Металл Украины и мира

Мировой рынок: производство железа прямого восстановления (DRI) сохраняется на уровне 2013 года

Держать планку производителям помогает развитие электрометаллургии, сланцевая революция в Северной Америке и ожидание посткризисного восстановления глобальной экономики. Определенный DRI-потенциал есть и у Украины. По данным World Steel Association, в январе-апреле мировое производство DRI составило 19,095 млн. т, сократившись всего на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В прошлом году производство восстановилось на 6,46% до почти 59 млн. т, после спада на 12,8% в 2012 г.

Основными глобальными производителями DRI остаются страны, имеющие доступ к недорогому природному газу – Индия (более 14,6 млн. т в 2013 г.), Иран (14,5 млн. т), Мексика (6,1 млн. т), Саудовская Аравия (5,3 млн. т), Египет (3,4 млн. т). Газ в соответствующих технологиях используется как восстановитель и топливо. Газовый фактор создает предпосылки для развития данного направления в России, где подобным занимается группа “Металлоинвест” на Оскольском электрометкомбинате и на Лебединском ГОКе.

Неудивительно, что в последние годы производство DRI активно развивается в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (MENA), где открываются новые заводы и растет потребление продукта в металлургии. Это связано как с недорогим газом, так и с высокой железистостью данного сырья, которое используется и в электродуговых печах, и в кислородных конвертерах. При применении DRI отпадает потребность в выплавке чугуна и достигается ощутимая энерго- и ресурсоэкономия, а также замещается стальной лом, который из-за более высокой маржинальности электрометаллургии становится дефицитом в ряде регионов планеты (в том числе в MENA или, например, в СНГ).

Что же до экономичности, то возможная сегодня горячая загрузка при температуре электропечи от 600°C повышает ее производительность на 15-20%, сокращает потребность печей в электроэнергии на 120-140 кВт-ч/т стали, снижает расход электродов на 0,5-0,6 кг/т, а огнеупоров – на 1,8-2 кг/т. Ключевая профильная технология – это основанная на газе Midrex и такие ее производные, как Fastmet, Fastmelt, Kwiksteel, ITmk3. Для доставки на дальние расстояния изготовляется такая разновидность, как лучше хранящееся горячебрикетированное железо (ГБЖ).

Рост выпуска DRI в странах MENA в последние годы был одним из самых высоких в мире, и ныне они занимают свыше трети в глобальном производстве, отмечает представитель аналитической группы Metal Bulletin Брайн Левич. Активнее использовать железо прямого восстановления местных металлургов стимулирует нехватка лома. Крупнейший региональный производитель, Иран, в 2013 г. нарастил изготовление DRI сразу на 25% и вплотную приблизился к Индии, которая показала почти аналогичное уменьшение (минус 26%). В позапрошлом году установка Midrex пущена на иранском меткомбинате Ghadir Iron & Steel (Igisco), сегодня модули ежегодной мощностью 0,8 млн. т устанавливаются на национальных предприятиях Arfa Steel и Khorasan Steel. Большинство продукции потребляется на внутреннем рынке.

В Египте DRI осваивалось еще с 1980-х годов, когда использовалось на МК Alexandria Iron & Steel, сейчас – Al Ezz Dekheila Steel Co, входит в ведущую метгруппу Ezz Steel. В 2012 г. ее дочернее прокатное подразделение Ezz Rolling Mills пустило установку годовой мощностью 1,9 млн. т на базе технологии HYL/Energiron, а теперь в стране строится агрегат Midrex (1,76 млн. т/год) на заводе Sponge Iron & Steel и агрегат HYL/Energiron (1,95 млн. т/год) на МЗ Suez Steel. Неудивительно, что в 2013 г. выпуск в стране увеличился почти на 12%.

Далее, в Бахрейне на предприятии United Steel Company готовится ввод в эксплуатацию модуля Midrex на 1,5 млн. т/год. В Омане местная компания Jindal Shadeed, дочка индийской Jindal Steel & Power, построила установку типа Hotlink Midrex такой же производительности, причем непосредственно в порту Сохар, что сокращает затраты на доставку необходимого железорудного сырья. В ближайшие 5 лет ежегодную мощность установки намечено довести до 5 млн. т. А в Саудовской Аравии фирма Saudi Iron & Steel (Hadeed) построила 5 модулей Midrex совокупно на 5,4 млн. т/год, крупнейший из которых напрямую соединен с электропечью. Один из модулей стал первым Midrex-агрегатом с применением изолированного механического конвейера для прямой транспортировки горячего DRI в сталеплавильный цех при температуре от 600°C и выше. Изолированный конвейер минимизирует термопотери и вторичное окисление.

В соседней Индии развитию производства DRI содействует наличие не только собственного природного газа, но и высококачественных железных руд. Доля электростали в структуре черной металлургии составляет примерно 45%, но при этом в стране мало лома и коксующихся углей, констатирует отраслевой аналитик Владимир Пиковский. Это создает условия для активного внутреннего спроса на железо прямого восстановления. И действительно, почти весь выпускаемый объем реализуется на внутреннем рынке. Известные проблемы в основных штатах-добытчиках железной руды (Карнатака, Гоа) стали фактором резкого спада производства DRI в 2013 г., однако далее можно ожидать восстановления показателей. Индийская специфика в том, что большая часть местных заводов DRI работает на газифицированном угле по технологиям Popuri, Tisco, Osil, Siil, Jindal, SL/RN.

А вот в США сланцевый бум – при избытке руды – привел к возрождению производства DRI. Существовавшие площадки общей годовой мощностью до 0,3 млн. т были окончательно закрыты в 2008 г. из-за дороговизны традиционного газа, но с активным освоением сланцевого газа стартовали новые проекты. В прошедшем году потребление DRI в стране выросло приблизительно на 73% до 4,5 млн. т, в том числе импорт превысил 2 млн. т. Из новых же проектов самый масштабный реализует Nucor, ведущий страновой поставщик электростали, который пускает предприятие на 2,5 млн. т/год в Сент-Джеймсе (штат Луизиана). В будущем ежегодную мощность планируется расширить вдвое, до 5 млн. т. Наряду с этим холдинг владеет линией по выпуску DRI в Тринидаде и Тобаго (1,8 млн. т/год), которая была в 2005 году перемещена из США. Использование всего этого потенциала даст Nucor возможность на четверть самообеспечиться сырьем для выплавки стали.

Кроме того, известная австрийская группа Voestalpine инвестирует $740 млн. в новую площадку в Техасе годовой производительностью 2 млн. т, половина из которых будет отправляться в Австрию, уточняет Б. Левич. Пока что это крупнейшая зарубежная инвестиция группы. Также рассматривают возможность организации выпуска DRI в Штатах компании US Steel и Essar Steel (Индия). В США в электропечах получают около 60% всей стали, и DRI будет пользоваться спросом. Ввиду всего этого ожидается ослабление ввоза товарного чугуна, который в прошедшем году составил 3,5 млн. т, в том числе с отечественной “Донецкстали” и с российских “Тулачермета” и Новолипецкого МК. В 2014 г. может быть ввезено уже лишь 3 млн. т. По оценкам экономистов, к 2020 г. в регионе NAFTA доля стали с применением DRI в производственной структуре расширится до 28% с 7% в 2011 г.

В целом на обозримую перспективу в компании Midrex прогнозируют поступательный рост потребления DRI в мире, которое будет опираться на развитие добычи и поставок недорогого газа, а также на экологические ограничения в аглодоменном переделе (самом “грязном” в черной металлургии). И уже после 2025 г. мировое производство DRI способно превысить 200 млн. т.

Что касается СНГ, то “Металлоинвест” также расширяет свои мощности. На ЛебГОКе при помощи Siemens VAI строится третий цех ГБЖ ежегодной производительностью 1,8 млн. т (крупнейший в мире) и стоимостью 270 млн. евро. На ГОКе подтверждают, что после пуска цех будет ориентироваться на экспорт. А внутри России рост интереса к DRI вызван усилением дефицитности стального лома. В прошлом году его сбор в РФ снизился на 12%, примерно до 21 млн. т. В итоге лом в РФ становится все менее доступным и дорожает, и спрос на альтернативное ему сырье будет только расти (с одновременным ростом себестоимости готовой металлопродукции и уменьшением ее конкурентоспособности). Из-за нехватки и роста цен на лом федеральные метгруппы вынуждены останавливать и свои иностранные электрометаллургические мощности, как это в 2012 г. сделал Магнитогорский МК с заводом MMK Metalurji в Турции. Схожие проблемы известны и в Украине, где база ломосбора сокращается много лет. По данным центра “Укрпромвнешэкспертиза”, в 2013 г. украинская заготовка лома упала на 5% до минимума за все время независимости – 5,7 млн. т. В текущем году даже оптимистичные ожидания пророчили снижение еще на 0,2 млн. т, а с учетом политико-экономических событий провал рынка становится вообще труднопредсказуемым. Одновременно в последние годы в стране появились новые крупные ЭМЗ, в частности “Интерпайп Сталь”. Кроме того, на очереди пуск собственных электропечей на «Донецксталь»-МЗ». Наконец, до кризиса-2008 метхолдинги Украины активно инвестировали в освоение технологий непрерывной сталеразливки, при которой заметно уменьшается образование оборотного лома. Все это усиливает общий недостаток лома, формируя предпосылки не только для роста импорта DRI, но и для возврата инвесторов к проектам его внутреннего производства.

В Украине ранее заявлялось о нескольких таких проектах. Впрочем, знаковым препятствием стала дороговизна природного газа. Теоретически его может заменить газифицированный уголь, предприятия по выпуску которого были анонсированы в 2013 г., и нетрадиционный газ собственной добычи. Необходимая сумма денег может найтись у ведущих интегрированных метгрупп Украины. Но с учетом обстановки в государстве эксперты не ожидают соответствующего интереса, по крайней мере, в ближайшие пару лет (пока не восстановится экономика, а также экспортные металлорынки). (МинПром/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version