Металл Украины и мира

Россия: владельцы группы «ИСД» планируют приобрести ОАО «Сибуглемет»

На фоне экономического и политического кризиса в Украине ИСД может пополниться неплохим активом – российским угольным холдингом. Эксперты связывают это не только с желанием собственников обеспечить поставки угля в сложный период, но и с их стремлением продемонстрировать выгоды украино-российской кооперации.

В конце апреля стало известно, что российские владельцы ИСД могут получить от “Внешэкономбанка” (ВЭБ) кредит в $1,8 млрд. на приобретение расположенного в Кузбассе угольного объединения “Сибуглемет”. Это достаточно крупный холдинг с годовой добычей в 10,7 млн. т (в основном коксующихся марок), объединяющий несколько шахт и обогатительных фабрик. До последнего времени компания принадлежала группе “Акрополь” сенатора от Ингушетии Ахмета Паланкоева.

Кредит на 6,5 лет может быть привлечен ВЭБом у банка “ВТБ” или его дочерних структур в интересах кипрских оффшоров Martinley Holdings Ltd, Nabara Holdings Ltd, Vitect Services Ltd, Hayston Investments Ltd и Dawnaly Investments Ltd. К слову, в апреле именно этот набор фирм за $287 млн. купил у корпорации “Евраз” чешское метпредприятие Vitkovice Steel. И наблюдатели снова вспомнили, что за данными структурами стоят собственники ИСД, включая бывшего совладельца активов “Евраза” Александра Катунина.

Экономисты считают, что возможная сделка направлена прежде всего на стабильное снабжение ИСД коксующимся углем, что тем более важно в сегодняшней ситуации на донбасских шахтах. В холдинг входит завод “Алчевсккокс”, а другая главная производственная площадка – Днепровский МК им. Дзержинского (ДМКД) – обеспечивается коксом с местных коксохимов приднепровского “куста” и с “АрселорМиттал Кривой Рог”. В этой связи напомним, что ГМК Украины уже несколько лет ведет борьбу против идеи ограничения импорта коксующихся углей из России. Гендиректор объединения “Укркокс” Анатолий Старовойт напоминает, что отечественные угли недостаточно качественны по зольности и сере. Серность в коксующемся угле госшахт составляет 2,5-4% при международной норме в менее 1%.

В 2013 г. угольные квоты в ГМК таки вводились – с 1 июня по 31 декабря в 10,2 млн. т (в октябре потребители добились увеличения еще на более чем 1 млн. т). Итоговые 11,4 млн. т – это примерно столько же, сколько годом ранее, и это треть отраслевой потребности, при этом основная часть углей для коксования поступает из РФ (примерно 70%). В целом же ввоз угля для коксования, включая закупки цементных и химических предприятий, достиг 14 млн. т. Уточним, в прошлом году необходимость угольного импорта усилилась, так как в стране сохранялся тренд падения собственной добычи коксующихся марок. По данным центра “Укрпромвнешэкспертиза”, в 2013 г. их украинская добыча сократилась на 4,4% до 23,7 млн. т. Это – минимум за все годы независимости. Аналитики отмечают, что это связано не с общим ослаблением промышленных показателей в минувшем году, а с исчерпанием разрабатываемых запасов и с недостаточным качеством извлекаемого сырья. По словам главы аналитического отдела “Укрпромвнешэкспертизы” Александра Крайникова, стабилизировать добычу коксующихся марок не удается, что напрямую связано с возможностью финансирования своевременных подготовительных горных работ, модернизации существующих и закладки новых шахт.

На таком фоне в конце 2013 г. представители ГМК достигли с Кабмином компромисса, по которому обязались выкупать определенные объемы сырья у госшахт (4,1 млн. т в год) в обмен на отсутствие импортных квот. Однако новая власть склонна пересмотреть эти договоренности, тем более в контексте конфликта с Москвой, информирует сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Минэнергоугля уже объявило о планах ввести квоты на II-IV кварталы. “Потребители возмущены и намерены отстаивать свои интересы”, – констатирует он. В 2013 г. ИСД уже оспаривал решение о квотах в суде, и нечто подобное может повториться.

Но теперь корпорация пытается подстраховаться и иначе: включение в нее российской угольной компании позволяет рассчитывать на внутрикорпоративный ввоз сырья в обход квоты. Д. Марунич подтверждает такую возможность, хотя в каждом отдельном случае она во многом зависит от конкретных договоренностей. “В варианте с ИСД может посодействовать губернатор Донецкой области Сергей Тарута, который остался акционером, и вышедший из капитала корпорации бизнесмен Виталий Гайдук. Вопрос в том, насколько они заинтересованы в этом в современных условиях. Возможно, россияне пытаются заинтересовать этих лиц в обмен на некие политические компромиссы на Донбассе”, – размышляет специалист.

Впрочем, вопрос может ставиться намного шире: сделка с “Сибуглеметом” может быть задумана и как напоминание о тесных экономических связях с Россией, допускает эксперт по экономической политике Виталий Кулик. Экономисты традиционно связывают ВЭБ с экономическими и политическими интересами руководителя Кремля Владимира Путина и его окружения. “Если сделка осуществляется в сегодняшний трудный момент и именно в интересах ИСД, то политическая подоплека вполне возможна и вероятна. Я бы на месте федерального руководства так и сделал, демонстрируя: мол, пока вы нас зря ругаете, бизнес продолжает сотрудничество, и это показывает взаимную кооперационную заинтересованность наших стран”, – говорит В. Кулик. Добавим, подобная постановка вопроса во многом отражает сложившиеся бизнес-интересы промышленников Украины: одни из них зависят от экспорта в РФ (машиностроение, пищепром), другие – от российского сырья и энергоносителей. Параллельно есть возможность продемонстрировать успех политики нынешних собственников ИСД, которые вывели холдинг из кризиса, снизили задолженность, и теперь он может пополнять свою производственную цепочку покупками миллиардной стоимости.

Интересно, что годовая производительность “Сибуглемета” лишь немногим меньше потребности ИСД, составляющей около 11 млн. т в год. И хотя добычная база предприятия уже в основном сформирована, на шахте “Южная” завершается проект по расширению подземной добычи угля марки ОС. К достоинствам “Сибуглемета” можно отнести и сравнительно новый (пущен в 2005 г.) техкомплекс №2 обогатительной фабрики “Междуреченская”, специализирующийся в том числе на обогащении коксовых углей марки Т специально для установок пылеугольного вдувания.

Итак, за счет кузбасского сырья ИСД может практически полностью отказаться от украинского угля, попутно удовлетворяя свою нужду в материалах для пылеугольного оборудования на Алчевском МК, а в будущем и на ДМКД, где технологии ПУТ намечено внедрить в 2014 г. По политическим соображениям руководство группы вряд ли пойдет на полное замещение украинского угля, но закрыть импортом 70-75% ежегодной потребности вполне способно. Конечный же вариант событий будет зависеть от динамики обстановки в восточных областях Украины и от градуса отношений с Москвой. (МинПром/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version