Благодаря созданию ООО на базе Запорожского титано-магниевого комбината, Дмитрий Фирташ практически завершил концентрацию всех звеньев титанового производства в Украине. Но покупка этого завода далась ему нелегко 18 ноября 2013 г. закончилась история длиною почти в год – Фонд государственного имущества и группа компаний Group DF Дмитрия Фирташа завершили процесс создания общества с ограниченной ответственностью “Запорожский титано-магниевый комбинат”. Бизнесмен давно планировал заполучить этот актив, однако приватизационный путь несколько затянулся.
Запорожский титано-магниевый комбинат – лакомый кусочек в завершении полной консолидации титанового бизнеса Group DF. Это единственный в Украине и Европе производитель металлического губчатого титана с проектной мощностью в 20 тыс. т продукции в год. Однако из-за износа производственных фондов ЗТМК в 2011 г. выпустил 10,3 тыс. т титановой губки и 44,6 тыс. т титанового шлака. Приватизация ЗТМК, регламентированная постановлением Кабинета министров №955 от 3 октября, стартовала осенью 2011 г. Согласно этому документу, на базе имущественного комплекса комбината создается ООО “ЗТМК”, при этом во владении государства остается 51% акций новосозданной компании, остальной же пакет уходит в руки частного инвестора.
В то время аналитики отмечали, что главным претендентом на ЗТМК будет Дмитрий Фирташ, поскольку фактическое руководство заводом с 2010 г. осуществляют топ-менеджеры, вышедшие из его бизнес-структур. Бизнесмен же впервые объявил о желании включить комбинат в свою титановую “обойму” в конце 2010 г., говоря о создании единой структуры по управлению и государственными и частными активами по добыче титаносодержащих руд, производству диоксида титана и металлического титана в рамках Group DF. Контроль над корпорацией должен был отойти холдингу OstChem. В итоге в декабре 2012 г. кипрская компания Tolexis Trading Ltd, входящая в состав группы бизнесмена, купила 49% акций ЗТМК за $110 млн.
Вместе с обязательствами по выплате задолженности за электроэнергию и погашению долгов перед Пенсионным фондом стоимость данного актива для группы составила не менее $160 млн. При этом Tolexis должна была внести в уставный капитал ООО “ЗТМК” 718,3 млн. грн., а также 160,9 млн. грн. для финансового обеспечения технической модернизации производства.
Впрочем, на этом история комбината не закончилась. После подписания договора в феврале началась долгая череда бумажных перипетий. Минувшим летом исполнительный директор Group DF Борис Краснянский отмечал, что ФГИ обязан провести переоценку ЗТМК в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. “К сожалению, разработка учредительных документов и их согласование затянулись на период более шести месяцев с даты оценки. Закон требует от Фонда провести переоценку”, – сказал тогда топ-менеджер Фирташа. ФГИ прислушался к покупателю актива и в конце июля поручил ЧП “Бюро Маркуса” повторно оценить целостный имущественный комплекс ЗТМК. Первая такая оценка, проведенная еще в 2012 г., вывела сумму в чуть более 715 млн. грн. (порядка $90 млн. по курсу НБУ), вторая – 749,164 млн. грн. ($93,8 млн.).
Но даже после окончания всех оценочных мероприятий Group DF не удалось зайти на предприятие. В сентябре начальник управления межгосударственных имущественных отношений и инвестиционной деятельности ФГИ Евгений Асташев заявил, что подписанный договор о создании ООО на базе активов госпредприятия ЗТМК утратил силу. Такое решение он аргументировал тем, что трехмесячный срок действия документа истек, в связи с чем последний потерял силу, а стороны до осени не предприняли совместных шагов по созданию ООО. Последующие действия по этому вопросу Асташев оценил как возможное перезаключение договора либо же объявление нового конкурса по привлечению инвестора.
В самой Group DF были возмущены таким решением. “Юридических оснований для проведения повторного конкурса по привлечению инвестора в ООО “ЗТМК” нет. Group DF предприняла все необходимые шаги для создания ООО и ожидает, что этот процесс будет завершен”, – прокомментировала тогда заявление Асташева пресс-служба компании. В Group DF указали, что действие договора может быть остановлено досрочно по согласию всех его участников либо по решению суда. Спустя почти 2 месяца договор наконец был заключен, и в компании заявили о готовности приступить к модернизации предприятия.
“У нас есть крупномасштабные планы по полной реконструкции и увеличению мощностей предприятия. Став его участником, мы сможем приступить к реализации этих планов”, – цитировала пресс-служба компании управляющего директора Group DF Бориса Краснянского в релизе, посвященном завершению сделки. Он также отметил, что по сути программа модернизации – это постройка практически нового завода. В целом в среднесрочной перспективе группа Фирташа планирует инвестировать в предприятие $700 млн. Программа модернизации до 2017 г. предусматривает поэтапное строительство новых мощностей по производству титановой губки с выпуском продукции до 40 тыс. в год. Также планируется увеличение производства титанового шлака с нынешних 47 тыс. до 150 тыс. т в год. Такие показатели прироста, по ожиданиям представителей компании Фирташа, позволят Украине повысить долю в мировом производстве титанового шлака с 0,66% до 4%, губки – с нынешних 5% до 14%.
Помимо наращивания выпуска уже существующей номенклатуры, Group DF намерена наладить на ЗТМК производство более “серьезного” продукта высокого передела – слитков и слябов из титана и его сплавов с другими металлами. На начальном этапе мощность этого производства составит 1 тыс. т слитков из титана и его сплавов в год с перспективой увеличения мощности до 12 тыс. т в год. О дальнейшем расширении линейки на Запорожском заводе речь не идет – еще в марте Дмитрий Фирташ отмечал, что организовывать производство заключительной/готовой продукции из металлического титана – проката и изделий – на ЗТМК не будут. Это связано как со спецификой сертификации подобного производства, так и с тем, что его компания входит в состав акционеров (доля собственности – свыше 38%) итальянского завода по выпуску титанового проката – Tifast S.r.l. В самой группе бизнесмена неоднократно отмечали, что выпуск новой продукции позволит компании выйти на мировые рынки, в том числе и авиастроения. В 2013 г. Фирташ планировал вплотную заняться развитием актива. Весной на пресс-конференции в Запорожье бизнесмен довольно четко обрисовал перспективу-2013 для ЗТМК: $110 млн. инвестиций, из которых свыше $63 млн. пойдут на строительство новых мощностей по выпуску титанового шлака.
Еще в конце 2012 г. в компании отмечали, что в развитие своего титанового бизнеса Group DF до 2017 г. намерена вложить около $2,5 млрд. Сделка в по созданию ООО завершила логическую цепочку по созданию “вертикальной интеграции”, в которой до окончательного финала остался один шаг. В начале октября Кабинет министров распоряжением №846-р разрешил приватизировать Иршанский горно-обогатительный комбинат и Вольногорский горно-металлургический комбинат, добывающие и обогащающие ильменит и рутил – сырье для производства диоксида титана и металлического титана. Последний – как раз профильный материал для Запорожского завода. Финальный приватизационный шаг вполне логичен – с 2011 г. оба добывающих актива были переданы Фондом госимущества Украины в аренду ЧАО “Крымский титан” – крупнейшему производителю диоксида титана, входящему в Group DF – на срок до сентября 2014 г. При этом в ФГИ отмечали, что за весь предыдущий год от аренды этих предприятий государство получило только 152 млн. грн. По оценкам источника Delo.UA на рынке, покупка Иршанского ГОКа и Вольногорского ГМК может принести в бюджет до $400 млн.
Желания монополизировать “весь титан” в Group DF не скрывают. Окончание сделки по ЗТМК для Фирташа означает выход на новый уровень. Ранее топ-менеджер компании Борис Краснянский уже отмечал, что инвестируя в ЗТМК, Group DF выходит на рынок производства металлического титана. “Это является важной частью стратегии группы по созданию полной производственной цепочки от добычи титаносодержащих руд, до производства конечной продукции”, – говорил он. Впрочем, до финальной “интеграции” титанового бизнеса Фирташу осталось два шага – дождаться конкурса по приватизации ПАО “Сумыхимпром” и получить добывающие предприятия. (Дело/Металл Украины, СНГ, мира)