Металл Украины и мира

Германия: концерн ThyssenKrupp продал прокатный завод в США

Последний день осени стал окончанием долгого и крайне болезненного для ведущего промышленного концерна Германии ThyssenKrupp процесса по освобождению от убыточных сталелитейных активов в Северной Америке. Немецкая корпорация 30 ноября официально выступила с заявлением о продаже за $1,55 млрд. завода ThyssenKrupp Steel USA (TK Steel USA) в Калверте (штат Алабама) совместному предприятию, образованному двумя крупнейшими металлургическими компаниями мира ArcelorMittal и Nippon Steel & Sumitomo Metal Corporation (NSSMC).

Последние годы были далеко не самыми благополучными для одного из крупнейших немецких промышленных концернов ThyssenKrupp, который занимает ведущие позиции в Европе и мире по производству высоколегированной и листовой нержавеющей стали, металлообрабатывающих станков, лифтов и эскалаторов. Но в последнее время название ThyssenKrupp часто ассоциировалось не с выплавкой стали или выпуском лифтом, а со словами “стратегические ошибки”, “многомиллиардные потери” и “коррупция”. Провальные планы концерна по строительству суперсовременных металлургических производств в Бразилии и США (совокупной стоимостью порядка 10 млрд. евро), которое сопровождалось скандалами и обвинениями в коррупции, лишь подтверждали мнения экспертов о том, что ThyssenKrupp находится в глубоком кризисе.

Пришедшие в конце прошлого года в ThyssenKrupp новые руководители вместо обвиненных в “кумовстве” и “растратах”, а затем и уволенных бывших топ-менеджеров компании, объявили о начале бизнес-перестройки. “Катастрофа с проектами в США и Бразилии показала, что наша культура руководства потерпела фиаско. “Кумовство” и “слепая преданность” значили для наших менеджеров в последнее время куда большее, чем успехи в бизнесе. А в руководстве компании сложилась атмосфера, которая привела к тому, что лояльность и личные связи ценились выше коммерческого успеха”, – заявил тогда новоназначенный генеральный директор корпорации Генрих Гизингер. По решению нового руководства ThyssenKrupp оба новых сталелитейных завода в Бразилии и США были выставлены на продажу с целью погашения финансовых долгов компании на 6 млрд. евро.

Между тем уже тогда, в конце прошлого года, было очевидно, что продать оба предприятия немцам будет очень не просто, особенно за те деньги, которые они хотели выручить в ходе этих сделок. Ведь стоимость заводов в условиях дальнейшего падения мировой металлургической отрасли снизилась более чем в два раза и оценивалась экспертами не более чем 4-5 млрд. евро за оба предприятия.

До сделки с ArcelorMittal и NSSMC завод TK Steel USA находился в состоянии продажи около 18 месяцев. В течение этого времени предприятием, выпускающим качественный плоский прокат для автомобильной промышленности, интересовались ArcelorMittal, японские Nippon Steel и JFE Steel, бразильская CSN, американские U.S. Steel и Nucor. Но дальше предварительных переговоров с представителями ThyssenKrupp дело не шло: некоторые потенциальные покупатели считали стоимость завода сильно завышенной, другие не могли понять, каким образом можно перестроить заложенную в американском подразделении бизнес-модель (поставка слябов из Бразилии в США для перекатки), которая после кризиса 2008 г. стала генерировать порядка 1 млрд. евро убытков в год. А вторая по величине бразильская металлургическая компания Companhia Siderurgica Nacional (CSN), к примеру, заявила о том, что готова рассматривать только одновременную покупку обоих заводов ThyssenKrupp в Америке.

Теперь можно с уверенностью сказать, что TK Steel USA, который немецкая компания продавала полтора года, а до этого потратила на его строительство и ввод в эксплуатацию, как минимум, $5 млрд., наконец, ушел с молотка. В общей сложности для выхода на американский рынок (операцию, которую все эксперты назвали крайне неудачной) концерн израсходовал около $11,8 млрд., часть из которых ему пришлось просто списать. Скандальная история попыток ThyssenKrupp закрепиться в Америке стоила должностей трем топ-менеджерам компании.

В итоге корпорация ArcelorMittal, которая еще в январе официально подавала заявку на покупку предприятия за $1,5 млрд., и стала владельцем TK Steel USA, но не одна, а совместно с японской Nippon Steel & Sumitomo Metal Corporation (NSSMC). В рамках сделки совместное предприятие (СП) с участием этих компаний, в котором обеим сторонам принадлежит по 50% акций, заключило соглашение, в соответствии с которым завод в Алабаме в течение ближайших шести лет будет ежегодно покупать по 2 млн. т слябов с расположенного в Рио-де-Жанейро металлургического комплекса CSA, пока остающегося в собственности ThyssenKrupp и бразильской Vale. Тем не менее, покупатели и с той, и с другой стороны, очевидно, довольны этой сделкой. “Для ArcelorMittal это одна из важнейших стратегических сделок. Завод в Калверте – самый современный в мире.. Опыт работы в СП с NSSMC в США у нас большой”, – заметил в этой связи глава ArcelorMittal Лакшми Миттал.

По данным британского издания Financial Times, руководство ArcelorMittal и NSSMC абсолютно уверено в своей способности уже в ближайшее время обеспечить прибыльность бывшего американского актива ThyssenKrupp. Они рассчитывают, в первую очередь, на расширение спроса со стороны американских производителей автомобилей, которым это предприятие, собственно, и поставляет львиную долю своей продукции. Мощности завода в Калверте составляют 3,5 млн. т стальной продукции в год, включая линии горячей и холодной прокатки, линию по нанесению покрытия и отделочное оборудование.

Тем временем, генеральный директор ThyssenKrupp Генрих Гизингер так прокомментировал продажу завода TK Steel USA: “Мы нашли устойчивое решение для наших металлургических активов и в Южной Америке. Контракт на поставку слябов из Рио в Алабаму является первым важным шагом в разъединении двух металлургических заводов. Это решение позволит вывести CSA на безубыточный уровень производства в среднесрочной перспективе и является наилучшим доступным решением для завода в Южной Америке в настоящее время. Все остальные варианты не были финансово жизнеспособными”.

Глава ArcelorMittal Лакшми Миттал, в свою очередь, подчеркнул, что купленный завод идеально дополнит существующие мощности компании в Северной и Южной Америке. По его словам, очередное приобретение корпорации в США не станет причиной роста общей задолженности ArcelorMittal и не повлияет на планы крупнейшей металлургической компании мира сократить свои финансовые обязательства перед банками до $15 млрд. в следующем году.

Ожидается, что сделка по покупке TK Steel USA будет закрыта в середине 2014 г. Оба участника совместного предприятия профинансируют половину этой операции пополам, а оставшуюся часть – за счет заемного капитала. Как уже отмечалось выше, сделка предусматривает шестилетний контракт на покупку 2 млн. т слябов в год у бразильского завода ThyssenKrupp (TK CSA) на базе рыночной формулы. При этом TK CSA владеет опционом на продление данного соглашения еще на три года на более приемлемых условиях для СП по сравнению с первоначальным периодом.

Остальные слябы будут поставляться с бразильского и мексиканского заводов ArcelorMittal. Кроме того, операционный контроль над американским прокатным заводом будет осуществлять ArcelorMittal от имени совместного предприятия. Цены на поставляемые ArcelorMittal слябы будут определяться объемами, ценами и издержками всего совместного предприятия.

Что же касается все еще принадлежащего немцам бразильского завода CSA, то в отношении этого актива ThyssenKrupp приняла решение несколько изменить свою тактику и пока повременить с его продажей. По словам финансового директора ThyssenKrupp Гвидо Керкхоффа, компания намерена сконцентрировать усилия не на поиске покупателя для этого завода, а на повышении результатов его операционной деятельности.

В целом же, как сообщает ThyssenKrupp, компания намерена сократить количество профильных направлений своего бизнеса с восьми до пяти, причем производство стали, как предполагается, не будет основным направлением деятельности концерна и будет приносить ему лишь 30% выручки. Это связано с падением спроса на сталь на мировом и европейском рынках со стороны производителей автомобилей, бытовой техники, сектора машиностроения и строительной отрасли, что привело к падению цен на металлопродукцию и, соответственно, уменьшению маржи прибыли металлургических компаний. По всей вероятности, как отмечают аналитики, в своем металлургическом бизнесе ThyssenKrupp сфокусирует основное внимание, главным образом, на развитии европейских мощностей компании, которые производят высококачественную сталь и приносят концерну 25% прибыли. (Reuters, Nikkei, Platts, New York Times, Металлоснабжение и сбыт/Rusmet.ru/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version