Металл Украины и мира

Китай: правительство пытается частично заменить ручное управление стальной отраслью рыночными механизмами

Проблема перепроизводства стали сейчас обострилась во всем мире, а лидирует по избытку мощностей, разумеется, Китай. В отличие от других стран, в Китае проблему перепроизводства традиционно пытались решать на правительственном уровне. Но теперь политики осознали, что ручное управление в этой сфере оказалось несостоятельным. Поэтому принято решение задействовать рыночные механизмы, которые могли бы создать эффективные стимулы к консолидации и избавить рынок от масштабного избытка мощностей. Хотя этот способ предполагается использовать лишь как дополнение к обычным административным мерам, на него возлагают большие надежды.

Хроническая болезнь китайской сталелитейной промышленности – перепроизводство – вступила в стадию самого тяжелого за всю историю обострения. В последние годы проблема избытка мощностей усугублялась торможением роста ВВП, структурными реформами экономики и политикой правительства, направленной на вывод с рынка устаревших предприятий. Сейчас, по оценкам китайских экспертов, избыток составляет более 300 млн. т. При этом CISA предсказывает, что в текущем году объемы производства увеличатся еще на 3% до 810 млн. т, а потребления – на 3,2% до 715 млн. т.

И дело даже не в количестве невостребованных мощностей, а в их качестве. На различных этапах развития отрасли симптомы проявлялись по-разному, но для их лечения использовались одни и те же средства, хоть и с вариациями. Однако “вирус” быстро приспосабливался к любым “препаратам”, которыми располагало правительство, и перепроизводство приняло характер эпидемии.

Исходно, когда был принят курс на индустриализацию, стране требовались огромные количества стали, и ее приходилось импортировать. Поэтому первый этап развития отрасли проходил под лозунгом “Домна – в каждом дворе!”. Затем правительство сделало инвестиции в создание Baosteel – крупнейшего в стране сталелитейного завода, оснащенного прогрессивными западными технологиями и самым современным оборудованием. Началась радикальная модернизация крупнейших старых заводов и строительство новых – тоже с новейшими технологиями. Но домны, построенные в каждом дворе, никуда не делись. Местные власти продолжали использовать устаревшие неэффективные агрегаты, которые были основным источником бюджетных доходов и обеспечивали занятость населения.

Современных предприятий становилось все больше, новые проекты шли чередой, но тысячи мелких заводов продолжали функционировать. И пришло время, когда правительство решило их закрыть. Однако это противоречило местным интересам, хотя некачественная сталь мелких предприятий была уже практически неконкурентоспособной. Решение проблемы лежало на поверхности. Выполняя директивы центрального правительства, власти провинций закрывали свои неэффективные заводы, но параллельно стали реализовывать собственные сталелитейные проекты. В борьбе с этой тенденцией правительство запретило реализацию проектов, не утвержденных Комиссией по развитию и реформам, а комиссия установила минимально допустимую мощность проектируемых заводов. Но доступность кредитов и коррупция, распространенная во всех эшелонах власти, давали возможность обойти возникшие препятствия. Местные правительства начали строить все большие предприятия. Однако еще больший вклад в перепроизводство вносили крупные компании, которые непрерывно расширяли свои мощности. В результате перепроизводство становилось все более масштабным.

Несколько лет назад правительству пришлось признать бессмысленность таких попыток, и было решено срочно консолидировать сталелитейную промышленность. Центрами кристаллизации должны были стать крупные компании, к которым можно было присоединить мелкие заводы, выбор которых осуществлялся по территориальному признаку. Предполагалось, что дальше материнские компании сами закроют неэффективные заводы. Решение было выполнено, но чисто формально. Реальной интеграции не произошло, а свежеиспеченные партнеры по добровольно-принудительным слияниям продолжали функционировать независимо друг от друга. При этом вместо сокращения излишних мощностей сформированные конгломераты начали наращивать их в ускоренном темпе.

Особый размах увеличение мощностей приобрело, когда правительство задействовало программу стимулирования экономики. Доступность дешевых кредитов и рост цен на недвижимость резко увеличили масштабы перепроизводства в обоих секторах. Именно эти две сферы за последние три года привлекли больше всего инвестиций. Тогда правительство попыталось решить проблему нетрадиционным для Китая способом.

В октябре 2013 г. Госсовет Китая объявил сталелитейную, алюминиевую, цементную, судостроительную и стекольную отрасли лидерами перепроизводства. Было принято решение не утверждать до 2017 г. новые проекты ни в одном из этих секторов и реструктурировать чрезмерно крупные компании. Основой этого плана должно быть создание и совершенствование рыночных механизмов, а также стимулирование частных компаний к участию в реструктуризации слишком укрупнившихся фирм. Кроме того, правительство решило модифицировать систему налогообложения, чтобы создать стимулы для перемещения производства за рубеж. Наконец, предполагалось ужесточить стандарты по экологии, безопасности, энергоемкости и качеству продукции – из тех соображений, что заводы предпочтут сокращать выпуск, вместо того чтобы тратить деньги на модернизацию. Такое ужесточение должно оказаться полезным и в аспекте улучшения экологической ситуации. А наказывать за нарушение экологических стандартов планируется более высокими ценами за воду и энергию.

Есть и другой аспект проблемы. В значительной мере перепроизводство увеличивается благодаря усилиям местных правительств, которые стимулируют расширение мощностей путем субсидирования, кредитования и выгодных контрактов. Кроме того, компаниям предоставляют преференции в таких сферах, как отвод земли. Чтобы ограничить административное влияние такого рода, Пекин разработал серию реформ, которые уменьшат влияние местных правительств на процесс утверждения проектов. Предполагается также повысить входной барьер в сталелитейную промышленность и другие проблемные сектора. И, что особо важно, новый план предусматривает создание механизмов, которые упростят фирмам выход из отрасли. В первую очередь предполагается разработать законы о банкротстве.

Похоже, что пекинские политики нашли наконец способ воздействия на местных руководителей. Еще в июле президент Си Цзиньпин объявил о смене приоритетов. Теперь на первом месте – борьба с перепроизводством, а не рост ВВП, который был основным критерием оценки деятельности местных чиновников с 1980-х годов. По его словам, в такой оценке не учитывались факторы энергоемкости и экологии. А в стремлении ускорить экономический подъем правительства старались строить крупные заводы, которые стоили дорого, но оказывались бесполезными для народа. Позднее организационный отдел ЦК КПК сообщил, что принята новая система оценки деятельности чиновников, которые не сумеют отказаться от ускорения подъема экономики. И правительства ряда провинций поспешили доложить о своей лояльности.

Уже в январе губернатор Хебей Дзан Кинвей заявил, что рост ВВП следует притормозить. Он жестко предупредил: “Если мощности в любом из секторов тяжелой промышленности будут увеличены хотя бы на тонну, ответственные за это лица подлежат немедленному увольнению”. Рвение губернатора Хебей никого не удивило. В первую десятку населенных пунктов, которые Министерство охраны окружающей среды назвало крупнейшими загрязнителями, входят семь городов этой провинции. Это вполне естественно, поскольку Хебей – один из центров производства стали. По данным Национального бюро статистики, в первом квартале 2013 г. там было выплавлено 191 млн. т, т. е., 27,5% китайского выпуска металла. В рабочем отчете правительства сказано, что из соображений ограничения эмиссии в прошлом году в провинции был уменьшен выпуск стали на 7,88 млн. т, а чугуна – на 5,86 млн. т.

Похожие цифры приведены и для других отраслей – цемента (17,2 млн. т) и стекла (14,9 млн. т). Однако на фоне совокупного объема производства это сокращение отнюдь не впечатляет. Тем более что до сих пор все закрытия старых заводов сопровождались вводом в действие вдвое больших новых мощностей. Об этой практике сообщил Wall Street Journal маркетинговый директор Hebei Iron and Steel Group Sales Corp. Однако теперь губернатор решил исправиться. В январе он заявил, что до 2017 г. объемы производства чугуна и стали будут сокращены на 60 млн. т, цемента – на 60 млн. т и стекла – на 30 млн. т. Сообщения о снижении планов роста ВВП поступили и из многих других провинций.

Новый подход разработан и для ускорения консолидации отрасли. Министр промышленности и информационных технологий Миао Вэй рассказал о мерах, которые вполне могут дать положительный эффект. В частности, предполагается пересмотреть систему налогообложения. В процессе оценки активов перед сделками M&A их стоимость обычно возрастает, а это приводит к увеличению налога на доход корпорации. Раньше налоговые органы могли в отдельных случаях освобождать компании от этой дополнительной нагрузки, но каждый конкретный случай рассматривался специально. Теперь же предполагается сделать эту политику универсальной. Кроме того, правительство планирует упростить условия кредитования сделок M&A, причем займы будут предоставляться на более долгий срок. Улучшатся условия налогообложения и для трансрегиональной консолидации.

Таким образом, правительство пытается частично заменить ручное управление отраслью рыночными механизмами. И, хотя рыночный автопилот вряд ли поможет решить проблему перепроизводства в обозримом будущем, его использование дает возможность предсказывать более стабильный прогресс. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version