Металл Украины и мира

Россия: железнодорожный транспорт может потерять привлекательность для горно-металлургических грузов

По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), планируемые регуляторные решения в отрасли могут существенно повысить транспортную нагрузку на владельцев горно-металлургических грузов. Потенциальный рост расходов грузоотправителей может составить в ближайшие годы свыше 30 млрд. руб.

Заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук отмечает, что за прошедшие 10 лет доля горно-металлургических грузов в структуре железнодорожных перевозок не изменилась и составляет 18%. При этом происходит уход высокодоходных грузов с железнодорожного транспорта, в связи с чем доля низкодоходных (уголь, руда, строительные грузы) за прошедший период увеличилась с 53% до 57%.

Как указывает эксперт, тарифные дисбалансы и наличие ряда несоответствий отдельных положений нормативной базы и технологий работы текущим реалиями отрасли ограничивают конкурентоспособность железнодорожного транспорта. В частности, на поясе дальности 1000-1199 км доходная ставка ОАО “РЖД” при перевозке черных металлов и руды различается в 2,5 раза, что приводит к уходу высоко стоимостных грузов с железной дороги на автотранспорт и внутренний водный транспорт.

Владимир Савчук акцентирует внимание на необходимости сокращения сроков доставки как важнейшем факторе повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта и его клиентоориентированности, а также снижения совокупных транспортных издержек. Прогноз изменения расходов владельцев горно-металлургических грузов в 2015 г. в связи с рядом обсуждаемых регуляторных решений.

По оценкам ИПЕМ, при индексации тарифа ОАО “РЖД” в 2015 г. на 7,5% рост расходов грузоотправителей составит до 17 млрд. руб., при 10% индексации – до 23 млрд. руб. Также, согласно оценкам Института, отсутствие запрета продления срока службы грузовых вагонов сохранит расходы грузоотправителей без изменений в части вагонной составляющей, поэтапный запрет продления сроков службы мог бы повысить расходы грузовладельцев горно-металлургических грузов, включая угольщиков, до 12 млрд. руб., а единовременный запрет – до 30 млрд. руб.

Владимир Савчук резюмирует, что транспортная нагрузка на владельцев горно-металлургических грузов будет возрастать. При этом переход на автомобильный транспорт не столько позволит снизить расходы, сколько улучшит логистику. Потенциально, снижению транспортных расходов будет способствовать использование внутреннего водного транспорта в логистических схемах, где это возможно.

“Естественно, что любой хозяйствующий субъект заинтересован в снижении издержек и повышении конкурентоспособности своей продукции. Если железнодорожный транспорт не сможет в ближайшей перспективе решить вопрос привлекательности и доступности своей услуги для грузовладельца, то сам грузовладелец будет уже в свою очередь искать альтернативные пути снижения транспортных расходов”, – отмечает Владимир Савчук. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)

Exit mobile version