Металл Украины и мира

Украина: EastCoal Inc. больше не занимается добычей угля в Луганской области

Все свои активы и обязательства она продала новым собственникам – австрийской EFI Holding GmbH и кипрской Strong Group Corporation. Но смена вывесок пока не повлекла смены реальных хозяев. Луганские бизнесмены Игорь Лиски и Андрей Недовесов сохраняют контроль над наследством EastCoal.

Сделка по EastCoal включает в себя пакет из 10 договоров купли-продажи и переуступки обязательств. Готовилась она еще с ноября прошлого года, но де-юре закрылась только в январе 2014 г., после того как данную торговую операцию одобрил Верховный суд канадской провинции Британская Колумбия, где зарегистрирована EastCoal. За переход прав собственности EFI Holding и Strong Group заплатили символическую цену – чуть более $500 тыс. за все про все. Но такая дешевизна не очень эпатирует. Во-первых, EastCoal и ее украинские дочерние структуры накопили огромные долги. Во-вторых, основные бенефициары не изменились. Поэтому нынешняя купля-продажа выглядит как промежуточная сделка, призванная облагородить актив и сделать его более привлекательным для реального покупателя.

Итак, согласно объявленным условиям купли-продажи, австрийская компания EFI Holding GmbH приобрела по 100% акций двух украинских компаний – “Восточная угольная компания” и “Энергия Украины”, кипрская фирма Strong Group Corporation – 100% акций компании “Интер-Инвест Уголь”. Это дает австрийцам право на операционную деятельность на шахте “Вертикальная” (Свердловск), а киприотам – на шахте “Мария-Глубокая” (Первомайск). Продавцом во всех трех случаях выступил дуэт канадской EastCoal Inc. и кипрской Gramsico Holdings. Причем именно последняя являлась владельцем львиной доли (по 99,9%) всех объектов продажи. Сама Gramsico создана в марте 2012 г., после чего она и вошла в состав украинских дочек EastCoal, фактически полностью вытеснив оттуда канадский капитал.

Несмотря на обилие в документах иностранных адресов и названий, характер данной сделки указывает всего лишь на внутреннее переформатирование семейного бизнеса луганских предпринимателей и двоюродных братьев Андрея Недовесова и Игоря Лиски. В самой EastCoal эту версию никак не комментируют. Но в глаза бросается несколько косвенных обстоятельств. В частности, EFI Holding GmbH по своей дефиниции – почти тезка ООО “ЭФИ Груп”, официального названия созданного Лиски фонда “Эффективные инвестиции”. Кроме того, среди подписавших договоров купли-продажи EastCoal то и дело встречаются фамилии топ-менеджеров, задействованных ранее в других проектах луганских братьев. Например, Максима Рогожина, представлявшего сейчас Strong Group, или Олега Витыка (Gramsico).

Смысл всей нынешней перетасовки в том, чтобы ввести в игру свежих игроков без негативной кредитной истории, благодаря чему попытаться привлечь в проект дополнительное финансирование или хотя бы продать третьей стороне то, что еще можно продать. EastCoal, ведущая, кстати, свою историю с 1984 г., инициировала в Канаде в прошлом году собственное банкротство. Кстати, начинала она свою деятельность с добычи цветных и благородных металлов. А вот инвестировать в украинский уголь оказалось для нее фатальным решением. После пяти лет такой деятельности ее дочек в Украине обсели местные кредиторы. По состоянию на конец ноября 2013 г. сумма их долгов приближалась к 250 млн. грн. В то же время компания не смогла обеспечить выплаты по ценным бумагам, эмитированным на фондовых биржах Торонто и Лондона.

Тут следует отметить, что самой EastCoal больше всего задолжали как раз ее украинские партнеры. В частности, “Восточная угольная компания” до сих пор не вернула ей более $30 млн., привлеченных по договору займа в 2009 г., “Интер-Инвест Уголь” – более $10 млн., полученных в 2011-2012 гг. Сейчас права уступки на все эти долги перешла к новым собственникам – EFI Holding и Strong Group соответственно. Канадцам заплатили за это $110 тыс. компенсации.

Кроме того, согласно условиям сделки, в случае возобновления добычи на “Вертикальной” EastCoal должна получать роялти в $1 с каждой полученной 1 т угля, если такая добыча будет прибыльной. С эксплуатацией “Марии-Глубокой” ситуация еще неопределеннее, поскольку эта шахта находилась не в прямой собственности, а в аренде канадцев. С сентября прошлого года те договор аренды с Фондом госимущества разорвали. Формально шахта возвращена под эгиду Минэнергоугля. Но ему этот лишний рот вовсе не нужен. В министерстве готовы продать шахту. А новые владельцы “Интер-Инвест Угля” рассматриваются как потенциальные покупатели.

Возможно, не они одни. Еще в прошлом году, когда у “Интер-Инвест Угля” уже обострились финансовые проблемы и встал вопрос о приостановке угледобычи, определенный интерес к покупке “Марии-Глубокой” высказывали представители Индустриального союза Донбасса. Алчевские коксохим и меткомбинат, принадлежащие ИСД, расположены рядом. Гипотетически они могли бы включить первомайскую шахту в свою технологическую цепочку. Но для этого следовало бы завершить инвестпрограмму для “Марии-Глубокой”, начатую EastCoal, а также прикупить для полноты комплекта и Первомайскую обогатительную фабрику, которую пустили в 2012 г. специально под продукцию “Интер-Инвест Угля”. Однако, не поэксплуатировав ее даже год, EastCoal продала фабрику алчевской компании “Донбассэнергоуголь”, которую обозреватели быстро идентифицировали с Андреем Недовесовым. Сумма сделки не разглашалась, но стартовали аукционные торги с цены в 9,75 млн. грн. и проходили в режиме понижения ценовой планки. При этом балансовая стоимость фабрики оценивалась в 32 млн. грн.

Еще одним возможным претендентом на осколки EastCoal может стать один из крупнейших негосударственных игроков в угольном секторе Луганщины Иван Аврамов – владелец Луганской угольной компании и 5 обогатительных фабрик в регионе. Ему в данном случае не столько важен конечный продукт “Марии-Глубокой”, сколько усиление позиций в местном обогащении угля. В связи с этим потенциальным приоритетом для Аврамова является упомянутая выше ГОФ “Первомайская”, а также еще одна подобная фабрика, принадлежащая Игорю Лиски, но никогда не входившая в контур EastCoal – “Краснолучская”.

Сложнее будет заинтересовать кого-либо покупкой шахты “Вертикальная” в Свердловске, чья работа была приостановлена осенью 2013 г. Тогда же в EastCoal заявили, что для возобновления здесь добычи и вывода на минимально рентабельный уровень (11 тыс. т в месяц) необходимо $5 млн. Таких денег у обанкротившейся канадской компании не нашлось. Хотя еще в 2011 г. она планировала в течение 3-4 лет увеличить добычу угля на “Ветикальной” до 1,4-1,5 млн. т годовых. Правда, для этого требовалось обустроить совершенно новую лаву на довольно глубоком горизонте (свыше 1000 м). Поскольку сделано этого не было, то новым хозяевам шахты придется удовлетвориться разработкой старых горизонтов.

А ведь всего несколько лет назад EastCoal заходила в Украину с амбициозной программой, предусматривающей создание независимого угольного холдинга, способного добывать до 5 млн. т угля различных марок в год уже к 2016 г. Правда, и суммарная стоимость этого плана превышала $1 млрд. Однако два последних года не только привели к сворачиванию задекларированной программы, но и фактически разорили ее авторов. За этот короткий срок стоимость угля на рынке сократилась примерно вдвое, а акции EastCoal упали на 70%. Согласно документам, переданным EastCoal в суд Британской Колумбии, с 1 января 2010 г. по 30 июня 2013 г. она потеряла в Украине в общем $46,6 млн. За это же время она вложила в развитие шахт “Мария-Глубокая” и “Вертикальная” $45,2 млн. Денег канадцам уже никто не вернет. Но зато плодами этих инвестиций еще могут воспользоваться правопреемники EastCoal. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version