Металл Украины и мира

ПРОГНОЗ: эксперты ожидают падения мировых цен на железную руду

Эксперты дружно предсказывают падение цен на железную руду: ожидается их снижение до менее $100/т. Основания для такого прогноза вполне убедительны. Избыток поставок будет нарастать, а увеличение спроса замедляется из-за торможения китайской экономики. Тем не менее спотовые цены пока сохраняют стабильность, а главное – финансовые рынки тоже не реагируют на “медвежьи” прогнозы. Отсюда следует, что либо нынешние цены неадекватно отражают риски последующего падения, либо перспективы не настолько плохи, как считают аналитики. Инвестиции лидеров рынка в проекты расширения привели к резкому увеличению добычи именно тогда, когда подъем китайской экономики замедлился до уровня 1990-х годов. По данным Bloomberg News, в первом квартале прирост ВВП составил 7,3%, то есть оказался значительно меньше 7,7%, зарегистрированных в предыдущие три месяца. Эта тенденция приведет к сокращению производства стали и, соответственно, к уменьшению спроса на сталелитейное сырье. Поэтому аналитики банков Credit Suisse и Standard Chartered предсказывают, что после падения на 15% в 2013 г. цены на железную руду обвалятся еще на 16% в году текущем. По их прогнозу, во втором полугодии она будет стоить менее $100/т. В Goldman Sachs согласны, что цены будут снижаться, хотя полагают, что в 2014 г. средняя цена составит $108, но на 2015предсказывают падение до $80/т.

Отраслевые эксперты ожидают, что избыток руды проявится уже во втором квартале. По оценкам Standard Chartered, прошлогодний дефицит в 77 млн. т в 2014 г. сменится избытком в 136 млн. т. В Morgan Stanley предсказывают, что в первом полугодии поставки превысят спрос на 14 млн. т, а во втором – глобальный избыток составит 65 млн. т. А в 2015 г. аналитики банка ожидают избытка в 158 млн. т. В свою очередь, немецкий банк UBS прогнозирует рост морских поставок в 2014 г. на 10% до 1,33 млрд. т. А избыток руды, по оценкам его аналитиков, увеличится до 74 млн. т. Ну, а в Goldman прогнозируют, что предложение превысит спрос на 80 млн. т.

В Standard Chartered подсчитали, что около 92 млн. т новых поставок обеспечит Австралия. Однако по прогнозу австралийского Bureau of Resources and Energy Economics, в текущем году экспорт железной руды из страны увеличится на 19% до 687 млн. т, а, значит, добавка может составить около 110 млн. т. Этот объем включает руду BHP, которая завершила расширение на месторождении Jimblebar в Западной Австралии полгода назад, а также Rio Tinto и Fortescue Metals Group, которые продолжают реализацию своих проектов. Ожидается, что в текущем году Rio увеличит выпуск руды на 11% до 295 млн. т, а Fortescue утроит добычу и доведет ее до 155 млн. т.

Кроме того, по оценкам Deutsche Bank, экспорт руды из Бразилии увеличится на 10% до 410 млн. т. А еще на 20 млн. т глобальный избыток вырастет за счет возобновления индийского экспорта, что вряд ли было учтено в предыдущих прогнозах. Дело в том, что недавно Верховный Суд Индии аннулировал запрет на добычу железной руды в штате Гоа, который раньше был главным экспортером этого сырья. Этот запрет был наложен в 2012 г. как одна из мер по борьбе с нелегальной добычей. Он действовал на протяжении 19 месяцев, но теперь его отменили по рекомендации комиссии, расследовавшей ситуацию по поручению Верховного суда.

Для защиты от нелегальной добычи индийские власти приняли решение ограничить поставки из штата до 20 млн. т. Разумеется, на общем фоне этот объем невелик. Но как добавка к уже наметившемуся избытку он может оказаться существенным, хотя вряд ли индийский экспорт будет играть важную роль. Как справедливо указал аналитик Macquarie Грэм Трейн, возникает вопрос: захотят ли китайские производители стали покупать руду низких категорий из Гоа? После того как Пекин ужесточил экологические нормы, заводы предпочитают использовать сырье более высокого качества. Поэтому неясно, сумеют ли экспортеры Гоа продать эти 20 млн. т.

С другой стороны, некоторые аналитики сомневаются, что избыток поставок будет настолько масштабным, как предсказывают ведущие банки. Для этих сомнений есть определенные основания. Во-первых, правительство Китая запланировало прирост ВВП в текущем году 7,5%, а средства для поддержки экономики у властей имеются. Страна уже объявила о намерениях увеличить расходы на инфраструктурное строительство, а этот сектор поглощает изрядное количество стали. Госсовет Китая запланировал продать в текущем году облигации на $24 млрд. Эти деньги правительство собирается инвестировать в строительство железных дорог, главным образом в менее развитых центральных и западных регионах. Во-вторых, забастовка, которой угрожают операторы буксирных катеров, может привести к нарушению системы поставок. В третьих, если цены упадут до менее $100, то с китайского рынка исчезнет значительная часть местных поставок. При таких ценах местные производители руды утратят рентабельность и будут вынуждены остановить добычу.

Все же о грядущем падении цен говорят все эксперты. По мнению аналитиков Credit Suisse, стимулирование китайской экономики окажет ценам некоторую поддержку, но ненадолго, поскольку в банке прогнозируют рост поставок со скоростью 11% в год, тогда как повышение спроса составит около 4%. С этим выводом согласны также эксперты Citigroup и Goldman Sachs. А в Standard Chartered указывают, что процесс падения цен может ускориться еще и в связи с банкротствами в китайской сталелитейной отрасли, количество которых будет нарастать. Аналитик шанхайского филиала банка Джуди Чжу считает, что закрытие этих заводов может произвести больший эффект, чем избыток австралийских поставок. По прогнозу, средняя цена, составившая $129/т в первом квартале, снизится до $114 в третьем и до $108 в четвертом триместре года.

Аналитик Reuters Клайд Расселл отметил интересную особенность сложившейся ситуации. С одной стороны, трудно найти благоприятный прогноз, а с другой – реальные цены как на спотовом, так и на фьючерсном рынках сохраняются на хороших уровнях. По состоянию на 24 апреля цена на руду (62% железа) с немедленной доставкой в Китай восстановилась на 0,9% до $113,2/т. Два карго австралийских мелочей с поставкой в июне продано с премией $1,5 по сравнению с индексной ценой. Эти цены на 15,6% ниже прошлогодних, но они на 8,4% выше самого низкого в текущем году уровня, зарегистрированного 10 марта, и на 31% выше трехлетнего минимума ($86,7 в сентябре 2012 г.). При этом фьючерсы растут третий день подряд. На дальяньской бирже они выросли за неделю на 1,8%.

Стабильность биржевых цен – еще более важный показатель, чем спотовые индексы. Динамика железорудных свопов на сингапурской бирже надежно указывает на возможные повороты в ценообразовании на рынках. Во время спада в сентябре 2012 г. эта динамика твердо показывала, что нынешние цены ниже будущих – рынок был в контанго, и девятимесячные контракты торговались с премией 9,4%. А при ценовом пике $158/т в феврале 2013 г. (самый высокий уровень после октября 2011) динамика была с явным депортом – фьючерсные контракты заключались по ценам ниже текущей на 15%. Естественно было бы ожидать депорта и сейчас, когда все прогнозы указывают на падение цен. Тем не менее сейчас дисконт к текущей цене для девятимесячных контрактов составляет 7,2%, то есть он не слишком изменился по сравнению с 5,3%, который превалировал месяцем раньше, и этот депорт меньше, чем 10,4% три месяца назад. Тенденция к снижению спотовых цен началась 4 декабря прошлого года, когда цена составляла $139,7/т, и на тот момент дисконт для девятимесячных свопов составлял 11%. А вот нынешняя динамика указывает, что если цены на железную руду и склонны к снижению, значительного спада игроки все же не ожидают. По мнению Расселла, из этого можно сделать вывод, что либо нынешние цены неадекватно отражают риски последующего падения, либо перспективы не настолько плохи, как утверждают аналитики. И, действительно, Китай продолжает импортировать значительные объемы железной руды, хотя рост производства стали замедлился. Частично это связано с использованием сырья в качестве залога при организации финансирования сделок. Однако такого использования недостаточно для объяснения годового прироста импорта на 19,4% в первом квартале. Еще одна причина – сокращение местной добычи из-за роста затрат и снижения качества доступной руды: за 10 лет содержание железа уменьшилось от 31 до 21,5%. При этом на месторождениях Австралии и Бразилии содержание железа составляет около 57%, и там руду легче добывать. По оценкам UBS, Rio Tinto сохранит прибыльность и при ценах порядка 39 австралийских долл./т ($37), а у BHP и Fortescue порог рентабельности составляет, соответственно, 41 и 56 австр. долл. Поэтому китайские компании уступают рынок бразильским и австралийским конкурентам. Кроме того, использование руды более высокого качества обеспечивает снижение эмиссии вредных выбросов из доменных печей. Это означает, что даже при торможении спроса на сталь китайский импорт железной руды может продолжить рост. Поэтому, хотя увеличение объема поставок и более медленное повышение спроса – достаточно веские причины для мрачных прогнозов, давление на цены может оказаться не таким сильным, как ожидают отраслевые эксперты. (МинПром/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version