Металл Украины и мира

Индия: ситуация в металлургической отрасли остается противоречивой

Правительственные чиновники в последнее время вновь активно заговорили о необходимости добиться к 2025 г. увеличения выплавки стали в стране до порядка 300 млн. т в год. Однако текущие результаты и прогнозы экспертов на перспективу свидетельствуют о том, что говорить о реальности выполнения этой задачи пока что не приходится.

Очередной всплеск дискуссионной активности по вопросу вывода к 2025 г. индийских металлургических мощностей на уровень 300 млн. т стальной продукции в год связан, прежде всего, с дебатами вокруг реальных проблем, препятствующих достижению этой цели. Министерство сталелитейной промышленности Индии (Ministry of Steel), пожалуй, впервые признало в начале года, что на пути выполнения вышеуказанной задачи могут появиться “некоторые препятствия”.

Впрочем, об этом говорит и просто статистика: по данным World Steel Association, в 2013 г. в Индии было выплавлено 81,2 млн. т стали, что лишь на 4 млн. т больше, чем в 2012 г. Представляется, что если выпуск металла в стране будет и далее расти такими незначительными темпами, то говорить о 300 млн. т и втором месте Индии в мире по объемам производства стали к 2025 г. явно преждевременно.

Отказываться, однако, от этой цели никто в Министерстве не собирается, но здесь признают, что одной из главных проблем на пути ее достижения является дефицит железной руды. По данным специального подготовленного Ministry of Steel доклада для Плановой комиссии Индии (Planning Commission – консультативный орган при премьер-министре по вопросам планового экономического развития страны), для того, чтобы ежегодно производить 300 млн. т стали, потребуется порядка 480 млн. т железной руды в год. В 2012/2013 финансовом году (апрель/март) производство этого вида сырья в стране составило около 136 млн. т, хотя еще в 2008/2009 финансовом году оно было на уровне 213 млн. т.

Таким образом, как отмечается в докладе, индийская железорудная промышленность будет не в состоянии обеспечить задекларированный рост производства стали в стране. Это можно будет сделать только за счет импорта сырья. “Принимая во внимание прогнозируемое расширение сталелитейных мощностей, следует отметить, что имеющихся в стране ресурсов высокосортной железной руды может быть недостаточно для удовлетворения долгосрочных потребностей металлургической промышленности”, – отмечается в докладе Ministry of Steel.

Другими словами, как утверждают многие аналитики, в недалеком будущем Индия может стать новым клиентом таких крупнейших горнорудных компаний, как BHP Billiton , Rio Tinto и Vale, и перейти в разряд стран – нетто-импортеров железорудного сырья. А ведь до введения запретов на поставки руды за рубеж Индия была третьим по величине экспортером ЖРС в мире.

Экспорт железной руды из Индии продолжает сокращаться: по итогам 2013 г. он, по предварительным оценкам, составил примерно 14 млн. т, то есть упал почти на 25% по сравнению с предыдущим годом (18,66 млн. т). Этому способствовали, главным образом, временные приостановки экспорта из штатов Гоа и Карнатака. Хотя Верховный суд Индии разрешил добычу железной руды в штате Карнатака, запрет на ее экспорт продолжает действовать. В штате Гоа, который является главным поставщиком железорудного сырья за пределы Индии, добыча и экспорт железной руды запрещены с октября 2012 г.

“Восстановление добычи в Карнатаке идет очень медленно, а штат Гоа вообще оказался вне горнорудного бизнеса. Ситуацию в какой-то мере спасает штат Одиша (Орисса), на который приходится львиная доля добычи железной руды”, – говорит Пракаш Дуввури, старший аналитик индийского информационного портала OreTeam Research. По его словам, в 2014/2015 финансовом году добыча железорудного сырья в Индии несколько увеличится, однако вряд ли превысит 150-153 млн. т в год. Это увеличение произойдет, главным образом, за счет открытия новых рудников в штате Карнатака и возобновления добычи в штате Гоа.

Второй момент, который заставляет сомневаться в возможности более чем трехкратного роста производства стали в Индии в течение 12 лет, – это замедление темпов роста ее потребления в Индии. В 2012/2013 г. оно выросло лишь на 3,5% – наименьший показатель с 2009 г. Причина – уменьшение спроса на сталь со стороны таких крупных потребителей, как строительный сектор, автомобильная промышленность и отрасль по производству бытовой техники.

Впрочем, ситуация, как утверждают аналитики World Steel Association, может измениться уже в текущем году. По их прогнозам, рост потребление металла в Индии в 2014 г. может составить не менее 5,6%. Его основным источником считается одобрение Комитетом по инвестициям (Cabinet Committee on Investment) правительства Индии выделения более $1 трлн. на реализацию проектов по развитию национальной инфраструктуры в ходе выполнения текущего пятилетнего плана (2012-2017 гг.).

В индийском правительстве также считают, что появившиеся в последнее время признаки выхода из рецессии мировой экономики тоже могут стимулировать увеличение спроса на сталь в Индии. По мнению же экспертов CRISIL Research (крупнейшая независимая исследовательская и консалтинговая компания Индии), с 2014 г. по 2018 г. ежегодные темпы роста потребления стали в Индии могут составить не менее 6-7%.

По словам С.С. Вармы, председателя правления и генерального директора государственной металлургической компании Steel Authority of India (SAIL), для расширения национальных мощностей с текущих 90 млн. т в год до 300 млн. т в год к 2025 г. индийской металлургии потребуется не менее $210 млрд. инвестиций. Кроме того, как считает он, необходимо создать в интересах дальнейшего развития национальной сталелитейной отрасли специальный Фонд содействия, имеющий такие же полномочия, как функционирующая в настоящее время корпорация Power Finance Corporation. Последняя занимается финансированием различных проектов в национальной энергетической сфере и связанной с ней отраслях.

Тем временем, индийские парламентарии озаботились тем, что индийское правительство не уделяет должного внимания такому вопросу, как рост потребления стали в стране из расчета на душу населения. В настоящее время этот показатель в Индии составляет около 60 кг на душу населения, в то время как в среднем в мире – 210 кг, а в Китае – 460 кг. В парламентском Комитете по угольной и сталелитейной промышленности считают, что ситуацию можно изменить к лучшему за счет строительства в сельских регионах страны специальных центров обработки металла.

Как отмечают эксперты, в 2014 г. Индия может стать нетто-экспортером стали, и тому есть несколько причин. В частности, экспорт металла стимулирует продолжающаяся девальвация индийской рупии по отношению к доллару. Ввод в строй дополнительных мощностей по выплавке металла и замедление темпов роста его потребления внутри страны приводят к перепроизводству стальной продукции в Индии и заставляют местные металлургические компании искать возможности сбыта стали на международных рынках.

Кроме того, увеличению экспорта индийского металла может также способствовать некоторое уменьшение зарубежных поставок китайской стали вследствие намерения властей КНР сократить национальные сталеплавильные мощности на 8% к 2017 г. по экологическим причинам. Если в 2013 г. Китай, по предварительным оценкам, направил на экспорт 62 млн. т стальной продукции, то к 2015 г. данный показатель может сократиться до 41 млн. т.

В выигрыше в этой ситуации, как полагают индийские специалисты, могут оказаться ведущие металлургические компании Индии, в частности, Tata Steel, JSW Steel и SAIL, у которых на фоне падения китайского экспорта стали появятся благоприятные возможности для увеличения поставок металлопродукции за рубеж. По данным Joint Plant Committee (управление индийского Ministry of Steel), с апреля по декабрь прошлого года индийской экспорт стали вырос на 9,5% до 4,14 млн. т, а импорт, напротив, сократился на 29,2% до 4,09 млн. т.

Несмотря не некоторую неопределенность ситуации в индийской металлургии, ряд крупных сталелитейных компаний страны продолжает расширение действующих или строительство новых предприятий. Корпорация Tata Steel планирует в марте завершить расширение на 3 млн. т сталеплавильных мощностей на заводе в городе Джамшедпуре. Таким образом, общая производительность этого завода будет доведена до 10 млн. т в год. Кроме того, к марту 2015 г. Tata Steel намерена завершить первую фазу строительства интегрированного металлургического комбината в городе Калинганагар (штат Одиша). Предусматривается, что после завершения первого этапа строительства производительность комбината составит 3 млн. т высококачественного автомобильного листа в год, а после окончания второго этапа мощность предприятия увеличится еще на 3 млн. т в год. Кроме того, Tata Steel подписала с администрациями штатов Джаркханд и Чхаттисгарх протоколы о намерениях о строительстве здесь интегрированных металлургических комбинатов мощностью 12 млн. т и 5 млн. т в год соответственно. В Джаркханде завод будет строиться в два этапа, первый из них (6 млн. т), как предполагается, займет 3-4 года после получения всех необходимых разрешительных документов. Tata Steel уже получила от властей Джаркханда разрешение на проведение исследовательских, технических и инженерных работ по проекту. В Чхаттисгархе в настоящее время представители Tata Steel решают вопросы, связанные с передачей в аренду земли под новое предприятие.

Тем временем, в середине января стало известно, что южнокорейская металлургическая компания Posco сможет, наконец, после 9 лет бюрократических проволочек начать реализацию своего многострадального проекта по строительству металлургического комбината стоимостью $12 млрд. и мощность 12 млн. т в штате Одиша.

В ходе состоявшегося 16 января визита в Индию Президента Южной Кореи Пак Кын Хе и ее встречи с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом были урегулированы вопросы по утверждению и выдаче Posco экологического обоснования проекта в штате Одиша и разрешения на переработку местной железной руды. По данным руководства Posco, работы по реализации проекта начнутся через несколько недель, а ввести в эксплуатацию первую очередь комбината производительностью 4 млн. т планируется к 2018 г.

По результатам опроса, проведенного агентством Bloomberg среди индийских правительственных чиновников, специалистов металлургических компаний и экспертов Министерства сталелитейной промышленности, реально увеличить свои мощности в течение ближайших восьми лет индийская металлургия сможет лишь на 50 млн. т, т. е до 150 млн. т в год (половина от запланированного уровня).

“Замедление роста потребления стальной продукции, проблемы и задержки с выделением земли под новые проекты, растущие расходы и сложности с получением разрешений на добычу руды существенно снижают желание и возможности металлургических компаний строить новые сталелитейные предприятия в Индии”, – говорит А. С. Фироз, главный экономист Ministry of Steel. (Bloomberg, Business Standard, World Steel Association, Steel Business Briefing, Metal Bulletin/Rusmet.ru/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version