В конце марта в Донецкой области стартовала многообещающая кампания по закрытию копанок региона. Губернатор области Сергей Тарута дал “черным” угледобытчикам ровно месяц, чтобы они легализовали свою деятельность. Однако за неделю, ни один владелец копанки так и не обратился в компетентные органы, чтобы законно оформить свою деятельность. “Всю неделю поступали звонки с вопросами о возможности легализации мини-шахт, но все они были анонимными. Открыто о своем желании никто из собственников не заявлял”, – подчеркнул директор департамента развития базовых отраслей промышленности ДонОГА Игорь Низов.
Между тем Сергей Тарута вчера напомнил нелегалам, что время идет. “Осталось три недели. Ровно через три недели все копанки, хозяева которых не изъявят желания легализовать свой бизнес, будут закрыты”, – заявил губернатор. В профсоюзах углепрома считают, что вывести из тени незаконные мини-шахты в короткий срок будет непросто. “Чтобы легализировать копанку владельцам нужно решить массу вопросов: пройти согласование с экологическими инстанциями, организовать безопасность труда, выплату зарплат, соцзащиту. Для многих владельцев это сделать будет очень тяжело”, – объяснил председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец.
А вот в профсоюзе работников угольной промышленности говорят, что владельцы копанок не спешат подавать заявки в ДонОГА, потому что боятся потерять свой “бизнес”. “Никто из угледобытчиков не обратился в администрацию, потому что нет четких правил игры. Возможно, сейчас люди боятся, что они придут к властям с официальными документами, а их потом закроют”, – пояснили в Укруглепрофсоюзе. В ПРУПе говорят: несколько лет назад многие собственники мини-шахт хотели работать по закону, но их намерения разбивались о скалы бюрократических проволочек. “Владельцам копанок обещали доступ на рынок реализации угля, уступки в налогообложении, чтобы поднять бизнес и набрать на работу специалистов, но у них ничего не получалось. Им вставляли палки в колеса чиновники на местах. Это удалось только единицам”, – резюмировали в ПРУПе.
В профсоюзах сходятся во мнении, что копанки подрывают энергобезопасность страны, но не стоит бояться, что если все они вдруг закроются, тысячи людей станут безработными. “Если власти хотят, чтобы люди с копанок, не остались без работы, им нужно заняться проблемами занятости населения и создавать рабочие места. Тем более, если легальные шахты заработают на полную мощность – на них понадобятся горняки”, – отметил Михаил Волынец. Сами труженики копанок стремятся выйти из тени и устроиться работать на легальное предприятие. Как рассказал нам бывший работник копанки Александр Филатов, за пять лет работы на нелегальных мини-шахтах Шахтерска, Тореза и Снежного он успел побывать даже под завалом породы.
“На копанках намного опаснее работать, нет никакого контроля, не соблюдаются нормы техники безопасности, разделения труда. Это работа для отчаянных людей, – говорит горняк. – На госшахту я перешел, потому что там стали лучше платить. Тем более на шахте есть хорошие соцпакеты, а на копанке работаешь за гроши, а потом перебило позвоночник, и все. Но некоторые предпочитают все же копанки, там свободный график работы и оплата ежедневная”. Согласно данным НПГУ, ежегодно на украинских копанках гибнет до 150 человек. В Госгорпромнадзоре Донецкой области уверенны, что легализовать незаконные мини-шахты вполне реально, более того, это единственная правильная мера для того, чтобы работы по добыче угля велись без угрозы для жизни шахтеров.
“Чтобы легализовать копанку, владельцам нужно привести деятельность предприятия в соответствие с действующим законодательством, – рассказал “Сегодня” начальник теруправления Вячеслав Король. – Требования законодательных актов одинаковы для государственных и частных шахт, малых и больших. Для строительства угледобывающего предприятия или организации добычи угля владельцам нужно получить специальное разрешение на пользование недрами, горный отвод, земельный отвод, разрешение на выполнение работ повышенной опасности. Также они должны будут получить паспорта “Противоаварийной защиты”. По словам Короля, кроме того, на каждой мини-шахте должна быть обеспечена охрана труда и разработан план ликвидации аварий. “Также все угледобывающие предприятия должны обслуживаться подразделением горноспасательной службы”, – резюмировал глава теруправления. (Сегодня/Металл Украины и мира)