Металл Украины и мира

СНГ: антидемпинговое расследование против украинской арматуры

Антидемпинговое расследование против украинской арматуры, начатое в Таможенном союзе РФ, Казахстана и Беларуси, не несет катастрофических рисков для ее производителей. Они уже давно переориентировали сбыт на Ближний Восток. Но с точки зрения нормализации торговых отношений между Киевом и Москвой, о необходимости которой так много говорят сейчас в украинском правительстве, решение Евразийской экономической комиссии от 20 ноября выглядит как откровенный демарш.

Наличие политического аспекта подтверждается комментарием первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, который заявил, что Россия и ее партнеры по Тамсоюзу в случае создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС будут действовать предельно откровенно, но твердо для защиты своих рынков. Хотя на самом деле компенсационные пошлины на импорт арматуры украинского производства были введены в РФ еще в 2002 г., когда Украина в Евросоюз не собиралась. Да и самого Таможенного союза не существовало даже в проекте.

Тогда инициаторами ограничений на ввоз украинской арматуры выступили “Евраз-холдинг”, “Северсталь” и “Мечел”. В этот раз ряды недовольных пополнились: к ним присоединились Магнитогорский меткомбинат и Нижнесергинский метизный завод. Претензии, представленные ими в Минпромторг РФ, на первый взгляд выглядят аргументированно. Арматурный импорт из Украины в 2012 г. увеличился на 69% к с 2010 г., в I полугодии рост импорта был уже 86,4% к аналогичному периоду 2012 г.

Доля Украины в общем объеме поставок арматуры в Тамсоюз в январе-июне составила 95,6% против 75,3% в среднем за 2010-2012 гг. С другой стороны надо учитывать, что за обозреваемый период в РФ достаточно интенсивно занимались развитием инфраструктуры и подготовкой к зимней Олимпиаде-2014 в Сочи. Т. е. интенсивно росло потребление арматуры. Был спрос – было и предложение. Заработать старались все кто мог, в том числе турки, китайцы. Поэтому рост импорта арматуры в ТС из всех стран в 2010-2012 гг. составил 62,8%, а в январе-июне 2013 г. – 62,7%.

Поставки из Украины – всего лишь часть глобальной тенденции на российском рынке. Кроме того, надо учитывать, что до сих пор он был дефицитным по предложению: сами россияне выпускали порядка 4,8 млн. т в год, а потреблялось в среднем 5,5-5,8 млн. т (без учета “сезонного фактора” в виде сочинской Олимпиады-2014). И 0,7-1 млн. т арматуры в любом случае приходилось завозить по импорту. Поэтому выдавливание украинских производителей лишь приводило к тому, что их нишу сбыта занимали главным образом турецкие и китайские производители.

Загрузка прокатных мощностей на российских предприятиях от введения тарифных ограничений на украинскую арматуру не увеличивалась ни на процент. При этом часть арматуры из Украины все равно ввозилась без взимания компенсационных пошлин. В частности, на 2007-2011 гг. квота составляла 330-360 тыс. т. Наши представители настаивали на 500 тыс. т, россияне предлагали 120 тыс. т – в итоге сошлись на среднем арифметическом, чтобы, как говорится, “ни вашим, ни нашим”.

Но когда строительный рынок находился в острой фазе кризиса, квотирование потеряло смысл: например, в январе-апреле 2009 г. из Украины в РФ было импортировано всего 18,4 тыс. т арматуры, или 5,07% в годовом исчислении. И наоборот, в период активной подготовки к Сочи-2014 даже в условиях действия компенсационной пошлины украинская арматура находила своего покупателя в Южном федеральном округе. Поэтому импортировались объемы сверх лимита, установленного для льготного ввоза. Хотя, конечно, и с намного меньшей маржой.

В общем, если сравнивать импорт украинской арматуры в РФ с трудностями при поставке туда стальных труб, ситуация радикально отличается. На страны Тамсоюза у трубных заводов Украины приходится примерно 25% всего сбыта. Поэтому по ним квотирование и заградительные пошлины в братской России бьют весьма ощутимо. Они сказываются и на загрузке мощностей и, как следствие, на финансовых показателях. Если же обратиться к географической структуре экспорта арматуры из Украины, то на первых местах последние годы традиционно находятся Ирак – в среднем порядка 30% от всего объема, Иран – 15%, Азербайджан и Египет – по 10% соответственно, Индия, Пакистан, Иордания – по 7%.

Общая доля РФ, Беларуси и Казахстана колеблется в пределах 3,6-4,2%. Таким образом, украинцам от нынешнего демарша российского Минпромторга и Евразийской экономической комиссии по большому счету ни холодно, ни жарко. Крупнейшим в Украине производителем арматуры является комбинат “АрселорМиттал Кривой Рог”. Глава его киевского представительства Владимир Ткаченко заявил, что АМКР не согласен с обвинениями в демпинге и намерен представить в ЕЭК свои возражения.

Хотя, конечно, если у российских властей есть желание устроить показательную порку под названием “а то ли еще будет, если не вступите в Таможенный союз” – никакие аргументы не будут восприниматься. И результатом начатого антидемпингового расследования станет продление срока действия тарифных ограничений. Вопрос остается открытым, несмотря на то, что Украина уже отказалась от ассоциации с Евросоюзом и не подписала соответствующее соглашение на саммите “Восточного партнерства” в Вильнюсе 28-29 ноября, как это ранее планировалось. Поскольку со вступлением Киева в Тамсоюз пока ничего не ясно.

На разрешение спора в рамках арбитражного комитета Всемирной торговой организации тоже рассчитывать не приходится, как показали конфликты вокруг введения утилизационного сбора на авто в РФ (в т. ч. импортируемые из Украины), а также запрет на ввоз в Тамсоюз шоколадной продукции украинских фабрик компании Roshen, действовавший в августе-ноябре. Ранее возможность урегулирования таких ситуаций с помощью институтов ВТО преподносилась как один из главных плюсов членства в этой организации.

На деле оказалось, что процедура рассмотрения торговых споров в Женеве чрезвычайно громоздкая и способна растянуться на годы. Что никак не может устраивать сторону, которая считает себя пострадавшей. Актуальность вопроса для Украины в том, что за счет новых пошлин она упускает потенциальную выгоду от увеличения продаж арматуры в Россию после 2014 г. – когда там начнут готовиться к еще более масштабному спортивному событию. Речь идет о чемпионате мира по футболу-2018, который должен пройти как раз на территории европейской части РФ.

И если под Сочи-2014 россияне еще закупали импортную арматуру, то с ЧМ-2018 явно хотят управиться самостоятельно. Ситуация меняется за счет появления новых мощностей по выпуску арматуры. В частности, уже в 2013 г. группой Новолипецкого меткомбината пущен в промышленную эксплуатацию электрометалургический мини-завод “НЛМК-Калуга” с годовой производительностью 900 тыс. т сортового проката, в т. ч. арматуры.

Кроме того, первая арматура получена в ходе горячих испытаний сортопрокатного стана на “Северсталь-Балаково” в Саратовской области. После выхода предприятия на проектную мощность оно будет выпускать 700 тыс. т арматуры в год. Временно приостановлены строительные и монтажные работы на заводе “Южный стан” в Ростовской области. Однако этот проект “ЕВРАЗ-холдинга” находится в высокой степени готовности, поэтому как только улучшатся финансовые показатели “ЕВРАЗА” – он вне всяких сомнений постарается довести начатое до ума, до выпуска 315 тыс. т арматуры в год.

При этом рассчитывать на компенсацию от упущенных выгод на российском рынке за счет увеличения внутреннего потребления украинские производители не могут. Масштабных проектов, способных стимулировать спрос по аналогии с Евро-2012, в обозримом будущем не предвидится. А вывести из комы жилищное строительство Кабинету министров тоже никак не удается. В целом по строительной отрасли Украины за 2012 г. зафиксировано снижение объемов выполненных работ на 14%, за январь-октябрь 2013 г. – на 16,3%. В таких условиях зависимость производителей арматуры от экспорта продолжает расти. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version