Цены на металлолом всегда растут в середине зимы – это аксиома. Этот рост может быть временным, даже кратковременным, но в последние, как минимум, пять лет рынок неизменно начинал январь с повышения. Причины для этого обуславливались самим сезонным характером металлоломного бизнеса. Зимой сборы вторсырья в странах Северного полушария сокращаются вследствие сложных погодных условий. В то же время, потребители после Нового года, как правило, приступают к новым закупкам. В этом году уменьшение поставок произошло даже в более жестком варианте, чем обычно. Рекордное за десятилетие похолодание, обрушившееся на США в январе, практически парализовало сборы лома в некоторых районах страны и значительно затруднило его транспортировку. Несмотря на относительно низкий спрос это привело к повышению котировок более чем на $20/т по сравнению с концом декабря. В частности, в штатах Среднего Запада лом HMS №1 подскочил до более $400/длин. т (1016 кг) с доставкой.
Невзирая на каникулы, которые устроили себе в конце декабря – начале января многие европейские мини-заводы, региональный рынок лома также сохранил стабильность. В Германии цены прибавили до 10-15 евро/т по сравнению с предыдущим месяцем. В Италии и Испании, где сокращение производства стали было наиболее значительным, цены остались на том же уровне, что и ранее, либо совершили рост в размере до 5 евро/т. В то же время, в странах – импортерах металлолома ситуация в январе приняла обратный характер, что в конечном итоге и привело к снижению цен, когда поставщикам все-таки пришлось пойти на уступки. И в Турции, и в странах Восточной Азии слабость рынков длинномерного проката способствовала в конечном итоге удешевлению сырья.
В Турции существенную роль сыграло более чем 6%-ное снижение курса местной валюты по отношению к доллару во второй половине декабря и в начале января, когда в стране обострилась внутриполитическая обстановка из-за крупномасштабного коррупционного скандала. Турецкие металлурги повысили котировки на арматуру и катанку в лирах, чтобы удержать цены в долларовом эквиваленте от падения но получили в ответ снижение спроса. На внешних рынках им пришлось даже согласиться на некоторое понижение. Неблагоприятная конъюнктура даже заставила некоторые мини-заводы уменьшить объем выплавки стали либо вовсе приостановить ее.
На протяжении двух первых декад января турецкие компании совершали лишь единичные сделки по приобретению импортного металлолома. Американские трейдеры долгое время удерживали цены на материал HMS №1&2 (80:20) выше отметки $400/т, CFR, но последние продажи были осуществлены на уровне немногим выше $395/т, CFR. Европейские компании еще раньше согласились на понижение до $390-395/т, CFR для аналогичного материала. При этом российские экспортеры, из-за увеличения затрат на доставку пытавшиеся удержать котировки на лом 3А выше $385/т, CFR, остались вне рынка. В Азии падение оказалось более значительным. Японская компания Tokyo Steel Manufacturing с конца декабря по середину января понижала закупочные цены пять раз, уменьшив их, в общей сложности, примерно на $20/т. Тендер ассоциации Kanto Tetsugen на экспортную поставку крупной партии лома, дал цену за лом Н2 на уровне, в среднем, $340/т, FAS, на $17/т меньше, чем в середине декабря. В целом стоимость этого сырья при экспорте в Корею в начале второй половины января упала до менее $345/т, FOB по сравнению с более $365/т месяцем ранее. Пришлось тогда сбросить цены и американцам: котировки на материал HMS №1 опустились от более $410/т, CFR в начале января до менее $390/т, а HMS №1&2 (80:20), поставляемый в контейнерах, подешевел от $370-375 до около $360/т, CFR с перспективами дальнейшего понижения.
Основной проблемой азиатского рынка длинномерного проката является в последнее время конкуренция со стороны дешевой китайской продукции. Расширение китайского экспорта арматуры, катанки, а с прошлой осени – и заготовок привело к сокращению производства аналогичной продукции в странах Восточной Азии и, соответственно, сужению спроса на лом. А в январе к этому еще прибавилось снижение активности в региональной строительной отрасли из-за холодной погоды на северо-востоке Китая, в Японии и Корее. Безусловно, отказываясь от новых закупок металлолома, турецкие и азиатские металлурги расходуют свои запасы сырья. Как ожидается, в феврале покупатели снова выйдут на рынок. Но пока на рынках длинномерного проката сохраняются проблемы со сбытом, существенное повышение цен на лом вряд ли возможно. (Rusmet/Металл Украины, СНГ, мира)