический резерв для будущей реконструкции цеха графитации.

Суть этой реконструкции – в постепенной замене всех существующих в цеху печей Ачесона (их 21 единица), на 24 новые печи, использующие в работе более современную технологию Кастнера. Ожидаемый результат от такой рокировки – увеличение производительности предприятия и сокращение его энергозатрат. Нынешние мощности цеха составляют около 32 тыс. т графитированной продукции в год. В 2010-2011 гг. они использовались более чем на 90%, т. е. компания вплотную приблизилась к проблеме нехватки мощностей. Правда, в прошлом году эту проблему за дирекцию решила ухудшившаяся конъюнктура. Но если смотреть в будущее с оптимизмом, то повода сидеть сложа руки нет. Согласно стратегии модернизации, через три года после замены всех печей графитационный цех сможет ежегодно выпускать на 10 тыс. т продукции больше. Т. е. ожидается прирост почти на треть от нынешнего уровня.

“Обе технологии (Ачесона и Кастнера) известны очень давно, но для узкоспециализированного производства графитированных электродов крупных сечений более эффективна технология Кастнера, к тому же и по показателю удельного электропотребления на 1 т продукции она примерно в два раза эффективнее”, – объяснил начальник отдела маркетинга запорожского предприятия Кирилл Янковский. По подсчетам маркетологов “Укрграфита”, обновленный цех сможет экономить до 35 МВт-ч электроэнергии в год, т. е. около 7% от нынешних объемов потребления. В прошлом году “Укрграфит” потребил около 242 МВт-ч электричества. Кстати, на свет, газ и воду (преимущественно свет) приходится около 35% в себестоимости конечной продукции предприятия. Больше только на сырье – 42%.

Следствием экономии электроэнергии станет сокращение выбросов парниковых газов со стороны предприятия – примерно на 32 ты за год. Кроме того, как говорится в сопровождающих материалах ЕБРР к данному проекту, заемные средства будут использованы и для установки рукавных фильтров, и для пневматической линии по упаковке электродов, что также приведет к уменьшению вредных выбросов в атмосферу.

Идея привлечения дешевых кредитов ЕБРР возникла на “Укрграфите” примерно 2-3 года назад, когда предприятие по итогам 2010 г. получило чуть ли не 100 млн. грн. прибыли. Такой финансовый приток позволил дирекции строить предметные планы по серьезной модернизации производства. Тем более что и с политическими тылами обстановка складывалась крайне удачно. Бывший руководитель компании Борис Петров возглавлял в то время Запорожскую облгосадминистрацию, Андрей Клюев в качестве первого вице-премьера курировал отношения с международными финансовыми институциями. Первоначально речь шла и о значительно большей сумме заимствований, чем удалось получить сейчас. Даже весной в протоколе собрания акционеров “Украинского графита” говорилось о заимствовании у ЕБРР $50 млн. По факту имеем вдвое меньше.

Но на это есть более чем веские причины. Открытие даже 26-миллионной кредитной линии – это большой успех для “Укрграфита”, который в прошлом году получил всего лишь 1 млн. чистой прибыли, а в текущем может и убытки понести. В таком резком падении прибыльности (в 100 раз за три года) меньше вины компании, больше – беды. Беда в том, что “Укрграфит” – предприятие очень зависимое от общего состояния дел в металлургии: как черной, так и цветной. Серьезным ударом для него, например, стала остановка Запорожского алюминиевого комбината, закупавшего анодную массу и катодные блоки для электролизеров. ЗАлК был самым давним и самым выгодным клиентом “Украинского графита”, поскольку они находятся рядом, на территории фактически единой промплощадки. Впрочем, один такой хук “Укрграфит” еще выдержал бы, но когда сокращение заказов происходит массово, оставаться успешным трудно.

По итогам 2012 г. компания понесла потери во всех своих ключевых сегментах сбыта. Реализация в целом упала на 19%. При этом как раз графитированные электроды пострадали меньше всех (минус 10% к показателю 2011 г.). Для сравнения: электродной массы за тот же период продано на 33% меньше, катодных блоков для футеровки алюминиевых электролизеров – в 1,6 раза меньше, углеводородных доменных блоков – в 3 раза меньше. В компании ушли от ответа на вопрос, сохраняются ли подобные тенденции в 2013 г. или хотя бы по некоторым товарным группам видно улучшение. Но судя по тому, что весной предприятие находилось на грани остановки и функционировало в режиме неполной рабочей недели, то вряд ли. Тем более что холдинг “Русал” – один из крупнейших клиентов “Укрграфита” – объявил о дальнейшем сокращении производства алюминия (на 15% в 2014 г.). Группа ферросплавных заводов “Привата” (еще один VIP-заказчик) также методично уменьшает выпуск продукции (более чем на 20% за январь-октябрь).

“Потеря продаж на внутреннем рынке увеличивает риск зависимости “Укрграфита” от поставок на рынки России и Казахстана, которые занимают порядка 30% в его структуре продаж, – отмечает начальник департамента риск-менеджмента международной юридической фирмы Integrites Евгений Тимошенко. – И это может послужить поводом для антидемпинговых расследований. Дополнительным негативом для компании может стать необходимость погасить свыше $10 млн. кредитов в 2014 г. (согласно официальным данным ПАО)”.

Вместе с тем Евгений Тимошенко отмечает и сильные стороны “Укрграфита”. В частности, это большие объемы производства (его выручка в 2012 г. составила порядка $100 млн.), доминирующее положение на рынке страны (большинство позиций из его товарной номенклатуры никто больше в Украине не выпускает). Вырисовывающееся сотрудничество с ЕБРР – тоже позитивный фактор. Ведь банк готов инвестировать в долгосрочные проекты. На том, что обновление цеха графитации имеет стратегическое значение для компании в долгосрочной перспективе, акцентируют и в ее руководящих органах.

По сути, производство графитовых электродов – это генеральное направление, на которое делает сейчас ставку предприятие. Надежды на крупные заказы со стороны цветной и ферросплавной металлургии, как отмечалось выше, пока что призрачны. Спрос на углеводородную продукцию для футеровки печей, по прогнозам, тоже идет на спад. Это побочное следствие улучшения качества такой продукции, и, соответственно, увеличения межремонтного периода работы печей. При таких раскладах графитированные электроды – наиболее надежный и проверенный товар. Спрос на него отличается наибольшей стабильностью и потенциально способен расти за счет потребностей металлургов в электродах для печей большой мощности и в электродах крупных сечений для новых современных печей.

Хотя и тут не все так просто. В прошлом году, как отмечают на предприятии, “Укрграфит” испытывал существенное давление со стороны китайских производителей электродов, таких как Hainan Industry, Fushum Carbon, Tianjin Carbon, Shanghai Carbon и ряда других. Это привело даже к частичной потере ценового преимущества запорожской продукции перед китайской. В России в 2012 г. тамошние короли графита (“Энергопром” и др.) расправились с внешними конкурентами просто: ввели антидемпинговую пошлину на электроды, импортируемые из Индии. Китайцев, как видим, пока не трогали. Но в Украине подобный сценарий не ожидается. “Антидемпинговые процедуры по ряду причин пока экономически нецелесообразны”, – утверждает начальник отдела маркетинга “Укрграфита” Кирилл Янковский.

“Факт демпинга надо еще доказать, – отмечает начальник департамента риск-менеджмента МЮФ Integrites Евгений Тимошенко. – Делать продукцию более дешевой не запрещено, запрещено продавать ее по заниженной цене”. По его словам, азиатские страны сполна пользуются такими преимуществами, как более дешевая рабочая сила и сырье, но это не экономическое преступление. Если тот же Китай активно пускает новые генерирующие мощности, тем самым снижая стоимость электроэнергии для промышленных потребителей, то это, скорее, можно считать свидетельством продуманной политики развития индустриального комплекса и повышение его конкурентоспособности. К тому же, не только азиаты поджимают “Укрграфит”. Тут и на западных рубежах приходится сдерживать конкуренцию, в частности, со стороны польских производителей, которые активно пытаются проникать на украинский рынок. Последний остается крайне важным для “Укрграфита”. По номенклатуре графитовых электродов около половины произведенного отправляется внутреннему потребителю, и только вторая половина идет на экспорт в остальные страны мира.

Сила гравитации, согласно базовым законам физики, заставляет все предметы падать на землю. А вот сила графитации – это совсем другое. Ее миссия, наоборот, в том, чтобы помочь подняться “Украинскому графиту”. После кризиса 2008 г. предприятию это уже удавалось. Но теперь рыночная гравитация опять тянет его вниз. Миллионы ЕБРР, возможно, помогут “Укрграфиту” преодолеть это тяготение. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version