Металл Украины и мира

Украина: железорудные предприятия продолжают модернизацию и реконструкцию производства

Это позволит им поддерживать показатели на фоне сложной конъюнктуры. В июне Ингулецкий ГОК (Кривой Рог, Днепропетровская обл.) начал строительство комплекса циклично-поточной технологии (ЦПТ) для транспортировки руды с нижних горизонтов своего карьера. На предприятии сообщают, что это позволит в долгосрочной перспективе поддерживать ежегодную мощность карьера на уровне 37 млн. т, производство товарного концентрата – 15,1 млн. т, что почти на 5% сократит себестоимость последнего, снизит расстояние транспортировки руды автосамосвалами на 1,7-3,2 км, а коэффициент вскрышных работ – с 1,21 до 0,98 куб. м/т (с вовлечением в переработку 92 млн. т легкообогатимых руд без вскрыши). Стоимость проекта – 2,06 млрд. грн., пуск ожидается в 2019-2021 гг.

Эксперты добавляют, что это не единственные меры развития, запланированные комбинатом на 2014 г. и далее. Кроме ЦПТ, предусмотрено продолжение реконструкции хвостового хозяйства и оборотного водоснабжения на 278 млн. грн., а также расширение отвала №1 (183 млн. грн.). Эти работы приведут к расширению емкости хвостохранилища на 16,5 млн. куб. м. В компании уточняют, что продолжается реконструкция и техническое перевооружение по всей производственной цепочке “добыча руды – дробильно-обогатительный комплекс – складирование отходов обогащения”, проводятся испытания по обогащению окисленных кварцитов, запасы которых превышают 180 млн. т. Разрабатывается и технология сгущения отходов, которая даст возможность уменьшить затраты электроэнергии на транспортировку пульпы с 0,48 до 0,09 кВт/куб. м за счет увеличения количества твердого вещества в пульпе с 3,3% до 25%. В целом в нынешнем году вложения в развитие основных мощностей должны составить 670,4 млн. грн.

Если же брать крупнейший в стране Северный ГОК, то здесь тоже продолжается внедрение ЦПТ, на сей раз – на скальных породах вскрыши Первомайского карьера. Ввод в эксплуатацию комплекса годовой мощностью 40 млн. т горной массы планируется в 2015 г. Завотделом геологии полезных ископаемых Института геологических наук НАНУ Леонид Галецкий отмечает, что ЦПТ, первично пущенная на СевГОКе в 2006 г., это самый масштабный производственный проект в отрасли за все время независимости Украины. Кроме того, намечено заменить газоочистки и поставить электрофильтры Alstom (Франция) на обжиговой машине Lurgi 552-В в цехе окатышей №2, а также продолжать восстановление машины Lurgi 278-B.

На Центральном ГОКе аналитики выделяют продолжение проекта по разработке железосодержащих песков и пополнение транспортного парка. Л. Галецкий напоминает, что в 2004 г. ЦГОК первым в стране освоил получение вторичного сырья из хвостов обогащения. Это позволяет ежегодно освобождать до 0,4 млн. куб. м емкости шламохранилища и получать из хвостов концентрат с содержанием Fe до 65%.

В общей сложности в 2014 г. группа “Метинвест” рассчитывает направить на развитие горнодобывающих активов свыше 3 млрд. грн. По словам директора горнодобывающего дивизиона группы Николая Ищенко, ключевые проекты очень затратны, но зато способны повысить эффективность производства и дать хороший импульс развития предприятиям дивизиона на десятилетия вперед.

Масштабную модернизационную программу не первый год имеет и Полтавский ГОК. На 2014 г. сумма расходов на нее должна остаться такой, как и в прошлом году, – 1,3 млрд. грн. В числе важных завершенных проектов специалисты называют реконструкцию секций №1, 2, 14 на обогатительной фабрике, с установкой мельниц большего диаметра, внедрением автоматического управления, модернизацией электрического оборудования. Реконструкция секций позволяет увеличить их производительность на 30-40 т/год по исходной руде, то есть на более чем 100 тыс. т концентрата (ЖРК) для каждой секции. В дальнейшем планируется обновление секций №6, 12.

На дробильной фабрике продолжается строительство новых 4 трактов среднемелкого дробления с установкой современного оборудования Metso Minerals (Финляндия), включая дробилки, грохоты, магнитные сепараторы. Проект приведет к наращиванию среднемелкого дробления руды до 12 млн. т/год и должен быть завершен в 2016 г., констатирует глава правления ПГОКа Виктор Лотоус. Кроме того, заканчивается сооружение флотации №2, 3 и реконструкция флотации №1, и здесь тоже применяются агрегаты Metso Minerals (вертикальные мельницы, сепараторы, насосы). Реализация проекта позволит увеличить выпуск окатышей высокого качества с содержанием Fe 65%. Наряду с этим в цехе окатышей осваиваются новые смесители Lodige (Германия), более производительные вакуум-фильтры, новая установка подачи каустической соды, начинается строительство комплекса пресс-фильтрации с установкой 16 пресс-фильтров. А в карьере комбината выполняется рационализация авто- и ж/д инфраструктуры, до конца года предполагается построить 5,9 км ж/д путей.

Кроме того, на горно-обогатительном комплексе МК “АрселорМиттал Кривой Рог” намечена реконструкция карьеров №2-бис, №3, модернизация 12 агломашин, реконструкция шахты им. Артема для поддержания добычных мощностей во время отработки горизонтов 1135 м и 1225 м, завершается внедрение 4 новых шаровых мельниц. Эксперты обращают внимание, что эти проекты будут выполняться постепенно, поскольку сейчас АМКР экономит средства и делает ставку на посильное обновление основных (металлургических) мощностей. В 2013 г. компании удалось договориться с Фондом госимущества об изменении начальных инвестобязательств, включая отказ от строительства новой аглофабрики. Вместо этого на ГОКе будут модернизированы две существующие с доведением ежегодной мощности до 500 тыс. т (ныне – 375 и 350 тыс. т), а аглоцех металлургического производства будет закрыт. Это будет стоить вдвое дешевле, подтверждает отраслевой аналитик Владимир Пиковский, но и сроки выполнения проекта перенесены с 2027 г. на 2018 г. Впрочем, в этом заинтересован и сам АМКР, которому сегодня не хватает собственной руды, а ее приобретение вовне (свыше 100 тыс. т/год) добавляет 3-5% к себестоимости чугуна, выплавленного из покупного сырья. Тем самым расширение агломерационных мощностей является прямым фактором конкурентоспособности.

В свою очередь, крупный Южный ГОК в 2014 г. провел капремонт агломашины №3, стоимость работ превысила 25 млн. грн. Выполнена модернизация аглодробилки с установкой двух приводов, нового вибрационного грохота и современных газовых горелок. Все это позволяет уменьшить фракцию производимого агломерата и сократить количество мелочи в нем, детализирует предправления комбината Константин Федин. Плюс – нарастить слой спекания агломерата, стабилизировать его гранулометрический состав. Это улучшает качество готовой товарной продукции и минимизирует аварийные остановки оборудования. Также продолжаются капремонты секций аглофабрики №2 (в 2013 г. – секции №3, в 2014 г. – №11). В карьере возобновлено сооружение ЦПТ для отметки 210 м, идет пуск второй очереди. Реализация проекта дает возможность в последующие 15 лет снизить грузооборот ж/д транспорта в 1,7 раза, уменьшить себестоимость добычи руды. В целом программа развития до 2020 г. предусматривает развитие карьера (с углублением и ростом годовой мощности до 30 млн. т сырой руды), реконструкцию и модернизацию дробильно-обогатительного комплекса, расширение и реконструкцию хвостового хозяйства, систем оборотного водоснабжения.

Итак, несмотря на ситуацию в стране, ведущие железорудные компании продолжают воплощение обновленческих планов. Это поддержит работоспособность и конкурентоспособность отрасли независимо от оттенков экономической политики Кабмина и от динамики торгово-хозяйственной интеграции с Евросоюзом, уверены специалисты. А, значит, в 2014 г. можно надеяться на сохранение и даже дальнейшее улучшение отраслевых производственных показателей (в прошлом году отечественные рудари нарастили выпуск ЖРП на 4,8% до 81,2 млн. т). (МинПром/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version