Металл Украины и мира

Китай: в борьбе потребителей железной руды за «справедливое» ценообразование приближается переломный момент

Месяц назад в Даляне открылась первая площадка для торговли фьючерсами с физической поставкой, и ее популярность стремительно растет. Торговля новыми финансовыми инструментами набирает обороты, и эксперты говорят, что если к ней подключатся иностранные поставщики, то эта площадка вполне может создать альтернативную основу для формирования базовой цены. И вероятность такого исхода растет, по мере того, как рынок железной руды превращается в рынок покупателя.

Многочисленные попытки китайских сталелитейных компаний перехватить ценовые рычаги у “большой тройки” – Vale, Rio Tinto и BHP Billiton – каждый раз завершались провалом. Характерно, что все эти попытки делались под лозунгом, что Китай, как крупнейший в мире покупатель железной руды, имеет право на определенные преференции. Однако эти призывы к “справедливости” противоречили законам рынка. Во-первых, в условиях монополии поставщиков подобные аргументы бессмысленны. Во-вторых, бурное расширение китайской сталелитейной промышленности привело к опустошению мирового рынка железной руды, и острый дефицит превратил его в рынок продавца. В такой ситуации у покупателей нет как возможностей добиться преференций, так и оснований их требовать.

В 2010 г. очередная провальная попытка добиться желаемого силовым путем завершилась победой поставщиков руды, которые стремились приблизить контрактные цены к быстро растущим спотовым. Переход от годовых контрактов к квартальным сталелитейные компании всего мира восприняли как трагедию, поскольку их заказчики из автомобильной и машиностроительной отраслей не желали переходить на более короткие договора. Эти консолидированные покупатели металлопродукции и раньше не слишком принимали во внимание проблемы смежников, а уж во время глобального кризиса – и подавно.

Тем временем спотовая цена все чаще использовалась в переговорах как базовая. Уже в 2010-2011 гг. большинство физических контрактов было привязано к спотовым ценам (с различным лагом, от квартального и месячного до индекса дневной цены). А ежедневные публикации железорудных индексов от Platts, Metal Bulletin и The Steel Index создавали возможность ввести в оборот железорудные финансовые инструменты. В апреле 2009 г. Фондовая биржа Сингапура начала торговлю железорудными свопами. Ее примеру последовала Чикагская фондовая биржа (CME). Затем обе организации пустили электронную торговлю железорудными фьючерсами.

Однако чиновники CISA весьма недовольны индексами Platts, эталонными для рынка. Они обвиняют крупных поставщиков руды в манипулировании ценовыми индексами путем, в частности, намеренного уменьшения объемов сырья, которое продается через тендеры. Поэтому китайцы стремятся сформировать национальный ценовый индекс, который будет отражать реальную ситуацию на их спотовом рынке – крупнейшем в мире. С этой целью в прошлом году Китай создал национальную спотовую торговую площадку, а в марте началась регистрация средневзвешенных цен на ежедневной основе. Правда, China Beijing International Mining Exchange (CBMX) особой популярностью она не пользовалась, но вскоре у чиновников возникла новая идея: месяц назад в Даляне была задействована торговля фьючерсами с физической поставкой.

Идея оказалась весьма перспективной: Даляньский проект явно обречен на успех. Руководитель отдела исследований Shanghai Steelhome Informatino Technology Ву Вэньчжан сообщил, что у DCE масса преимуществ перед конкурирующими площадками. До открытия торгов железорудными фьючерсами на Dalian Commodity Exchange (DCE, третья по объему торгов фьючерсная биржа Китая) такие фьючерсы уже торговались на CME, Singapore Exchange и IntercontinentalExchange (ICE), но они базируются на денежных расчетах. В Даляне же речь идет о физической поставке, что намного привлекательнее для местных игроков. Физические объемы железной руды хранятся в терминалах крупнейших китайских портов (включая Тяньцзинь и Циндао), а также на складах крупных сталелитейных предприятий. Эти запасы держатся на уровне 90 млн. т, что создает идеальные условия для доставки.

Китай – крупнейший в мире потребитель. Страна закупает, по меньшей мере, 60% поставок в морской торговле (в прошлом году – рекордные 744 млн. т). А высокая степень волатильности на рынке железной руды создает спрос на хеджирование рисков. Тот факт, что рынок находится в Китае, и фьючерсы Далянь номинированы в юанях, дает возможность национальным компаниям избежать валютной волатильности и ограничений, которые становятся большой проблемой при попытках участвовать в торговле свопами в Сингапуре. Поэтому эксперты были уверены, что возможности использовать фьючерсы DCE окажутся весьма привлекательными для китайских компаний.

Торговля началась 18 октября, и первую сессию фьючерсы с поставкой в мае (они торговались наиболее активно) открыли на отметке 950 юаней/т, и в ходе торгов они поднялись до 972 юаней ($159). Объем контракта составляет 100 т, он номинирован в юанях, дневной диапазон изменения цен – 4%. Подводя итоги месяца торговли железорудными фьючерсами на DCE, аналитики сделали два основных вывода: Китай приблизился к своей цели – обеспечить рынок “объективным и справедливым” механизмом ценообразования, и торговля свопами может не выдержать конкуренции с DCE.

Стремительное расширение торговли фьючерсами в Даляне уже за первый месяц ощутимо приблизило Пекин к созданию китайского ценового эталона. Средний дневной объем торговли превысил общий показатель остальных бирж, на которых торгуются железорудные деривативы, причем для даляньских фьючерсов характерна самая высокая ликвидность. По состоянию на 15 ноября крупнейший дневной объем торговли в Даляне составил около 3,39 млн. т (338,7 тыс. лотов по 100 т с доставкой 18 декабря). При этом на бирже Сингапура самый высокий месячный объем, начиная с момента пуска торговли фьючерсами 27 апреля 2009 г. и по сегодняшний день, зарегистрирован в июле 2013 г. – 23,32 млн. т.

Сынь Вейхуа, председатель правления Shandong Wanbao Group – компании, которая 18 октября заключила первую фьючерсную сделку на бирже Даляня, уверен, что ликвидность этих контрактов будет расти. Он заявил, что Wanbao – крупнейший в Китае частный импортер железной руды – будет использовать фьючерсы, чтобы подстраховать ценовые риски для своих клиентов. Компания действует главным образом как агент сталелитейных заводов (около 30 средних и крупных предприятий) – ведет переговоры с иностранными поставщиками, делает заказы, производит предоплату, осуществляет наземную транспортировку и т. п. Разумеется, для таких компаний фьючерсы DCE весьма привлекательны. По мнению С. Вейхуа, наличие таких контрактов избавит сталелитейные заводы страны и железорудных трейдеров от необходимости хеджирования затрат на сырье при помощи фьючерсов на арматуру. Именно этот способ, весьма далекий от идеала, участникам рынка приходилось использовать раньше.

По словам экспертов, если правительство разрешит иностранцам торговать деривативами в Шанхайской зоне свободной торговли, это устранит главное препятствие, из-за которого провалились предыдущие попытки формирования китайской базовой цены. Ли Сыньчуан, заместитель генерального секретаря CISA, объяснил агентству Reuters: “Если даляньские фьючерсы будут использовать многие, то зачем могут понадобиться индексы Platts? Это агентство не может представлять интересы потребителей руды, потому что представляет интересы поставщиков”.

Начиная с 18 октября, объем контрактов с поставкой в мае, которые на DCE торговались наиболее активно, превысил 121 млн. т. Это почти в семь раз больше объема свопов, которые торговались на бирже Сингапура за весь октябрь. По мнению трейдеров, такой успех приведет к радикальным переменам в системе ценообразования на железную руду: по мере приближения физических цен к ценам фьючерсов индексы выйдут из употребления. Ожидается, что это произойдет за пару лет.

Правда, существуют два “но”. Первое из них связано с неясной позицией поставщиков руды. Понятно, что китайская торговля фьючерсами вполне может развиваться и на одном только спросе на хеджирование. Однако чтобы даляньские цены действительно стали мировым эталоном, в эту торговлю необходимо вовлечь и продавцов, особенно крупных австралийских производителей руды, которые обеспечивают основную массу поставок на китайский рынок. А вот здесь могут возникнуть проблемы. Например, Rio Tinto не собирается участвовать в этой торговле. Гендиректор группа Сэм Уолш объяснил, что это связано с общей политикой руководства по отношению к финансовым инструментам. С другой стороны, хотя в BHP Billiton отказались прокомментировать эту тему агентству Reuters, там все же сообщили, что компания оказывает поддержку бирже Даляня в аспектах спецификации фьючерсных контрактов и физических поставок.

Второе “но” обусловлено ограничениями, наложенные на участие иностранцев в торговле финансовыми инструментами в Китае. Правда, не исключено, что эти ограничения правительство ослабит или вовсе отменит для Шанхайской зоны свободной торговли. По словам трейдеров, они с нетерпением ждут этих перемен. И, похоже, ждать осталось недолго. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version