Металл Украины и мира

Украина: за пять лет рынок металла претерпел значительные изменения

Значительную и давно необходимую перестройку отрасли стимулировал кризис, в ходе которого металлургии пришлось кардинально переоценить свои конкурентные позиции и будущие перспективы. Украинская черная металлургия тесно интегрирована в глобальный стальной рынок, ключевые факторы которого (особенно уровень спроса и цен) оказывают прямое влияние на ее развитие. С начала финансового кризиса в 2008 г. мировая стальная отрасль вошла в период затяжной депрессии, в течение которой краткосрочные улучшения конъюнктуры сменяются длительными спадами. В настоящее время в числе доминирующих тенденций мировой металлургии хочу выделить следующие.

Избыток мощностей

Из-за перепроизводства сталепродукции на фоне замедления спроса в Китае и стагнации потребления в развитых странах ускорилось закрытие неэффективных мощностей и консолидация действующих. Первичные переделы (выплавка чугуна и стали) все активнее перемещаются в регионы с низкой себестоимостью.

Ужесточение в развитых странах, прежде всего, США и ЕС, экологических нормативов ведет к радикальной перестройке их металлургического сектора: выплавка чугуна как наиболее энергоемкая и экологически “грязная” сокращается до минимума, выплавка стали также снижается и сосредотачивается в электросталеплавильных производствах. Производство готового проката все больше ориентируется на использование привозных полуфабрикатов, крупным экспортером которых, к слову, является Украина.

Борьба за себестоимость

Цены на прокат, потеряв спекулятивную составляющую, вернулись к формированию на основе базовых рыночных факторов. Снижение прибылей предприятий ведет к пересмотру стратегий развития и инвестиционных планов – укрупнение ради масштаба и представленности на всех рынках перестало быть самоцелью. Из-за снижения рентабельности продаж ключевым стратегическим фактором для металлургов стал контроль над себестоимостью продукции. Преимущество сохраняют: а) вертикально интегрированные компании (обеспеченные собственным сырьем); b) производители, использующие передовые технические решения для снижения затрат.

Рост конкуренции на рынках

Замедление стального потребления в КНР, которое в будущие годы будет расти в среднем на 5-10% в год вместо 10-20%, ведет к росту китайского экспорта. На фоне стагнации внутреннего рынка развитых экономик обостряется борьба на экспортных рынках, рост конкуренции периодически провоцирует торговые войны.

Сырьевой сектор – профицит и дефицит

До кризиса ведущие меткомпании ставили целью наращивание производства, для чего инвестировали средства не только в модернизацию сталепрокатных мощностей, но и расширение выпуска сырья. Инвестиции в добычу и переработку ЖРС на фоне снижения внутреннего спроса позволили Украине войти в число ведущих экспортеров руды на мировом рынке. Рентабельность продаж рудного сырья в предыдущие 5 лет вдвое-втрое превышала рентабельность экспорта проката, именно за счет высоких прибылей от продажи руды сохранил относительную устойчивость “Метинвест”.

В то же время, так и не решена проблема дефицита угля для производства кокса: украинское сырье дороже импортного, уступая ему по качеству. Импорт угля неизбежен – крупнейшие потребители уже имеют активы по добыче угля в ближнем и дальнем зарубежье, и ведут работу по улучшению портовой и транспортной инфраструктуры для привозного сырья. Вместе с вводом новых мощностей по выплавке стали в электропечах в 2012-2013 гг., наметился и далее будет расти дефицит металлолома. Если до кризиса Украина была серьезным мировым экспортером, то сегодня уже ведется и будет расти импорт лома.

Динамика производства сталепродукции в Украине за 2008-2012 гг., млн. т

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Готовый прокат 31,5 26,8 29,2 28,2 26,6 27
Трубы 2,4 1,58 1,75 2,22 2,01 1,61

Данные: “Металлургпром”, УПЭ, Госстат.

Трубный сектор – Россия перекрыла доступ

За последние 5 лет украинские производители труб практически полностью потеряли российский рынок. В России экспорт газа и нефти – одна из основных статей доходов госбюджета, поэтому строительство новых трубопроводов и поставка для них труб российского производства стали едва ли не вопросом национальной безопасности. После строительства новых современных мощностей (при этом компании получали солидную господдержку) с помощью торговых ограничений россияне стали планомерно выдавливать импорт из Украины.

В итоге на сегодняшний день Харцызский ТЗ (трубы большого диаметра) и “Интерпайп” (преимущественно трубы мелкого и среднего диаметра) потеряли до половины своих экспортных объемов, что в условиях сверхжесткой конкуренции на мировых рынках поставило под вопрос их устойчивость в долгосрочной перспективе.

Черная металлургия

За 5 лет кризиса отрасль почти утратила доминирующую роль в экономике страны, из базовой отрасли превратившись в одну из наиболее проблемных. Системные проблемы отечественной металлургии – зависимость от сильно волатильных экспортных рынков сбыта, слабость внутреннего потребления, растущая себестоимость производства, дефицит средств для инвестиций в модернизацию оборудования и охрану окружающей среды – обещают довольно туманное будущее для отрасли, перечеркивая ее статус как локомотива украинской экономики.

Реструктуризация и модернизация

За кризисные годы Украина снизила выплавку стали почти на 10,7 млн. т по сравнению с пиковым уровнем 2007 г., что является следствием сокращения сбыта как на внешнем, так и на внутреннем рынке. На сегодня очевидно, что 45-миллионные мощности по выпуску стали и проката, выстроенные во время СССР, Украине в современной рыночной ситуации не нужны. Процесс закрытия наименее рентабельных мощностей начался еще в 90-е годы, а с началом кризиса резко ускорился. За 5 лет в Украине выведены из эксплуатации устаревшие мартеновские агрегаты по выплавке стали общей мощностью 10 млн. т, еще почти столько же планируется остановить в 2014-2016 г. на “АрселорМиттал Кривой Рог”, а также ММК им. Ильича и “Запорожстали”. Вместо них планируется построить современные конвертерные производства. К 2017 г. вся или почти вся сталь в Украине будет выплавляться в кислородных конвертерах и электропечах, а общий уровень производства не будет превышать 35-37 млн. т – столько продукции наши металлурги реально смогут продать на внешнем и внутреннем рынке.

В то же время, за последние 3 года в отрасли введено всего 2 млн. т новых мощностей, среди которых можно выделить электросталеплавильный завод “Днепросталь” (1,3 млн. т), который будет выпускать заготовку для трубного и рельсового производства “Интерпайпа”. В 2014 г. должно начать работу новое электросталеплавильное производство “Донецкстали” (1,5 млн. т), которое также фактически является компенсацией закрытых мартеновских мощностей.

Таким образом, реконструкция доменного передела в Украине почти завершена, сталеплавильного – завершится к 2016-2017 гг., и только модернизация прокатного производства остается на начальном этапе. Низкие объемы производства или полное отсутствие выпуска оцинкованного проката, листа с покрытием, спецсталей остаются одной из ключевых проблем отрасли, определяющих и конкурентоспособность ее продукции на рынках, и рентабельность продаж.

Повышение эффективности производства

Важным шагом в снижении энергоемкости производства (в Украине энергозатраты на производство 1 т стали в 10 раз выше, чем в США) и себестоимости проката является переход на технологии, позволяющие снизить потребление газа. С резким повышением стоимости природного газа ускорилась реализация проектов по замене его пылеугольным топливом, которые уже реализованы на “Донецкстали”, “Запорожстали”, МК им. Ильича и Алчевском МК, и планируются к реализации еще на 4 меткомбинатах. С 2007 г. по 2012 г. потребление природного газа в отрасли сократилось в два с половиной раза – с 9,5 до 3,89 млрд. куб. м. Снижение производственных расходов критически важно для украинской металлургии, которая на мировых рынках традиционно конкурирует за счет более низкой цены. За последние 5-6 лет это преимущество практически утрачено. До кризиса себестоимость украинского проката, наряду с российским, была одной из самых низких в мире. В 2013 г. затраты на производство сляба (материал для выпуска листового проката) в Украине выросли до уровня Китая, а по производству заготовки (из нее делают арматуру) – Турции. Это сильно осложняет позиции отечественного проката на экспортных рынках, где приходится конкурировать, в частности, с продукцией из России, себестоимость которой на $55 ниже. Еще одной причиной высокой себестоимости украинской стали является низкая производительность труда. По данным “Металлургпрома”, в стальном производстве по состоянию на середину 2013 г. работает 152 тыс. чел. (количество сотрудников с начала кризиса снизилось на треть), при этом производительность труда по стали составляет 117,5 т на 1 работника. Этот показатель в 2-4 раза ниже, чем в развитых странах. В соседней России на Новолипецком МК, одном из лидеров отрасли, выплавка стали на 1 работника составляет 240 т.

Консолидация сектора

К 2008 г. в украинской металлургии работали 7 групп – “Метинвест”, “Индустриальный союз Донбасса”, группа “Запорожстали”, условная группа “Приват”, “Донецксталь”, Мариупольский МК им. Ильича и “Криворожсталь”. Сегодня на рынке остались одна крупная, доминирующая группа, и три средних. Еще до кризиса Игорь Коломойский успел продать металлургические, коксохимические и горнорудные активы российскому “ЕВРАЗу”. Криворожский МК, которыйпосле реприватизации купил Лакшми Миттал, сегодняявляется форпостом ArcelorMittal в Восточной Европе. ИСД продал половину акций неназванным российским инвесторам, и сегодня находится в непростом положении, учитывая значительную долговую нагрузку и высокую зависимость от внешних поставок сырья. А “Метинвест” за 5 лет кризиса купил ММК им. Ильича и “Запорожсталь”, во многом воспользовавшись крайне невыгодными для меткомбинатов условиями поставок руды. По итогам 2012 г. доля “Метинвеста” в черной металлургии страны достигла 50% (по стали) и 46% (по прокату). Доля холдинга в производстве руды превышает 80%, кокса – 40%. Очевидно, процесс перераспределения активов в отрасли окончательно не завершен, и ряд привлекательных активов еще сменят собственника.

Прибыли – уже не в оффшорах

Комбинация высоких затрат, низкого спроса и цен просто “убила” финансовые показатели украинских меткомпаний. До кризиса сверхприбыли от экспорта метпродукции позволяли меткомпаниям модернизировать украинские заводы и приобретать новые предприятия за рубежом. За 2012 г. убытки предприятий “Металлургпрома” составили почти $1,91 млрд. Де-факто, отечественная металлургия, за исключением одной-двух компаний, убыточно работает с конца 2008 г. Что касается “Метинвеста”, крупнейшего интегрированного сталепроизводителя страны, то его суммарная прибыль в 2012 г. сократилась до $454 млн. – и только благодаря $1,11 млрд., которые заработали ГОКи. Сталеплавильный дивизион холдинга работает с рентабельностью от нуля до 5%, у других компаний, не обеспеченных или частично обеспеченных собственным сырьем, эти показатели в лучшем случае едва выше нуля.

Экспортное рабство

В структуре продаж украинского проката доля экспорта составляет 80%, формируя сильную зависимость от конъюнктуры цен и спроса на мировых рынках. С 2008 г. по 2012 г. экспорт металлопроката из Украины сократился на 6 млн. т. Не соответствует мировым стандартам и товарная структура экспорта – до половины приходится на полуфабрикаты, в то время у развитых государств этот показатель не превышает 20%.

Внутренний рынок металлоторговли

С максимального за годы независимости страны показателя потребления в 9,4 млн. т (2007 г.) объем потребления в кризисный 2009 г. рухнул до 5 млн. т, или почти вдвое. С того момента после двух лет роста (точнее восстановления) рынок пережил еще два года спада – в 2012-2913 гг., и сегодня все еще далек от докризисного уровня.

Реализация ряд крупных инфраструктурных проектов, связанных с проведением в 2012 г. чемпионата Европы по футболу, принесла лишь временный рост спроса на сталь со стороны стройотрасли. Жилищное строительство в условиях снижения доходов граждан и отсутствия эффективного ипотечного кредитования продолжает стагнировать, а единственным сектором, демонстрирующим устойчивый рост, остается сегмент коммерческого строительства.

В условиях ухудшения условий доступа украинской промышленной продукции на основной для него российский рынок, падает потребление проката и в отечественном машиностроении. В значительной мере надежды на рост потребления сегодня снова опираются на спортивные проекты. Украина уже получила право на проведение в 2015 г. чемпионата Европы по баскетболу, недавно подана заявка на проведения зимней Олимпиады-2022, возможно также принятие чемпионатов мира по хоккею и в 2015 г., и Европы по легкой атлетике в 2017 г. и плаванию в 2018 г.

Емкость украинского рынка металлопроката (без учета труб), млн. т

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.*
Перв. рынок (весь объем поставок) 9384 8254 5012 6323 7248 6592 6300
Втор. рынок (поставки через м/трейдеров) 2894 2825 1471 1871 2162 2289 2100

* – оценка автора. Данные: УГМК.

В числе наиболее значимых изменений, которые произошли на рынке металлоторговли Украины за последние 5 лет, стоит отметить уход с рынка многих мелких и средних игроков и консолидацию рынка в руках нескольких крупных (“Метинвест-СМЦ” Украинская горно-металлургическая компания (УГМК) и средних компаний (“Викант”, “АВ-Металл-Групп”). Виталий Ключник, заместитель генерального директора по коммерции компании УГМК: “Ухудшение ситуации на внешних и внутреннем рынках привело к обострению конкуренции среди трейдеров. В ситуации перенасыщенности рынка крупные сбытовые структуры имеют значительное преимущество по сравнению с мелкими торговцами. Многие мелкие металлоторговые компании вследствие нехватки оборотных средств вынуждены были свернуть свою деятельность, как торговцы прокатом в чистом виде, на фоне значительных ценовых колебаний. В итоге усилился процесс слияний и поглощений среди металлоторговцев”.

Заключение

У черной металлургии страны остаются весомые конкурентные преимущества, которые, при условии эффективного менеджмента и необходимых инвестиций позволяют сохранить успешный бизнес для отдельных компаний. Сократившись в масштабах и пройдя необходимую модернизацию, отрасль сохранит конкурентоспособность в определенных нишах (полуфабрикаты, арматура, г/к лист) на смежных с Украиной рынках. Кроме того, располагая такими преимуществами как наличие больших запасов ЖРС и наличие выходов к морю (при условии совершенствования портовой инфраструктуры) Украина сможет укрепить позиции в качестве экспортера руды. (Ugmk.Info/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version