Металл Украины и мира

Индия: факторы, сдерживающие рост металлургии

Ситуация в металлургической промышленности Индии остается весьма противоречивой: по итогам 2013/2014 финансового года (апрель/март) особых изменений к лучшему в отрасли не произошло. Тем не менее, металлурги выражают надежду на то, что приход к власти в стране нового правительства положительно скажется на развитии национального сталеплавильного сектора.

По итогам 2013/2014 финансового года Индия после шестилетнего перерыва стала нетто-экспортером стальной продукции: индийский экспорт стали за год составил 5,59 млн. т по сравнению с 5,44 млн. т импортных поставок. Рост отгрузок металла на глобальный рынок связан с колебаниями курса рупии и замедлением роста экономики Индии. По данным Joint Plant Committee (специальный орган при Министерстве металлургической промышленности Индии, занимающийся координацией деятельности индийских производителей стали, а также информационной и ценовой политикой), эта тенденция сохранится и в текущем финансовом году, поскольку местные металлурги будут наращивать поставки на внешние рынки на фоне вялого внутреннего спроса.

Действительно, темпы роста потребления стали в Индии в прошедшем финансовом году, по данным Joint Plant Committee (JPC), оказались минимальными за последние четыре года: за этот период спрос на металл в стране вырос лишь на 0,6% до 73,93 млн. т. Ранее он увеличивался куда быстрее: на 3,3; 5,5 и 9,9% в 2012/2013, 2011/2012 и 2010/2011 финансовых годах соответственно. В апреле-мае потребление готовой стальной продукции в Индии, по оценкам JPC, увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года только на 0,5% до 12,623 млн. т. Правда, в мае этот показатель составил 6,787 млн. т, что на 16,3% выше прошлогоднего показателя в годовом исчислении.

“Государство снизило расходы на инфраструктуру в связи с проведением парламентских выборов в мае. Кроме того, конечные потребители тоже начали покупать меньше стальной продукции”, – говорит топ-менеджер одной из ведущих частных металлургических компаний Индии. С другой стороны, в крупнейшей металлургической компания Индии Tata Steel прогнозируют, что потребление проката по итогам текущего финансового года вырастет на 5% до 75 млн. т. Tata Steel рассчитывает на устойчивую экономическую политику нового правительства и благоприятный инвестиционный климат. По мнению директор по маркетингу Пиуши Гупты, рост государственных инвестиций в инфраструктуру окажет положительное влияние на базовые отрасли промышленности.

По его словам, следующие десять лет станут в Индии новым этапом развития национальной металлургии. Прогнозируемый экономический подъем в стране создаст предпосылки для высокого уровня спроса на сталь. По данным Гупты, объем потребления стали на душу населения в Индии в течение ближайших нескольких лет достигнет среднемирового показателя в 250 кг вместо сегодняшних 58 кг в промышленных и 14 кг в сельских регионах страны.

Между тем темпы роста производства стали в Индии по сравнению с потреблением несколько выше. В 2013/2014 финансовом году выплавка стали в стране, по данным World Steel Association (WSA), увеличилась на 3,8% и достигла 81,2 млн. т. При этом, глобальный финансовый кризис, судя по данным WSA, никак не повлиял на производство стальной продукции в Индии. Эта страна является одной из немногих в мире, где выпуск металла в кризисные годы не только не падал, а, напротив, увеличивался на 4-6 млн. т в год. В целом же за последнее десятилетие производство стальной продукции в Индии возросло более чем в два с половиной раза: от 32,6 млн. т в 2004 г. до 81,2 млн. т в 2013 г.

Впрочем, до заявленных индийским руководством 200 млн. т стали в год, которые страна должна получить уже в 2020 г., все еще далеко. По мнению индийских экспертов, рост национальной металлургии сдерживает несколько факторов. В последние годы ситуация в ведущих металлоемких отраслях экономики была не самой лучшей, а застой в автомобильной промышленности, строительном секторе и отрасли по производству бытовой техники не способствовал увеличению спроса на металл. Колебания курса рупии по отношении к курсу доллара тоже оказывали негативное влияние на состояние металлургии.

В апреле-мае в Индии прошли парламентские выборы, в ходе которых старейшая партия страны, Индийский национальный конгресс, потерпела сокрушительное поражение. В отставку подал премьер-министр Манмохан Сингх, который занимал свой пост последние десять лет, а к власти пришла Индийская народная партия, получившая возможность сформировать однопартийное правительство. Новым премьер-министром Индии стал Нарендра Моди, который с 2001 г. возглавлял штат Гуджарат на западе страны и достиг внушительных экономических успехов. Экономика там росла на 10% в год, поэтому многие предприниматели и инвесторы стали называть Моди “лучшим другом бизнеса”.

Индийские сталелитейные компании приветствовали назначение премьером Нарендры Моди. В течение недели после образования нового правительства индекс металлов на Бомбейской фондовой бирже (BSE Metal Index) вырос на 8% на фоне ожиданий, что новые власти станут стимулировать экономический рост в стране и примут ряд мер по дальнейшему развитию национальной металлургии.

Однако, как утверждают большинство индийских экспертов, добиться существенных результатов в этом направлении в сжатые сроки вряд ли удастся. Одной из основных причин они называют неблагоприятную ситуацию в сталелитейной отрасли Китая. Любая волатильность на китайском рынке сразу же сказывается на ситуации со спросом, поставками и ценами на сталь в глобальном масштабе.

Однако большая часть причин, сдерживающих развитие металлургического сектора Индии, имеет все же внутреннее происхождение. До сих пор, к примеру, так и не урегулирован вопрос с обеспечением национальных сталелитейных предприятий местным сырьем. Большинство из них вынуждено импортировать коксующийся уголь. Несмотря на то, что в Индии громадные запасы этого материала, в нем велико содержание минеральных примесей, поэтому его нужно обогащать, для чего необходимо повсеместно строить углеобогатительные фабрики. Но этой проблеме индийские металлурги никогда не уделяли должного внимания.

Не способствует развитию индийской металлургии постоянная чехарда на рынке железной руды. Суды в последние годы то запрещали, то снова разрешали добычу этого сырья. В последние месяцы она снова растет, но недостаточно быстро. В результате индийские компании принялись скупать железорудные и угольные активы в Канаде, Австралии, Южной Африке и ряде других стран.

Притчей во языцех уже стали в Индии действия правительств штатов по выделению земли под строительство металлургических предприятий: на преодоление всех бюрократических проволочек в этом направлении как индийским, так и международным экспертам приходится тратить по несколько лет. Чего стоят только попытки крупнейшей южнокорейской металлургической корпорации Posco построить несколько сталелитейных заводов в Индии: сначала корейцы хотели реализовать здесь три проекта, но из-за действий местных властей вынуждены были отказаться от двух из них. Да и третий проект по строительству нового меткомбината в штате Орисса, который после 9 лет бесконечных переговоров вроде бы как сдвинулся с места в начале года после индийско-корейской встречи в верхах, сегодня снова “буксует” из-за разногласий между сторонами по земельным и сырьевым вопросам.

Блокирование Верховным судом Индии добычи железной руды в ряде штатов, бесконечная тяжба с местными властями по части выделения земли под строительство металлургических предприятий, постоянно меняющиеся регулятивные требования в области защиты окружающей среды существенно ограничивают возможности инвесторов по реализации новых сталелитейных проектов в Индии и модернизации действующих мощностей. По данным доклада “Состояние индийской металлургической отрасли”, подготовленного Confederation of Indian Industry во взаимодействии с международной консалтинговой компанией Accenture, вышеуказанные факторы привели к фактической остановке или отсрочке выполнения многих проектов в штатах Карнатака, Орисса, Джаркханд и Западная Бенгалия.

Между тем, преимущества дешевой рабочей силы на индийских металлургических предприятиях полностью нивелируются низкой производительностью труда. Если, к примеру, на заводах компаний Steel Authority of India (SAIL) и Jindal Steel (JSPL) она составляет соответственно 75 и 100 т стали на человека в год, то в корейской компании Posco и японской Nippon Steel & Sumitomo Metal Corporation она более чем в десять раз выше – 1345 и 980 т стали на человека в год соответственно.

К негативным факторам, сдерживающим рост индийской металлургии, необходимо также отнести высокую стоимость электроэнергии (в три раза больше, чем в США), огромные транспортные расходы (стоимость перевозки ты грузы из Джамшедпура до Мумбая стоит $50, а из Роттердама до Мумбая – $34), а также низкое качество стальной продукции. Здесь же следует упомянуть об отсутствии в стране развитой дорожной и портовой инфраструктуры, отсутствии программы по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в секторе металлургии и существенных задержках во внедрении передовых сталелитейных технологий на действующих металлургических предприятиях.

Впрочем, по прогнозам экспертов, многие из этих сложностей могут быть преодолены в среднесрочной перспективе именно благодаря приходу к власти нового правительства во главе с премьер-министром, который ориентирован, прежде всего, на развитие национальной промышленности. До 2017 г., по данным аналитиков Confederation of Indian Industry, в стране планируется построить новые сталелитейные мощности на 40-50 млн. т в год. Индийские металлурги также надеются, что уже во второй половине года из рецессии начнут постепенно выходить строительный сектор, автомобильная промышленность и отрасль по производству бытовой техники, что простимулирует расширение спроса на стальную продукцию по всей стране. (Press Trust of India, Reuters, Ernst & Young/Rusmet.ru/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version