Металл Украины и мира

Россия: ОАО «Северсталь» уходит с рынка США

“Северсталь” появилась на рынке США первой из российских сталелитейных компаний. Теперь же она первой и уходит оттуда, и ее самая актуальная задача – сделать это с минимальными потерями. Такая же задача стоит сейчас и перед некоторыми другими производителями, которые в свое время приложили немало усилий для захвата плацдармов в регионе. Правда, в отличие от них, “Северсталь” собирается продать активы, у которых нет особых проблем, хотя выручить за них вложенные средства вряд ли удастся. Поэтому причины продажи пока остаются неясными.

В конце 1990-х годов азиатский финансовый кризис породил глубокий спад на мировом рынке стальной продукции, который усугубился из-за дефолта России и других проблем новых рыночных стран. Экспортные потоки начали смещаться в направлении США, где спрос цены на сталь снижались медленнее, чем на Востоке. В этой ситуации американские производители развернули масштабную кампанию по защите от импорта, которая завершилась практически полным закрытием рынка. Позднее сплошную защиту отменили, но основных экспортеров обложили антидемпинговыми и компенсационными пошлинами, для импорта устанавливалась минимальная продажная цена. Фактически единственной возможностью получить доступ к американским потребителям была покупка местных активов.

Первой по этому пути двинулась “Северсталь”. В декабре 2003 г. группа приобрела за $285,5 млн. обанкротившуюся компанию Rouge Steel – вместе со всеми ее проблемами. Однако проблемы удалось решить сравнительно быстро – рынок шел на подъем, а компания Ford охотно покупала автомобильный лист у своей бывшей дочки, расположенной на одной территории с автогигантом. Уже через год Rouge вернулась к прибыльности. Таким образом, “Северсталь” получила доступ к автомобильному рынку США, современные технологии производства автолиста и ряд наработок для моделей Ford следующих поколений.

Главным минусом была необходимость в модернизации оборудования, поскольку в предыдущие годы средств на развитие Rouge отпускалось явно недостаточно. И “Северсталь” занялась модернизацией завода, который переименовала в Severstal Dearborn. За десять лет инвестиции в развитие предприятия составили около $1 млрд. Затем, в 2005 г., “Северсталь” начала строительство нового завода Severstal Columbus в штате Миссисипи. Первая очередь проекта стоимостью $880 млн. была вверена в эксплуатацию в 2007 г., вторая ($550 млн.) – в ноябре 2011 г. В результате мощности предприятия были увеличены до 3,1 млн. т проката для автомобильной и трубной отраслей, а также для производства бытовой техники. Таким образом, инвестиции в сумме около $2,8 млрд. сделали “Северсталь” владельцем двух предприятий, оснащенных прогрессивными технологиями, с мощностями по производству 3,4 млн. т доменной стали (Severstal Dearborn) и для выплавки 3,1 млн. т металла в электродуговых печах (Severstal Columbus).

Другие инвестиции группы в США были менее удачными. В условиях докризисного пика на рынке стали цены на активы были чрезмерными, поэтому в мае 2008 г. “Северсталь” приобрела у ArcelorMittal завод Sparrows Point за $810 млн., в июле заплатила $140 млн. за завод WCI Steel, который переименовала в Severstal Warren, а в августе – $1,25 млрд. за компанию Wheeling (впоследствии Severstal Wheeling). Эти три завода выпускают продукцию строительных назначений, а именно строительный рынок обрушился сразу и надолго. Поэтому предприятия утратили рентабельность – в одном только 2009 г. их совокупные убытки составили $654 млн., а “Северсталь” остановила на них производство и занялась поиском покупателей. Исходно группа пыталась вернуть заплаченные за заводы $2,5 млрд., но безуспешно. Поэтому в 2011 г., когда стала разворачиваться вторая волна кризиса, “Северсталь” согласилась продать их оптом американской компании Renco Group за $1,2 млрд.

Решение было весьма своевременным: уже через год дочерняя структура Renco Group, компания RG Steel Renco, объявила себя банкротом и обратилась в суд за защитой от кредиторов. Несмотря на драконовские меры по сокращению затрат, компания не сумела пережить затяжной рыночный спад, а попытки перепродать только что купленный у “Северстали” бизнес не увенчались успехом.

Однако до недавнего времени заводы Columbus и Dearborn “Северсталь” на продажу не выставляла. Помимо других преимуществ, эти предприятия, в отличие от ThyssenKrupp Calvert, недавно проданного консорциуму ArcelorMittal/Nippon Sumitomo и CSN, самодостаточны в отношении полуфабрикатов, поэтому не нуждаются в импортных слябах и способны обеспечивать выполнение заказов в кратчайшие сроки. Тем не менее в мае появились сообщения о продаже этих заводов. Это повергло всех в недоумение: какой смысл продавать современные успешные предприятия, тем более что особых финансовых проблем у группы нет, а вернуть вложенные средства вряд ли удастся?

Сообщение, что “Северсталь” собирается полностью выйти из сталелитейного бизнеса в США, для многих оказалось неожиданностью. Правда, слухи об этом по рынку ходили давно. Некоторые американские издания еще несколько месяцев назад писали, что группа предлагала купить Columbus и Dearborn различным компаниям мира, а в апреле банки Evercore и Citigroup произвели глубокий анализ состояния этих предприятий и стали запрашивать предложения от потенциальных покупателей.

По оценкам Кирилла Чуйко из BCS Financial Group, вероятность, что “Северсталь” действительно продаст эти активы, составляет менее 50%. Эксперт считает, что нынешнее противостояние между США и Россией по поводу событий в Украине вряд ли приведет к санкциям против американских заводов Алексея Мордашова, поэтому в данной продаже нет политической подоплеки. Чуйко считает, что сделка состоится, только если предложенная цена будет достаточно привлекательной.

На рынке предполагают, что целевая цена – $2,7 млрд. за оба завода, но вряд ли поступят предложения этого уровня. Компания активизировалась с поиском покупателей в начале года, и, по данным Wall Street Journal, “Северсталь” уже получила оферты U.S. Steel и Cia. Siderurgica Nacional (CSN). Суть их предложений не разглашается, но издание предполагает, что они готовы приобрести заводы за $1,5 млрд. А, по данным American Metal Market, предложения потенциальных покупателей варьируются в диапазоне до $2 млрд., хотя некоторые из них – значительно ниже. Отраслевые издания сообщали, что официально срок подачи заявок завершился 8 мая, но “Северсталь” продлила его и собирается до июня определить двух-трех финалистов, а за последующие два месяца выбрать победителя.

Аналитики Deutsche Bank уверены, что “Северсталь” не согласится продавать эти активы за бесценок: у нее нет срочной необходимости в деньгах, а заводы – одни из лучших в американской отрасли. Правда, в банке отметили, что уровень синергии между бизнесом группы в России и в США всегда трудно было оценить количественно. Как бы то ни было, дивизион Severstal International, в который входят Severstal Dearborn и Severstal Columbus, в 2013 г. обеспечил почти треть всей выручки компании – $3,9 млрд. и 8,9% EBITDA. При этом в пресс-релизе “Северстали” сообщалось, что в I квартале уровень загрузки мощностей Severstal International оставался выше среднего уровня по американскому рынку. Там же подчеркивалось, что срочной потребности в средствах “Северсталь” не испытывает: по состоянию на 31 марта общий долг компании составлял $4,4 млрд., в том числе краткосрочный – $778,6 млн.

Поэтому вопрос о причинах продажи американских заводов пока остается открытым. В медиа превалируют два предположения, связанные с событиями в Украине. В зависимости от дальнейшего развития ситуации санкции, которые сейчас “Северстали” якобы не грозят, могут и появиться. Разумеется, гендиректор и основной владелец “Северстали” Алексей Мордашов учитывает такой вариант, каким бы нереалистичным он сейчас не казался. С другой стороны, будущее Донбасса еще не определилось, но опрометчиво было бы не учитывать возможность, пусть и маловероятную, что украинская металлургия начнет менять собственников. Разумеется, в этом случае “Северсталь” не останется в стороне. И тогда ей срочно потребуются свободные деньги.

Наконец, самое простое объяснение: по словам Мордашова, рентабельность дивизиона Severstal International значительно ниже, чем у “Северсталь российская сталь” – всего 6,3% против 12,5%. Поэтому не исключено, что группе просто выгоднее продать американские заводы и направить вырученные средства на развитие бизнеса в России. Хотя, несмотря на высочайшую лояльность Кремля, ограничивать свою деятельность только Россией для Мордашова было бы неосмотрительно. А в этом аспекте сохранить активы в США вполне имеет смысл. Тем более что как сам Мордашов сказал в интервью “Ведомостям” в начале года, что из развитых рынков рынок США демонстрирует наилучшие показатели. (МинПром/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version