Металл Украины и мира

Мировой рынок: масштабное перепроизводство стали уничтожает шансы отрасли на выход из кризиса

Избыток глобальных сталелитейных мощностей становится главным препятствием на пути восстановления рыночного баланса, и сейчас именно масштабное перепроизводство уничтожает шансы отрасли на выход из кризиса. Этот очевидный факт сознают все участники рынка. Однако если в западных странах вероятность сокращения объемов выплавки стали вполне значима, то главный виновник сложившейся ситуации – Китай – вряд ли сумеет справиться с неуправляемым расширением сталелитейной промышленности. Во всяком случае – в обозримом будущем. Скорее всего, нынешние планы правительства в этой сфере постигнет судьба всех предыдущих.

Знаете ли вы, что доска бесплатных объявлений на фермерском портале размещает объявления не только сельскохозяйственной тематики, но любые предложения, которые могут заинтересовать фермеров ?

Восстановление экономики в США происходит хотя и слишком постепенно, но вполне стабильно. Во всяком случае именно это старался донести до слушателей Барак Обама в своем выступлении на заводе ArcelorMittal в Кливленде. Правда, его слушателей намного больше интересовал вопрос о новом законе, регламентирующем систему медицинского обеспечения, но место и повод для выступления были выбраны действительно удачно: предприятие вернуло рабочих, отправленных в неоплачиваемый отпуск в 2008 г., и приняло на работу еще 150 человек. Компания Лакшми Миттала уже практически справилась с проблемами, порожденными глобальным кризисом. По результатам 9 месяцев 2013 г. ее EBITDA оказалась на 19% выше 2012 г.

Правда, отнюдь не все компании сталелитейной промышленности способны преуспевать, следуя по стопам крупнейшего в мире производителя, который, к тому же, признает, что такой подъем оказался возможен в первую очередь благодаря продажам железной руды. Большинство конкурентов ArcelorMittal, особенно вертикально интегрированные компании, тоже задействовали программы рационализации производства, сокращения затрат и повышения эффективности, чтобы вернуться к прибыльности после двухлетней рыночной депрессии (в частности, в Европе), которая обеспечила их грандиозными убытками. Тем не менее сейчас они сумели только вернуться к порогу рентабельности, но далеко не все.

В этой ситуации глава “Северстали” Алексей Мордашов призвал лидеров мировой сталелитейной отрасли и правительства их стран выработать глобальное соглашение об уменьшении объемов выплавки стали и сокращении избытка мощностей. По его мнению, в качестве образца можно было бы использовать документ, подписанный в 1994 г. в алюминиевой промышленности, когда ЕС, США, Россия, Канада, Австралия и Норвегия договорились о синхронном сокращении мощностей. В то время это привело к уменьшению глобального производства алюминия на 6%. А. Мордашов заявил, что без оптимизации отрасли компании обречены в лучшем случае на борьбу за выживание и не более того. Он уточнил, что под самым оптимистичным сценарием подразумевает отсутствие массовых банкротств и закрытий заводов, но без решения проблемы глобального перепроизводства в отрасли может разразиться кризис. Таковой имел место быть 10-15 лет назад, когда каждый четвертый завод США объявлял о банкротстве и прибегал к защите от кредиторов.

Кстати, компания А. Мордашова, в отличие от убыточных или балансирующих на грани рентабельности интегрированных производителей США и Европы, сохранила прибыльность даже в условиях глубокого кризиса. Причем это произошло благодаря не только самодостаточности в отношении сырья, а и в результате решительной и быстрой продажи убыточных активов в США и Европе в самый разгар глобального финансового кризиса. И это в условиях, когда конкуренты, даже такие как Evraz, ArcelorMittal и Tata Steel, все еще прилагают отчаянные усилия, чтобы остаться на плаву. Поэтому возможно, что мировой сталелитейный истеблишмент и задумается над предложением российского магната. Правда, вряд ли оно будет принято: никто уже не верит в декларации о сокращении китайских мощностей, а радикальное уменьшение объемов выплавки стали в других странах попросту освободило бы рынок для китайского экспорта.

В ноябре правительство решило задействовать пакет мер по ограничению масштабов перепроизводства стали. Как объявила Национальная комиссия по развитию и реформам (NDRC), речь идет, в частности, о жестком ограничении инвестиций в строительство новых сталелитейных заводов и введении штрафных тарифов на электроэнергию и воду для устаревших предприятий. Кроме того, NDRC собирается создать информационную систему предупреждения о возможном перепроизводстве и оказать заводам поддержку в экспансии на зарубежные рынки.

Правда, такие меры декларировались уже неоднократно – их пытались использовать в той или иной форме и не только в сталелитейной промышленности, но до сих пор все эти попытки терпели фиаско. Насильственная консолидация не приводила к реальной интеграции партнеров, и заводы, влившиеся в крупные государственные компании, продолжают функционировать практически независимо от родительской фирмы. Вместо устаревших предприятий, закрытых по указу свыше на протяжении последних 7-8 лет, вскоре появлялись новые, современные, с большими мощностями.

Тем не менее власти не оставляют попыток двигаться тем же путем. Сейчас начинается реструктуризация отрасли в шести провинциях, включая Хебей и Шаньдон. Восемь заводов в Хебей (крупнейший сталелитейный центр Китая) уже демонтировали 26 доменных печей совокупной мощностью 11,36 млн. т в год. Этот демонтаж был произведен под руководством местных властей, и, по утверждениям чиновников, представляет собой первый шаг в реализации плана сокращения на треть (на 60 млн. т) сталелитейных мощностей провинции к 2017 г. Компания Hebei Iron & Steel Group сообщила Securities Daily, что остановка этих печей сократила ее активы на $49 млн. и уменьшила ее доход на 1,2 млрд. юаней.

По мнению китайских экспертов, этот первый реальный шаг на пути к сокращению сталелитейных мощностей свидетельствует, что центральное правительство оказало действительно мощный нажим на власти Хебей. Издание Global Times цитирует Ху Яньпина, отраслевого аналитика из custeel.com, который указал, что Пекин стремится уменьшить загрязнение окружающей среды, а именно заводы Хебей ответственны за смог, от которого задыхаются несколько районов Северного Китая. Однако Ху отметил, что эта кампания – скорее символическая, поскольку большинство этих печей было погашено еще в начале года, и их демонтаж не приведет к существенному сокращению выпуска стали. По его словам, было издано уже много указов и распоряжений, но административные меры до сих пор успеха не принесли, и правительству следовало бы больше использовать рыночные силы в борьбе с перепроизводством. Подвижек пока не просматривается. По данным CISA, в первой декаде ноября среднее дневное производство стали составило 2,144 млн. т, увеличившись на 2,2% по сравнению с октябрем. При этом средняя по отрасли загрузка мощностей держится на уровне 72%, тогда как по международным стандартам считается нормой диапазон 80-85%. А главное – на подходе 90 млн. т новых мощностей, которые уже утверждены или находятся на стадии строительства.

Нетрудно предсказать, что если спрос не улучшится, а поставки останутся на высоком уровне, дилерские цены в Китае будут снижаться. Тем не менее, по прогнозу MEPS, обвала не будет – этому воспрепятствуют сравнительно высокие цены на железную руду. Однако уже начинается сезонный спад: в зимние месяцы строительная активность уменьшается, особенно – в северной части страны. Поэтому эксперты не ожидают оживления рынка до начала 2014 г., хотя предсказывают более выраженное восстановление цен в первом квартале. Тогда же произойдет и традиционное повышение спотовых цен на железную руду, поскольку заводы увеличат производство стали в ожидании повышения спроса со стороны конечных потребителей. Характерно, что несмотря на планы расширения добычи в Австралии и Бразилии, в MEPS считают, что в первом полугодии 2014 г. на рынке ЖРС сохранится дефицит. Главными рынками для китайского экспорта останутся государства Азии, особенно те, где национальные производители не могут удовлетворить спрос, но значительная часть избытков китайской стали продолжит выливаться в развивающиеся страны, где она выигрывает конкуренцию за счет низких цен. Кроме того, интенсивно нарастает экспорт в США, где производители уже разворачивают кампанию по борьбе с этой тенденцией.

Тем временем экономика Японии продолжает восстанавливаться, и продажи сталелитейных компаний страны на внутреннем рынке растут. Правда, октябрьское повышение цен было связано только с повышением производственных затрат. Однако производителям Южной Кореи пока так и не удалось повысить цены, хотя они все время пытаются добиться желаемого. В MEPS полагают, что до конца года не стоит рассчитывать на успех в этой сфере, поскольку спрос останется низким как внутри страны, так и на внешних рынках.

В Северной Америке ситуация хотя и лучше, но незначительно. Производители сумели провести второй раунд повышения цен, однако покупатели не склонны обеспечивать их заказами на срок, поскольку у них нет уверенности, что подъем будет стабильным. Тем не менее, когда сроки выполнения поставок увеличились до 6 недель, сделки начали заключаться по немного более высоким ценам, чем в октябре. При этом, поскольку спрос остается слабым, осуществляется жесткий контроль над запасами во всех звеньях цепи поставок, чтобы они сохранялись на низком уровне. Как бы то ни было, производителям удалось сохранить повышения, которых они сумели добиться в летние месяцы, но сокращение притока заказов вынуждает заводы воздерживаться от усиления нажима в плане дальнейшего повышения цен. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version