Крупнейшему в мире производителю алюминия UC RUSAL, несмотря на решение Высокого суда Лондона в его пользу, рано или поздно придется договариваться с Лондонской биржей металлов (LME) о сокращении складских запасов алюминия. Такое мнение высказывают опрошенные аналитики, комментируя признание судом реформы складов LME неправомерной. “Русал” оспорил в Высоком суде Лондона утвержденный в ноябре 2013 г. новый порядок работы официальных складов LME. Эти правила были приняты под влиянием потребителей металлов, в том числе алюминия, которые не могли в короткие сроки получить товар со складов. По данным LME, среднее время ожидания в очереди превышало 18 месяцев. Биржа решила сократить сроки отпуска металлов вдвое: если сейчас товар с биржи можно получить не ранее чем через три месяца, то с 1 апреля этот срок должен был быть сокращен до 50 дней.
Производители алюминия (объем торгов этим металлом на LME превышают размеры операций с любым другим металлом, на бирже хранится свыше 5 млн. т алюминия) восприняли это решение негативно, опасаясь значительного снижения цен в результате реализации складских запасов. “Русал” оценивал свои потери от реформы в “десятки миллионов долларов”. Цены на алюминий в настоящее время находятся на уровне 4-летнего минимума. После того как Высокий суд Лондона удовлетворил иск “Русала”, Лондонская биржа металлов частично отложила складскую реформу и должна начать новые консультации, которые должны будут учитывать доводы разных участников рынка.
“Мы разочарованы итогами судебного рассмотрения”, – прокомментировала ситуацию руководитель отдела по связям со СМИ LME Мириам Хейвуд. “Мы по-прежнему считаем, что жалоба UC RUSAL в целом не обоснована, и в настоящее время проводим консультации с юристами в отношении наших возможностей, включая апелляцию или проведение повторных консультаций”, – добавила она. Хейвуд пояснила, что “изменения, связанные с загрузкой и выгрузкой, не начнутся 1 апреля, как ранее было запланировано”. Тем не менее, другие меры в пакете реформ, объявленных 7 ноября 2013 г., по-прежнему будут осуществляться в соответствии с планом, сообщила она.
“Решение биржи о сокращении сроков отпуска металла, которое было отменено судом, возможно, было грубым и резким”, – считает аналитик Rye, Man & Gor Securities Андрей Третельников. Но “необходим какой-то консенсус”, полагает он. “Товар вечно не может храниться на складах, и его нужно куда-то сбывать. Потребители жалуются на то, что объем алюминия лежит на складе, и они вынуждены ждать. Таким образом, на рынке создается дисбаланс, который будет только нарастать, поскольку производство превышает потребление”, – отмечает Третельников. Консультации не удастся провести быстро, полагает аналитик “ВТБ Капитал” Вадим Астапович. “Ситуация, скорее всего, приведет к тому, что переговоры между LME и “Русалом”, судебные тяжбы и так далее – все это, по всей видимости, затянется”, – говорит он. “Я думаю, это только продолжение длинного процесса, участники которого спорят про то, как должна быть устроена биржевая торговля. Этот процесс закончится не завтра”, – согласен с ним аналитик Societe Generale Сергей Донской.
По мнению Третельникова из Rye, Man & Gor, должно быть достигнуто понимание между производителями алюминия, потребителями и биржей. “В данном случае суд встал на сторону истца, предлагающего более мягкий, рациональный выход из ситуации. LME предлагала более радикальный выход из ситуации”, – отмечает он. “Здесь будет, вероятно, какой-то более мягкий вариант: не сразу 50 дней, а некий переходный период. Поскольку введение таких правил – удар по всей отрасли”, – считает Третельников. Затягивание процесса консультаций выгодно для “Русала”, полагает Вадим Астапович из “ВТБ Капитала”. “Чем дольше этот процесс будет затягиваться, тем благоприятнее эта ситуация для “Русала” – тем меньше будет давление на премии на споте, которые компания получает”, – подчеркнул он. Третельников в свою очередь отмечает, что проблема высоких складских запасов алюминия теоретически может решиться и без резких действий. За счет сокращения производства в Китае потребление алюминия может начать опережать его выпуск. “В таком случае на рынке будет создан дефицит без учета уже имеющихся складских запасов, и они постепенно начнут снижаться”, – отмечает аналитик. (ИТАР-ТАСС/Металл Украины и мира)