Металл Украины и мира

Украина: может начаться следующая волна приватизации в металлургии и химии

На фоне аннексии Крыма и сепаратизма, вопросы “дерибана” государственной собственности Украины отошли на второй план. Но фактически в этой сфере мало что изменилось – в том числе, на своем посту даже остался прежний руководитель Фонда госимущества. А значит, после президентских выборов может начаться следующая волна приватизации. В частности, на торги может быть выставлен Одесский припортовый завод.

Документы к конкурсу готовил еще Кабмин Азарова-Арбузова. И тогда Дмитрий Фирташ считался наиболее вероятным претендентом на покупку этого предприятия. Главное преимущество завода – перевалочные мощности, предназначенные для приема и перегрузки в морские суда аммиака других предприятий Украины и России. В ходе попыток приватизации предприятия прошлых лет назывались суммы, близкие к $0,6-1 млрд.

Представители российских властей неоднократно заявляли о том, что хотят купить Одесский припортовый – целиком или в консорциуме с украинским инвестором. Прежде интерес к предприятию проявлял и ферросплавный магнат Украины Игорь Коломойский. Однако именно структуры Дмитрия Фирташа уже три года поставляют для одесского завода природный газ (до 120 млн. куб. м ежемесячно). И, скорее всего, именно с этим обстоятельством связан рост кредиторской задолженности предприятия, которая по итогам 2013 г. составляла около $232 млн. Долги, сформированные структурами Фирташа, несколько снижают привлекательность предприятия. Однако не настолько, чтобы богатейшие люди России и Украины проигнорировали конкурс.

В 2014 г. также ожидается приватизация “Сумыхимпрома”, ключевого узла в химическом и титановом бизнесе олигарха. Завод выпускает 35% комплексных и суперфосфатных удобрений в стране, а также является вторым крупнейшим производителем диоксида титана. Предприятие находится в процедуре санации, которой руководит председатель правления “Сумыхимпром” Игорь Лазакович – бывший топ-менеджер из холдинга Ostchem.

Кредиторская задолженность предприятия в конце 2013 г. составляла 1,4 млрд. грн. Большую ее часть контролируют структуры Дмитрия Фирташа, задействованные в поставках на завод газа и сырья. Долги снижают привлекательность предприятия в глазах всех потенциальных участников тендера, кроме Дмитрия Фирташа. Существует предположение, что именно его представители занимались наращиванием этих долгов. К приватизации может быть предложен 92,75%-ный пакет акций, который в прошлом году оценили всего лишь в 403185 тыс. грн. Эта сумма неоднократно называлась украинскими аналитиками заниженной.

В Group DF, которую до сих пор считают наиболее вероятным победителем торгов, подтвердили, что интерес к участию в конкурсе сохраняется. Однако, по словам представителя компании, который попросил не называть его имя, есть опасения, что в конкурсе может принять участие “ВСМПО-Ависма”. Так что у Фирташа может появиться реальный конкурент. “Мы готовы участвовать в конкурсе, но не готовы покупать “Сумыхимпром” по чрезмерно высокой цене”, – сказал представитель компании. Между тем “Сумыхимпром” – значимый элемент и для титанового, и для химического холдинга Group DF. Проигрыш в приватизационном конкурсе будет болезненным для Фирташа. Хотя, конечно, не смертельным.

“Даже в текущей ситуации со всеми ее рисками, титановый бизнес Group DF может стоить не менее $3 млрд. с учетом запасов сырья (с огромным потенциалом роста по факту завершения программы капитальных инвестиций). Потому за эту “жемчужину” Group DF будет бороться до последнего”, – полагает Евгений Тимошенко. По его словам, исходя из показателей иностранных компаний и “ВСМПО-Ависма” можно говорить о неких “эталонных” 30% рентабельности по EBITDA, и 20% – по чистой прибыли. С оговоркой – у этих цифр большой потенциал, поскольку направление бизнеса относительно молодое, и многие компании еще не вышли на нормальную загрузку и адекватную финансовую отчетность (как, например, бывает у нефтегазовых компаний на заре добычи).

Наиболее неприятным сюрпризом для Дмитрия Фирташа, очевидно, стала легкость, с которой “ВСМПО-Ависма” договорилась с Днепропетровской облгосадминистрацией о перезаключении договора аренды на землю Демуринского ГОКа, которым “ВСМПО-Ависма” владеет с 2012 г. “ВСМПО-Ависма” – титановая корпорация россиянина Михаила Воеводина. На ее долю приходится 16% мирового объема титановой губки. Российская корпорация – единственный в мире вертикально-интегрированный холдинг по выпуску титановых продуктов. Среди ее клиентов – аэрокосмические концерны Boeing и Airbus. Единственное в чем нуждается этот гигант – сырье, запасов которого в России недостаточно. В Украине же сосредоточено около 20% мировых запасов ильменита и рутила. Это основное сырье для производства диоксида титана и металлического титана.

Под контролем Дмитрия Фирташа пребывают четырех украинских производителя титановых руд. Право аренды государственных Иршанского горно-обогатительного комбината и Вольногорского горно-металлургического комбината принадлежит “Крымскому Титану”. Междуреченский горно-обогатительный комбинат и “Валки-Ильменит” построены Group DF.

Совокупные производственные мощности предприятий, осуществляющих добычу и обогащение титаносодержащих руд, составляют 755 тыс. т ильменита и 65 тыс. т рутила в год. Горно-обогатительные предприятия снабжают сырьем “Крымский титан”, Запорожский титано-магниевый комбинат, “Сумыхимпром”, а также отправляют продукцию на экспорт, в частности, продают ежегодно 100 тыс. т ильменитового концентрата “ВСМПО-Ависма”.

Дмитрий Фирташ заинтересован в том, чтобы и в дальнейшем реализовывать продукцию россиянам, не подпуская их к украинскому сырью слишком близко. Он не раз признавался, что прилагал усилия, чтобы не допустить к украинским месторождениям российский холдинг, который рассматривает Украину только в качестве поставщика сырья. Компания самого Фирташа якобы нацелена на создание вертикально интегрированного холдинга, который будет производить продукт с добавленной стоимостью.

Демуринский ГОК, принадлежащий российской компании, не сможет полностью покрыть потребности “ВСМПО-Ависма” в титановом сырье даже после выхода на стопроцентную загрузку мощностей, что ожидается в 2016 г. Он будет производить около 50 тыс. т ильменитового концентрата, что втрое меньше годовой продуктивности Вольногорского ГМК. Но и это – важный элемент диверсификации поставок для “ВСМПО-Ависма”.

Не исключено, что российская корпорация будет претендовать на право разрабатывать Иршанский ГОК и Вольногорский ГМК. Тем более, что Фирташ не раз фигурировал в скандалах, связанных с неуплатой даже той скромной арендной платы, которую ему назначило украинское государство. А значит, правительство имеет формальный повод найти более щедрого арендатора.

В сентябре заканчивается действие договора аренды с “Крымским Титаном” и ГОКи вернутся под крыло государства. Вероятно, после этого они будут выставлены на приватизационный конкурс. По крайней мере, именно так планировал поступить Кабмин Азарова-Арбузова, приняв постановлении №846 от 9 октября 2013 г.

В прошлом году эти конкурсы готовили под Дмитрия Фирташа. Однако тогда, по неофициальной информации, полученной осенью 2013 г. от представителя Group DF, олигарх не был заинтересован в их покупке даже по символической цене (в счет платы за аренду прошлых лет). То есть, долги по аренде есть, и это факт.

В оправдание Фирташу сказать нечего – деньги должны платиться. Но если бы мы искали объяснение такого поведения, то отметили бы, что Иршанский и Вольногорский комбинаты вовсе не находятся на пике своей производительности. Чтобы их эксплуатировать, необходимо сделать масштабные капиталовложения. Как правило, владельцам всех ГОКов рано или поздно необходимо тратить деньги на вскрышную разработку (вывоз пустой породы грузовиками и придание карьеру формы пологой чаши), и в гидротехнику (откачка грунтовых вод). Без этого добыча сырья снижается или становится слишком сложной, что влияет на рентабельность бизнеса. Если долго не инвестировать в поддержание правильной структуры карьера, то в конце концов затраты на работы “по упорядочиванию” становятся чрезмерно дорогими.

Вместо того, чтобы развивать государственные арендуемые месторождения, Дмитрий Фирташ заложил два своих. Новые добывающие предприятия расположены вблизи от Иршанского ГОКа – это Междуреченский горно-обогатительный комбинат и “Валки-Ильменит”. Фактически, три ГОКа эксплуатируют одно месторождение в Житомирской области. Только в одно из них – государственное – олигарх вкладываться не желает.

До сих пор неясно, почему Дмитрий Фирташ не воспользовался благоволением к нему прежнего правительства и не выкупил пакеты акций Иршанского ГОКа и Вольногорского ГМК. То ли государственные ГОКи действительно близки к черте нерентабельности, то ли его не устраивал формат продажи, где доля государства оставалась высокой (50%), или же его интересовал только Вольногорский ГМК.

Теперь же шансы украинского олигарха на продление аренды или приватизацию старых титановых ГОКов несколько снизились. В прошлом отстранить “ВСМПО-Ависма” удавалось только благодаря сильному влиянию на власть. Сейчас власть уже не та. Неприятным сюрпризом для Дмитрия Фирташа может стать и включение в “титановую гонку” структур группы “Приват”. Ее совладелец, Игорь Коломойский, который в качестве губернатора Днепропетровской области одобрил работу “ВСМПО-Ависма” на Демуринском ГОКе, любит высокодоходные бизнесы. Да и добывающая промышленность ему знакома – под контролем его группы находятся производители марганцевой руды (Орджоникидзевский и Марганецкий ГОКи).

И на других участках титанового бизнеса холдинг Фирташа не застрахован от проблем. В 2012 г. выручка титанового бизнеса Group DF составила $1,1 млрд. при показателе EBITDA в $0,23 млрд. (общие показатели группы в 2012 г. – консолидированная выручка $6 млрд., EBITDA – $1,3 млрд.). Аналогичных данных за 2013 г. в компании не раскрывают.

Ильменитовая руда – сырье для производства как металлического титана (Запорожский титано-магниевый комбинат), так и титановой двуокиси (“Крымский титан”, “Сумыхимпром”). Вертикально интегрированный холдинг Фирташа с идеальной диверсификацией, по замыслу олигарха, должен производить 6-8% мирового объема титановой двуокиси и быть вторым-третьим мировым производителем металлического титана. Что очень престижно и прибыльно.

Титановый рынок – один из самых закрытых в мире, поскольку речь идет о выпуске аэрокосмической продукции, элементов реакторов, глубоководного бурения, медицины будущего. Миллиардные контракты компаний держатся в тайне, а их заключение часто предваряют годы тестов и проверок качества продукции. Титановый шлак и губка – это сырье для производства титановых полуфабрикатов. Экспортировать их выгодно, поскольку в мире наблюдается устойчивый спрос, а поставки этого вида продукции не требуют сложных процедур сертификации. По данным Геологической службы США, в конце 2013 г. цена титановой губки в США составляла $1360/т. Стоимость ильменитового концентрата из Австралии, на условиях FOB, в Штатах составляла $300/т, титанового шлака – $537-765/т. В 2014 г. цены на титановое сырье несколько снизились из-за того, что потребители создали крупные запасы сырья. Однако рынок остается привлекательным. Титановая губка, произведенная на ЗТМК, может стоить около $10,5 тыс./т, украинский рутиловый концентрат – $1,3 тыс./т. В самой Group DF цены на титановую продукцию считаются коммерческой тайной.

Препятствием к созданию полноценного титанового холдинга до сих пор являлось получение формального контроля над 49% акций Запорожского титано-магниевого комбината (ЗТМК). Летом 2011 г. парламент через принятие спецзакона изъял этот комбинат из списка стратегических активов, не подлежащих приватизации. Государство закрепило за собой пакет в 51% акцию, а остальные 49% выставило на тендер, который в декабре 2012 г. выиграл компания Tolexis Trading Дмитрия Фирташа. Естественно, он даже сохранил собственный менеджмент на предприятии.

В прошлом году власти под различными предлогами уклонялись от закрепления юридических формальностей по созданию совместного предприятия на базе целостного имущественного комплекса ЗТМК. Но в конце 2013 г. СП все же было создано. Однако совместное предприятие – очень ненадежная форма контроля, особенно по нынешним временам. Тем более что Дмитрий Фирташ уже приступил к инвестированию в развитие комбината. В 2013 г. в завод вложили $110 млн., к 2017 г. планировалось инвестировать еще $590 млн. Деньги предназначались для наращивания мощностей по выпуску титановых шлака и губки. Такой объем продукции позволил бы ЗТМК занять 4% в мировом выпуске шлака и до 14% – губки.

Будущее титанового холдинга Фирташа неразрывно связано с европейским вектором развития Украины. Только так можно привлечь крупные кредиты для запланированной модернизации, и добиться допуска продукции на внешние рынки. “Несмотря на хорошие отношения Дмитрия Фирташа с российскими компаниями и политиками, его конечной целью является построить холдинг западного образца, защищенный интересами миноритарных акционеров из западных стран; получить выход на мировые рынки с европейскими преференциями, – отмечает Евгений Тимошенко. – Для полноценного развития титанового направления потребуется около $2,6 млрд. в ближайшие пять лет, причем половина должна быть проинвестирована из других источников”.

“Ситуация в России ухудшилась после аннексии Крыма, что побудило США и Европу ввести экономические санкции. Если будет введен третий этап санкций, может пострадать экспорт российского титана в США и Европу. На долю России приходится 16% мирового производства титановой губки. Если она не сможет экспортировать продукцию, ситуация на глобальном титановом рынке изменится в пользу иных производителей”, – сказано в свежем отчете Credit Suisse, сделанном для японских титановых компаний.

Намерение мировых игроков переделить между собой долю РФ на титановом рынке наверняка не является секретом для российских властей. Интерес россиян к предприятиям Group DF в Украине является далеко не праздным – от активов Фирташа зависит будущее одной из самых перспективных отраслей российской экономики. А от украинского олигарха требуется доказать, насколько сильно он заинтересован в том, чтобы отстоять собственное будущее. (Экономична правда/Металл Украины и мира)

Exit mobile version