Металл Украины и мира

Мировой рынок: избыток поставок железной руды обвалил цены

Избыток поставок железной руды обвалил цены от февральского пика на 44%, но крупнейшие горнорудные компании продолжают наращивать экспорт. Похоже, их цель – устранение конкурентов. Временное сокращение прибылей “большая тройка” переживет без существенных проблем, убытки же им не грозят: цены вряд ли упадут ниже себестоимости их руды, включая доставку. А вот производители с более высокими затратами будут вынуждены уйти с рынка. И эта цель уже близка: китайская железорудная отрасль быстро сокращает добычу, около 20-30% предприятий уже закрыто, еще столько же находятся на грани остановки.

Падение цен создает покупателям мотивацию к отказу от долгосрочных контрактов в пользу более дешевых спотовых карго. В этой ситуации поставщики начали снижать контрактные цены. Вслед за австралийскими конкурентами бразильская Vale тоже стала предлагать китайским заводам контракты на третий квартал со скидкой $2,5/т за руду с содержанием железа 62-63% (стандартное сырье Guaiba, SSFG). При этом все компании продолжают расширять добычу и наращивать экспорт.

В общей сложности Китай закупает примерно две трети железной руды, поступающей на морской рынок. За первые пять месяцев страна увеличила импорт на 19% до 383 млн. т. Однако за это же время поставки из Австралии подскочили на 34%, а из Бразилии – на 10%. Сравнительно небольшой прирост экспорта Vale, которая в основном производит руду с содержанием железа более 60%, обусловлен конкуренцией с австралийскими поставщиками, которые используют преимущество короткого транспортного плеча. Таким образом, хотя китайский спрос продолжает расти (правда, медленнее, чем раньше), избытки австралийской и бразильской руды продолжают увеличиваться.

Управляющий директор Vale по продажам железной руды в Европе и Северной Америке Фидель Бланко предсказал, что от прошлогодних 1,23 млрд. т поставки на морской рынок вырастут до 1,81 млрд. т уже к 2020 г. По его словам, в этом прогнозе учтено, что проекты расширения высокозатратных производителей вряд ли будут реализованы из-за обвала цен. Тем не менее Vale продолжит увеличивать выпуск, поскольку низкая себестоимость руды дает возможность получать прибыли и при нынешних ценовых тенденциях. Группа собирается уже в 2018 г. увеличить добычу от нынешних 306 млн. т до 450 млн.

Произвели расширения и ее австралийские конкуренты – Rio Tinto, BHP и Fortescue. По прогнозу Bureau of Resource and Energy Economics (BREE), экспорт австралийской железной руды в 2014-2015 финансовом году увеличится на 13% до 720,7 млн. т. Ожидается, что прибыльность добывающих компаний при этом сократится на 5-9%, поскольку рост избыточных поставок продлится до 2016 г., а это обусловит дальнейшее падение цен. В этой ситуации, учитывая рост конкуренции, BREE понизило свой ценовый прогноз для железной руды на 2015 г. от $100,8 до $94,6/т. В Бюро отметили, что, хотя производство стали в Китае в 2015 г. увеличится, конкуренция между экспортерами за продажи дополнительной железной руды на китайском рынке будет нарастать. При этом эксперты BREE полагают, что высокий курс австралийского доллара окажет дополнительное давление на прибыли австралийских горнорудных компаний.

По мнению аналитиков Standard Chartered, доступность железной руды увеличилась до стабильно высокого уровня, который не наблюдался уже более 10 лет. Отсюда следует, что любое повышение спроса в ближайшие полгода будет сопровождаться немедленным ростом поставок, и в текущем году на повышение цен шансов практически нет. Более того, в Morgan Stanley ожидают, что во втором полугодии средняя цена снизится до $80/т, и австралийские производители согласны с этим прогнозом. В частности, именно эту цифру назвали Эндрю Форрест, основной владелец Fortescue Metals Group, и гендиректор Rio Tinto Сэм Уолш.

Таким образом, китайские сталелитейные компании, которые уже много лет жаловались, что их прибыли съедают высокие затраты на сырье, получили долгожданные рычаги давления на поставщиков. Однако существует и другая сторона медали. Сэм Уолш не зря отметил, что такие низкие цены выведут с рынка большинство конкурентов Rio. И первые на очереди – китайские железорудные компании, которые балансируют рынок, увеличивая добычу при достаточно высоких ценах и сокращая выпуск при низких. Если стабильно низкие цены – без перспективы улучшения – вынудят их закрыть свои предприятия, этот фактор стабилизации просто исчезнет.

Вероятно, стремление убрать конкурентов, которые не дают возможности задирать цены до небес, послужило одним из важных стимулов к расширению добычи. Расчет был точен. По оценкам аналитика Wood Mackenzie Эндрю Ходжа, порог рентабельности у Rio Tinto достигается при ценах на руду порядка $43/т, у BHP – при $45. У Vale этот порог составляет $75 из-за большего расстояния между Бразилией и Китаем. Банк UBS AG приводит другие цифры – $44, $53 и $68/т соответственно для Rio Tinto, BHP и Vale. У Fortescue порог рентабельности достигается, по оценкам банка, при цене $77/т из-за более низкого качества руды на месторождении компании. Правда, она собирается скомпенсировать этот недостаток за счет экономии на транспортировке – Fortescue планирует вложить $275 млн. в строительство четырех собственных сухогрузов для транспортировки руды, чтобы не зависеть от сторонних перевозчиков.

При этом, по данным Mysteel, операционные затраты около 80% китайских добывающих компаний составляют примерно $80-90/т, и эксперты Wood Mackenzie подсчитали, что обвал цен уже привел к закрытию 80 млн. т местных мощностей. Это составляет более 20% китайской добычи, а еще 40-50 млн. т находятся на грани остановки. Главным образом это предприятия, которые ведут добычу на месторождениях с рудой низкого качества в прибрежных провинциях. Учитывая ценовый прогноз на остаток года, Ходж полагает, что закрыты будут еще 80 млн. т китайских мощностей. Таким образом, с рынка уйдет 160 из 350-370 млн. т местной руды стоимостью около $40 млрд.

Дебаты о способности китайской горнорудной промышленности выживать в продолжительные периоды низких цен начались еще пять лет назад, когда была разрушена система годового ценообразования. В условиях высокой фрагментации отрасли и больших производственных затрат, которые в прибрежных провинциях заметно превышают цены импортной руды, ответ представляется очевидным. А в выигрыше окажутся низкозатратные производители Rio Tinto, BHP Billiton и Fortescue Metals Group, разрабатывающие месторождения в Пилбаре, и бразильская Vale.

По прогнозу Wood Mackenzie, австралийский экспорт будет увеличен на 100 млн. т, внесет свой вклад в прирост поставок и Бразилия. Вице-президент BHP по маркетингу Михаэль Ховерс заявил, что в среднесрочном плане поставки будут опережать спрос, а производство в Австралии и Бразилии заменит высокозатратную добычу китайских компаний. Содержание железа в руде из этих стран вдвое и более превышает этот показатель для китайского сырья, и местные компании вынуждены сворачивать производство при низких ценах. Правда, аналитики Mysteel говорят, что пока закрываются только мелкие предприятия, а дочерние компании сталелитейных заводов продолжают добычу. Все же, по прогнозу Deutsche Bank, импорт заменит примерно 250 млн. т местной руды, а высокозатратные китайские предприятия будут закрыты навсегда. При этом, по данным China Metallurgical Mining Enterprise Association, уже закрыто около 70% обогатительных мощностей. В Goldman Sachs Group отметили, что замена поставок маргинальных компаний импортом началась одновременно с падением цен, а, по прогнозу Australia & New Zealand Banking Group, в текущем году с рынка уйдет около 100 млн. т таких мощностей.

“Останутся только звезды”, – заявил аналитик сиднейского филиала UBS Том Прайс. И это относится не только к железной руде. BREE понизило свой ценовый прогноз на 2015 г. по коксующемуся углю от $134,6/т до $118,9. Ввод в эксплуатацию новых угольных месторождений более чем скомпенсировал потерю выпуска закрытых предприятий, хотя при нынешних ценах многие производители балансируют на грани рентабельности. Поэтому Гэвин Вендт, аналитик сиднейской консалтинговой фирмы Minelife, выразил согласие с Прайсом в отношении тенденций: “Это демонстрирует, что бизнес в сырьевых сферах типа угля и железной руды – почти эксклюзивная ниша крупных производителей, которые выигрывают благодаря возможности экономии на масштабах”.

Разумеется, повышение спроса в китайской сталелитейной отрасли и восстановление цен может затормозить этот процесс. Кстати, в Citigroup считают, что давление на цены достигло пика именно во втором квартале. По мнению аналитиков банка, во втором полугодии цены стабилизируются, поскольку рост объема иностранных поставок существенно замедлится. Однако Джеймс Уилсон, аналитик Morgans Financial в Перте, напоминает, что звезды сейчас имеют возможность полностью контролировать рынок – для этого достаточно немного увеличить или уменьшить объемы добычи. (МинПром/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version