Металл Украины и мира

Украина: ферросплавные предприятия продолжают пользоваться льготами на электроэнергию

Ферросплавные предприятия Игоря Коломойского, Геннадия Боголюбова, Михаила Спектора и Виктора Пинчука продолжают пользоваться льготами на электроэнергию. Льготами, которые им предоставило правительство Николая Азарова. Нынешние власти не склонны к их отмене. Наоборот, условия предоставления льгот намереваются смягчить. ЭП подробно описывала процесс получения льготы предприятиями группы “Приват”.

В распоряжении редакции оказалось письмо замминистра экономического развития и торговли Анатолия Максюты в Администрацию президента. В нем предлагается снять с контроля исполнение пунктов 2 и 4 поручения президента от 19 августа 2013 г. относительно мониторинга ситуации, связанной с производством и потреблением ферросплавов в Украине. Текст поручения президента отсутствует на официальном сайте гаранта и в базе “Лига закон”. Получить развернутый комментарий замминистра также не удалось. О чем же идет речь?

18 декабря 2013 г. Кабмин подписал меморандум о взаимопонимании с Запорожским, Стахановским и Никопольским ферросплавными заводами и Побужским ферроникелевым комбинатом. Документ позволяет этим предприятиям покупать электроэнергию по льготной цене – оптовой рыночной цене без учета объема дотаций для компенсации потерь от осуществления поставок электроэнергии по регулируемому тарифу. Два предприятия – Запорожский и Стахановский заводы – в 2013 г. пользовались аналогичной льготой. По оценкам Минфина, за год на оплате электроэнергии заводы должны были сэкономить 549,8 млн. грн.

По итогам года сумма оказалась близкой к прогнозу – около 500 млн. грн. Деньги, недополученные Оптовым рынком электроэнергии, компенсировали за счет надбавок для остальных промышленных потребителей. Сколько предприятия-льготники смогут недоплатить за энергию в 2014 г.? Сумма напрямую зависит от объемов производства. В январе Украинская ассоциация производителей ферросплавов   спрогнозировала, что в 2014 г. выпуск ферросплавов в стране сохранится на уровне 2013 г. В 2013 г. украинские заводы произвели 872,2 тыс. т ферросплавов, сократив производство на 14,9% по сравнению с 2012 г. То есть за год сумма экономии для четырех предприятий должна составить минимум 0,5 млрд. грн. Хотя в декабре 2013 г. в ферросплавной ассоциации говорили, что льгота на электроэнергию в 2014 г. позволит аккумулировать четырем предприятиям около 2 млрд. грн.

Взамен на предоставление сниженной цены на энергию прежнее правительство потребовало от предприятий соблюдения нескольких условий. Они были зафиксированы в меморандуме, несмотря на то, что ферросплавные заводы просили часть требований не включать в проект документа. Это проведение модернизации, исключение из сбытовой цепочки оффшорных посредников, реализация продукции на внутреннем рынке не дороже, чем при экспорте, отсутствие у предприятий-льготников просроченной задолженности по зарплате, налогам и обязательным платежам в социальные фонды.

Сейчас МЭРТ просит администрацию президента отменить несколько пунктов меморандума – не напрямую, а через хитрую схему аннулирования пунктов некоего президентского поручения, которое когда-то легло в основу текста меморандума. Это следует расценивать как поблажку предприятиям Игоря Коломойского. Причем поблажку, к которой не хотят привлекать внимания. Иначе можно было бы убрать часть требований из текста меморандума, а не ссылаться на малодоступный общественности документ.

Резоны таиться у участников процесса имеются: Коломойский и его команда управляют одним из крупнейших регионов и проявляют активную позицию по недопущению развала Украины внешним врагом и внутренними сепаратистами. Гражданская позиция олигарха, объявившего вознаграждение за “зеленых человечков”, сделала его героем миллионов жителей страны. Но гражданская позиция отдельно, а о бизнесе Игорь Валерьевич не забывал никогда.

Информация о получении Коломойским неких благ – это репутационный удар не только по нему, но и по нынешней власти, которая в революционную зиму 2013-2014гг. обещала быть честнее власти прежней. Несмотря на крупные управленческие успехи главы Днепропетровской ОГА, его уже успели уличить в лоббировании бизнес-интересов. У всех на слуху скандальное дело с выкачкой технической нефти из нефтепровода.

Преференции ферросплавным заводам на 2 млрд. грн. в стране, которая висит над экономической пропастью, – тоже повод поговорить о цене похода во власть. Льгота была предоставлена крайне успешному бизнесу, который благодаря чиновникам и схемам минимизации уплаты налогов можно маскировать под бизнес неприбыльный, нуждающийся в государственной поддержке. Однако даже без экономического разбора сложно поверить, что “акулы” украинского бизнеса, да и бизнесмены любой страны мира, будут годами держать дело, которое не приносит им реальной прибыли.

В 2012 г. аналитики так описывали бизнес-схему группы “Приват” в отрасли: она предполагает и вертикальную, и горизонтальную интеграцию. Группа сформировала мощный холдинг, конкурентами которого выступают крупнейшие сырьевые компании мира: австралийская BHP Billiton, бразильская Vale, южноафриканская Assmang, французская Eramet и казахстанская Eurasian Natural Resources Corporation.

“Приват” владеет мощностями по добыче сырья для производства ферросплавов и по выпуску готовой продукции. Добыча сырья ведется на месторождениях в Австралии, Грузии, Гане и Украине – Марганецкий и Орджоникидзевский ГОКи. В целом группа контролирует 14% мировых запасов марганцевой руды. Сырье перерабатывается и обогащается в Украине. Производство конечной продукции – ферросплавов – также расположено на украинской территории. Ферросплавные заводы группы “Приват” закупали сырье на своих иностранных рудниках по завышенным ценам, а готовую продукцию экспортировали через свои оффшоры по заниженным ценам. В результате капитал оседал за границей.

Впрочем, с этой формулировкой не согласился представитель группы “Приват”, пожелавший остаться неназванным. Он заявил, что если группа и использует посредников, то лишь всемирно признанных, которые обеспечивают немедленный расчет за продукцию. В противном случае, украинским заводам пришлось бы ждать 90-180 дней, пока конечные покупатели рассчитались бы по аккредитиву. В остальном, заверил нас представитель “Привата”, группа работает по абсолютно рыночным ценам, и нигде ничего не оптимизирует. Впрочем, данные опрошенных нами аналитиков позволяют усомниться в этих словах. В январе-мае 2012 г. Украина ввезла 243,3 тыс. т руды на $140,97 млн. по $579/т. Самая лучшая в мире руда с 48-50%-ным содержанием марганца на спотовом рынке стоила $238/т. То есть сырье ввозили на $259/т дороже, а переплата за пять месяцев составила $63 млн. Аналитики говорят, что с тех пор “приватовская” схема не изменилась. В Министерстве доходов и сборов получить свежую информацию об экспорте ферросплавов не удалось. Косвенные факты показывают: она осталась прежней. В середине августа 2013 г. таможенный пост “Никополь” отказался растаможивать импортную руду происхождением из Ганы, Австралии и Бразилии. Таможенники придрались к стоимости ввозимого сырья. Ферросплавная ассоциация встала на защиту импортеров, сообщив, что в 2013 г. среднерыночный уровень цен на марганцевые руды сформирован в пределах $4,5-5,5 за 1% марганца CIF. Однако отраслевой портал ugmk.info выяснил, что к тому времени цены на рынке снизились, и южноафриканские руды подешевели до $3,7 за 1%. То есть в Украину руда ввозилась по завышенной цене. В 2013 г. Миндоходов выяснило, что при экспорте готовой продукции также используются оффшорные схемы уклонения от уплаты налогов. Посредником, который продавал продукцию Стахановского и Запорожского заводов оффшорным компаниям, была компания “Укрнафта”.

“После вступления в силу меморандума Запорожский завод ферросплавов занижает доходы, реализуя от 42% до 73% всей продукции через “Укрнафту”, которая выступает посредником в схеме реализации продукции”, – пишет в письме представитель финансового министерства. Такая же ситуация наблюдалась с продукцией Стахановского завода: “Укрнафта” продавала от 3% до 75,5% его продукции. “При самостоятельном экспорте контрактные цены были почти вдвое выше”, – отмечают в Миндоходов. В такой ситуации возникает вопрос: нужны ли льготы ферросплавному бизнесу? (Экономическая правда/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version