Металл Украины и мира

Гвинея: крупнейшие компании спорят за право разработки железорудного месторождения Simandou

Богатейшее месторождение железной руды Simandou вновь оказалось на кону, и крупнейшие компании мира начинают спор за права на его разработку. Их не останавливают риски, связанные с политической нестабильностью, необходимость баснословных инвестиций, в несколько раз превышающих гвинейский ВВП, и юридические баталии с другими тяжеловесами отрасли, у которых отозвали лицензии на этот спорный участок. Впрочем, вряд ли потенциальные покупатели намереваются сразу после победы в конкурсе вкладывать деньги в этот авантюрный проект. Однако правительство на это сильно надеется, и явно будет требовать “деньги вперед”.

Месторождение Simandou было обнаружено более 100 лет назад, и уже давно привлекает внимание горнорудных компаний. Но обосновываться в Гвинее, с ее непрерывными гражданскими войнами, представлялось слишком опасным, хотя Simandou – весьма и весьма лакомый кусок: еще в 70-х небольшие поисковые партии французских колониальных властей и китайские геологи обнаружили, что руда на этих залежах содержит до 63% железа, что подтвердилось и более поздними исследованиями.

Наконец, на риск решилась Rio Tinto – в 1997 г. компания приобрела права на разработку всех четырех блоков, на которые правительство Гвинеи условно разделило месторождение. Но, разумеется, группа не спешила вкладывать деньги – сначала требовалось создать инфраструктуру для экспорта руды, а для этого нужно около $20 млрд. Тем временем, месторождением заинтересовался израильский миллиардер Бени Штейнмец. Его весьма активный интерес привел к тому, что в 2008 г. у Rio отобрали лицензию на два блока в северной части Simandou под предлогом, что проект продвигается слишком медленно. Права на этот участок получила фирма Штейнмеца BSG Resources, и 51% в этом проекте перепродала бразильской компании Vale за $2,5 млрд. $500 млн. из них бразильцы заплатили вперед, а еще $700 млн. истратили, по их словам, на начало работ по проекту.

По жалобе Rio, новый президент Гвинеи Альфа Конде затеял расследование всех случаев выдачи лицензий предыдущим правительством с упором на возможную коррупцию. К расследованию сделки с BSGR привлекли американских, гвинейских и европейских экспертов, и, по его результатам, бывший сотрудник BSGR был арестован за коррупцию, а в апреле лицензию на разработку Simandou у компании отозвали. Естественно, Rio обратилась в суд с жалобой на незаконный отъем лицензии в результате коррупционной схемы, реализованной BSGR. Претензии группы распространяются также на самого Штейнмеца и на Vale. Затем перечень судебных тяжб пополнился исками BSGR и Vale, с которой, кстати, сняли обвинения в коррупции. Компаниям есть за что бороться: по данным геологов Rio, принадлежащие группе южные блоки Ouleba и Pic de Fon содержат 2,4 млрд. т железной руды, и там можно добывать ежегодно около 100 млн. т.

Теперь гвинейское правительство собирает заявки потенциальных покупателей прав на спорный участок Simandou. Уже известно, что в конкурсе примет участие ArcelorMittal – группа заинтересована в правах на разработку обоих северных блоков, примыкающих к месторождению в Либерии, на которое у группы уже есть лицензия. Сейчас ArcelorMittal проводит переговоры с BHP о покупке доли в гвинейском месторождении Nimba и собирается продолжить расширение своей сырьевой базы, чтобы уменьшить зависимость от сторонних поставщиков. Кроме того, в июле Wall Street Journal сообщила, что Simandou заинтересовалась Glencore: в сегменте железной руды компания сильно проигрывает BHP Billiton, Rio Tinto Group и Vale, и, в принципе, не прочь приобрести ценный актив. Правда, гендиректор Айвен Глейзенберг раньше говорил о своем нежелании инвестировать в дорогостоящие новые проекты, но, не исключено, что настолько ценное месторождение заставит его изменить мнение.

С другой стороны, характерно, что Rio отказалась от участия в конкурсе, а BHP и вовсе стремится уйти из Гвинеи. Глава компании Сэм Уолш заявил журналистам: “Я не думаю, что правительству желательно наше участие – ему выгоднее диверсифицировать состав инвесторов”. На самом же деле, для этого есть другие причины.

Гвинея остро заинтересована в разработке Simandou: крупные инвестиции остро необходимы нищей стране. На сегодняшний день ВВП Гвинеи составляет $6,8 млрд., а для разработки Simandou компаниям придется вложить до $20 млрд., которые окажут огромный эффект на национальную экономику. Один только проект Rio на южном участке создаст 45 тыс. рабочих мест. Однако ни страна, ни действующие там компании не получат никаких прибылей до появления транспортной инфраструктуры. Для создания экспортного пути необходимо проложить железную дорогу к побережью протяженностью 650 км, построить 35 мостов и 24 км туннелей. Кроме того, для перевалки планируемых объемов руды, потребуется новый порт с современным оборудованием. На этом и основаны правительственные оценки – чтобы началась реализация проектов собственно добычи, необходимо за пять лет вложить до $20 млрд. в создание транспортной инфраструктуры.

По мнению гвинейского горнорудного аналитика Мадани Диа, проблемы логистики настолько масштабны, что до создания инфраструктуры никто не начнет реализацию проектов на месторождении. И эти проблемы – отнюдь не единственные. С ним согласны и другие эксперты. Руководитель одной из горнорудных компаний, пожелавший сохранить анонимность, заявил Reuters: “Инвестировать в Simandou – самоубийство. Помимо отсутствия инфраструктуры, инвестиции в страну с настолько изменчивой политикой и бизнес-климатом – весьма опасная авантюра. Одному Богу ведомо, сколько еще раз в Гвинее изменится ресурсный кодекс. Инвестиции в страну с нестабильными законами и правилами сопряжены с огромным риском”. И добавил, что в Гвинее вспышка лихорадки Эбола, начиная с февраля, унесла жизни 350 человек, и эпидемия пока не побеждена.

Ситуация усложняется тяжбами вокруг северного участка. Кстати, BSGR объявила, что планирует обратиться в международный арбитраж, и кем бы ни оказался победитель нового конкурса на северные блоки, ему предстоят продолжительные судебные баталии. И, возможно – наконец, скромным требованием правительства, что руда должна экспортироваться только по будущей железной дороге через собственный гвинейский порт, вместо транспортировки более коротким путем, через территорию Либерии. Это требование явно противоречит планам ArcelorMittal, и, вероятно, других потенциальных участников конкурса. Тем не менее, правительство будет на нем настаивать – создание собственного экспортного пути резко повысит ценность не только Simandou, а и других месторождений Гвинеи. Кроме того, хотя по качеству руда Simandou – одна из лучших среди нетронутых резервов, резкое падение цен на это сырье, связанное с нарастающим избытком поставок, изрядно остудило интерес инвесторов к новым железорудным проектам. Акционеры добывающих компаний оказывают сильнейший нажим на топ-менеджеров, призывая их к осторожности в отношении крупных рискованных инвестиций. Сейчас руда продается по $95/т, и прогнозы весьма пессимистичны.

Впрочем, некоторый прогресс наблюдается в проекте Rio Tinto – после долгих лет переговоров и отсрочек, группа и ее партнер, китайская Chinalco, в мае подписали договор с правительством Гвинеи по поводу инвестиционной программы. Правда, эксперты Glencore считают, что Rio Tinto не намеревается быстро продвигать гвинейский проект и экспортировать из Африки большие объемы руды до 2020 г. Сама же Rio сообщала, что добыча на Simandou может начаться в 2018 г. Проектная мощность ее предприятия – 100 млн. т руды в год, и этот экспорт удвоит ВВП Гвинеи. Фактически, Rio Tinto слишком увязла в этом 20-миллиардном проекте – единственном в Гвинее, где есть какие-то подвижки. Тем не менее, риски отсрочек остаются высокими, потому что Rio и правительству все еще не удалось найти инвесторов, которые согласились бы финансировать инфраструктурное строительство. При этом в майском соглашении с правительством не оговорены точные сроки, там указано только, что создание ТЭО начнется в течение года, а первый поезд с рудой отправится с Simandou в декабре 2018 г. Как объясняют в Rio, в договоре просто указаны условия предоставления огромных инвестиций в инфраструктуру, необходимую для разработки Simandou. А вот решение о том, двигаться ли вперед, будет принято только через год, после углубленного анализа экономической целесообразности. Анализа, который сочтут приемлемым банки – потенциальные кредиторы.

В отношении же претендентов на северную часть Simandou, можно не сомневаться – они тоже не будут спешить с инвестициями: сейчас их задача – просто “застолбить участок”. А вот с реализацией конкретных проектов подвижек не будет до создания экспортного пути. Хотя, не исключено, что ArcelorMittal сумеет убедить правительство, что транспортировка через Либерию тоже будет приносить деньги, причем – намного быстрее, и власти откажутся от излишних амбиций. С другой стороны, при нынешних перспективах на рынке железной руды, крупнейшей в мире сталелитейной компании торопиться некуда. И проекты на северном участке Simandou будут отложены на неопределенный срок. (МинПром/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version