Металл Украины и мира

Украина: внутреннее потребление металлопроката может увеличиться вдвое

В течение 10 лет Украина способна вдвое увеличить внутреннее потребление металлопроката – с нынешних 7,1 млн. т до 14,4 млн. т. Аналитики ГП “Укрпромвнешэкспертиза” (УПЭ) разработали пакет рекомендаций, за счет чего можно достичь подобного результата. Ведь для отечественной металлургии внутренний рынок – это клад, который постоянно уходит под землю.

Доля металлургии в национальном ВВП и экспорте оценивается примерно в 30%. Большинству отраслей экономики далеко до этого показателя. И только АПК начинает понемногу дышать в спину лидеру. Однако носить желтую майку металлургам дается все тяжелее. Их многолетняя ориентация на зарубежные рынки сегодня откашливается целой серией побочных эффектов. Во-первых, возможности дальнейшего развития за счет роста экспорта почти исчерпаны. Во-вторых, в украинской металлургии доминирует низкий передел. В-третьих, отрасль чрезмерно зависима от внешних факторов, что не добавляет ей устойчивости. “Из-за значительной доли экспорта потенциал ГМК используется нерационально, – утверждает директор ГП “Укрпромвнешэкспертиза”Анатолий Власюк. – Добавленная стоимость, созданная на этапе первичного производства, проявляется за пределами Украины”.

В Украине много говорится о критической зависимости от импортных энергоносителей (газа, нефти, топлива), но в металлургии, по сути, ситуация та же. Отрасль сама себе не хозяйка. Как в ТЭК, так и в ГМК центры ценообразования находятся в основном вне Украины. Правда, между ними есть одно существенное различие. У сталеваров внутренних резервов намного больше, чем у энергетиков.

В конце прошлого года тогдашний министр промышленной политики Михаил Короленко отмечал, что металлургам следует сейчас уповать первым делом на внутреннего потребителя. По его оценкам, за последние 5 лет объемы экспорта проката из Украины уже стабилизировались на уровне 23-24 млн. т и в дальнейшем будут держаться в этом интервале. Так что ниши для роста следует искать внутри страны. “Здесь действительно значительный потенциал, ведь изношенность металлофонда достаточно высока и существует потребность в обновлении и развитии отечественной инфраструктуры. По нашим оценкам, емкость рынка составляет 300 млн. т проката”, – отмечал ранее М. Короленко.

Стабилизировался в целом и приток стального импорта в Украину – на уровне 1,7-1,8 млн. т в год. Но в номенклатуре поставок разница фатальная. Более 50% отечественных отгрузок за рубеж приходится на полуфабрикаты. Ввозится же в Украину в основном плоский прокат с покрытием и высокотехнологическая продукция из легированных и специальных марок стали. Иными словами, на экспорт идет самый дешевый стальной продукт, а покупается – дорогой. Причем цена на рулон или катанку на внутреннем рынке нередко может быть значительно выше экспортной.

Пренебрежение внутренним потребителем, накладывающееся на отсутствие крупных инфраструктурных изменений в стране, вогнало внутренний рынок металлопроката в состояние дистрофии. Особенно это заметно на фоне соседних стран. Сегодня в Украине потребление проката на душу населения составляет лишь 199 кг, тогда как в Польше – 288 кг, России – 340 кг, Турции – 407 кг. При этом аналитики УПЭ приводят такой красноречивый пример. 20 лет назад, в 1994 году, структура реализации проката в Украине и России была практически одинаковой: внутреннему потребителю отправлялось 45% и 43% соответственно выплавляемой продукции. К 2012 г. эта структура кардинально изменилась. В Украине доля внутреннего рынка упала почти в два раза – до 22,5%, в России – выросла почти в полтора раза, до 58,8%.

В ХХI веке своего пика потребление проката в Украине достигло в 2007 г., составив почти 11 млн. т. После этого оно упало в кризисную яму, сократившись в 2009 г. вдвое, и до сих пор не может оттуда выбраться. По данным УПЭ, в 2013 г. показатель потребления составил 7,38 млн. т, что на 25% ниже докризисного уровня. В последние два года он опять падает. Инъекция спроса в виде Евро-2012 принесла лишь краткосрочный эффект. После футбольного чемпионата активность на внутреннем рынке проката снова пошла на убыль. Изменить ситуацию, как убеждены специалисты “Укрпромвнешэкспертизы”, могут только масштабные инфраструктурные изменения в экономике. В конце концов, этого требует техногенная безопасность. Металл ведь тоже устает.

Как говорится в исследовании “Укрпромвнешэкспертизы”, 390 млн. т металлофонда Украины (т. е. больше половины) полностью изношено. При этом в последнее десятилетие темпы износа ускорились. Это прямое следствие недостатка инвестиций в модернизацию экономики. С другой стороны, это и серьезный сдерживающий фактор для экономического развития. Старое оборудование не позволяет субъектам хозяйствования работать эффективно. В частности, наиболее подвержены старению металла коммунальное хозяйство, транспортная инфраструктура и трубопроводы, где степень износа достигает 78%. Но и в большинстве других сфер этот показатель далеко не отстал – ниже 60%, как правило, не опускается.

В подобных стартовых условиях, как подсчитали в УПЭ, для полного обновления металлофонда необходимо 25-35 лет. Четверть века – при интенсивном внутреннем потреблении (не менее 19 млн. т в год), 35 лет – при более скромном (до 15 млн. т в год). Но даже в последнем случае минимальная годовая доза потребления металлопроката внутри страны – вдвое больше того, что имеем сейчас. Преодолеть этот разрыв реально в течение 10 ближайших лет при условии реализации целого ряда инвестиционных проектов.

Системное обновление практически любой из ключевых отраслей национальной экономики автоматически простимулирует спрос на прокат. Но самый крупный прирост, согласно оценкам УПЭ, могли бы обеспечить коммунальное хозяйство (40 млн. т проката), обустройство автомобильных путей (30 млн. т), строительство социального жилья (12 млн. т), обновление вагонного парка и железнодорожного полотна (почти 10 млн. т). Правда, и суммарная стоимость всех этих проектов достигает ориентировочно 4 тыс. млрд. грн. Из них наиболее затратные – ЖКХ и дороги.

Исходя из данных “Укравтодора”, 90% автодорог в Украине требуют капитального ремонта. Если измерять расстоянием, это 150 тыс. км покрытия. В ходе реконструкции этого километража в соответствии с европейскими стандартами понадобится около 25 млн. т проката для дорог местного значения и около 5 млн. т – для трасс национального значения. Наряду с государством значительную часть этих затрат, как считают в УПЭ, могли бы понести будущие концессионеры автомобильных путей. Хотя заманить их инвестировать в дорожную инфраструктуру местного значения будет весьма непросто. То же можно сказать и о привлечении концессионного капитала в коммуналку (водопроводные, тепловые, электрические, канализационные сети и т. п.). Металлофонд всех перечисленных объектов “весит” более 53 млн. т, и 41 млн. т из них требует замены.

В качестве главного источника средств для социального жилья авторы исследования рассматривают ипотечные кредиты. По их оценкам, в улучшении жилищных условий нуждается около 6,3 млн. граждан Украины. Для удовлетворения их желаний надо построить 130 млн. кв. м жилья. Соответственно при таких масштабах строительства будет использовано, по прогнозам, до 12 млн. т проката.

В то же время наиболее металоемкими областями с точки зрения использования проката на одну потраченную гривну УПЭ называет обновление вагонного и локомотивного подвижного состава, железнодорожного полотна и портовой инфраструктуры. В частности, сегодня уже 158 вагоно-единиц отработали свой ресурс, а к 2023 г. это число увеличится до 230 тыс. (в основном за счет грузовых вагонов). Для выпуска такого количества подвижного состава потребуется 5 млн. т стали. Что касается железнодорожного полотна, то общая протяженность колеи в стране – 50,5 тыс. км, а общий вес рельс – 6,6 млн. т. 67% из них требуют немедленной замены. А, значит, потенциальный спрос со стороны “Укрзализныци” по этому направлению должен составлять примерно 4,4 млн. т.

Еще хуже ситуация обстоит с износом портовых кранов. Более 90% из них давно пересекли нормативный срок службы. Некоторые находятся в эксплуатации 40-50 лет. Их замена помогла бы значительно повысить пропускную способность украинских портов. Хотя в приросте спроса на металлопрокат портовые краны добавят не так и много – 250 тыс. т. Значительно больше можно было бы ожидать от активизации программ судостроения. По грубым расчетам, на каждые 3 млн. т дедвейта построенных судов приходится 1 млн. т потраченного металла. Но поскольку отечественное кораблестроение находится преимущественно в частных руках, то здесь прогресс в основной степени зависит от владельцев верфей.

Но если ничего из вышеперечисленного не случится, и экономика страны будет развиваться по консервативному сценарию, в основе которого лежит вялый рост внутреннего потребления проката, то оно даже через 10 лет не достигнет докризисных показателей. “Это приведет к катастрофическому росту уровня износа металлофонда Украины и к значительным проблемам украинских металлургов в поиске альтернативных рынков сбыта проката”, – предупреждает директор ГП “Укрпромвнешэкспертиза” Анатолий Власюк. (МинПром/С миру по нитке)

 

Exit mobile version