Металл Украины и мира

Россия: сценарии изменения рынка лома с учетом присоединения Крыма

С точки зрения ломообразования Крымский полуостров весьма перспективен: по методике Istok Corporation LLC (RUSLOMNEWS.COM / RUSLOM.BIZ) объем ломообразования может составлять от 230 до 350 тыс. т лома в год. Развитая судоремонтная промышленность, мелиорация, сельское хозяйство и туризм дают возможность роста ломосбора с учетом предполагаемых инвестиций РФ: любая реконструкция подразумевает снос старых объектов и образования амортизационного лома.

Крым дает России несколько глубоководных портов: Керчь, Феодосию, Севастополь, Евпаторию. Еще 10 лет назад руководство Керченского морского порта рассматривало проект организации транзитного склада на территории порта для грузов из РФ. Узкое место Ростовского порта – ограничения по тоннажу судов, не более 3000 т, тогда как в Керчи и для 50-тысячников места хватит. Изобилие мелких экспортеров на Юге России обусловлено как раз небольшими партиями лома: для многих игроков становится доступным экспорт. Обратная ситуация в Петербурге – там прямой экспорт могут позволить себе меньшее количество трейдеров в связи с ограниченностью как площадок для погрузки так и оборотного капитала: денег для загрузки 30 тыс. т лома нужно намного больше, чем для 2 тыс., это цифра другого порядка. То же самое касается качества лома: при наличии постоянного потока становится экономически выгодно поставить шредерную установку прямо в порту, как в Западной Европе. Обеспечив поток лома баржами 1,5-3 тыс. т через Азовское море и добавив крымскую автопоставку, возможно будет организовать сбор крупных партий лома, и зарабатывать на эффекте масштаба, качестве шреддированного лома и скорости оборота, скупая мелкие партии прямо с причалов по Волге и формируя крупную партию, сейчас такое уже есть в Ростове. Правда, в случае падающего рынка у такой партии резко растут риски, но с другой стороны при росте цен хотя бы на $10. Партия лома в 30 тыс. т приносит сразу огромный выигрыш с учетом относительно дешевого фрахта: в сегменте 5-15 тыс. т в бассейне Черного и Средиземного моря огромная конкуренция, тогда как суда класса Волго-Балт порой оказываются в дефиците.

Иными словами, приход 2-3 крупных трейдеров в Керчь и переориентация на них потока лома от мелких экспортеров приведет фактически к дальневосточной ситуации, когда весь экспорт лома идет через нескольких трейдеров. Это может стабилизировать цены в регионе, но в то же время несет в себе риски зимнего сезона. С точки зрения потребления черного лома Крым навряд ли будет интересен поставщикам – действовавший ранее Керченский металлургический завод давно закрыт, а литейный цех стрелочного завода потребляет совсем немного лома. Другое дело цветной лом – представьте себе, сколько пустых алюминиевых банок может дать сбор в процессе курортного сезона? Масштабная замена пластиковых окон даст рост потребления алюминиевого профиля, но на рынке алюминиевого лома это навряд ли отразится. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)

Exit mobile version