Металл Украины и мира

Украина: падение металлургического производства

Еще в начале августа большинство специалистов предсказывали продолжение стагнации на мировом рынке стали. Однако в последние две-три недели августа цены на длинномерный и плоский прокат в Европе и на Ближнем Востоке внезапно пошли в рост. К сожалению, причиной этого подъема стало сокращение объемов украинского экспорта стали из-за остановки меткомбинатов и падения производства.

Практически до конца июля война на Донбассе не оказывала существенного влияния на положение дел в украинской металлургии. Более того, во втором квартале меткомбинаты наращивали производство и экспорт стальной продукции, что позволило им в немалой степени компенсировать спад в первые три месяца года.

Однако начавшееся во второй половине июля наступление украинских войск на позиции мятежных республик привело к тому, что практически весь Донбасский промышленный район оказался в зоне боевых действий или подвергся интенсивным ракетно-артиллерийским обстрелам. Первым предприятием металлургического комплекса, попавшим под удар, стал в конце июля Авдеевский КХЗ – крупнейший производитель кокса в стране. Обстрелы, перебои с электроснабжением и нарушение железнодорожного сообщения привели к падению производства, а затем и к остановке завода, поставлявшего кокс не только предприятиям группы “Метинвест”, но и другим потребителям, в частности, Днепровскому меткомбинату им. Дзержинского. В середине августа от обстрелов получил серьезные повреждения уже остановленный к тому времени Енакиевский метзавод, а в конце – Ясиновский КХЗ.

Но самым тяжелым ударом для донбасских металлургов стали даже не снаряды и ракеты сами по себе, а разрушения энергетической и транспортной инфраструктуры. Уже в конце июля начались перебои в работе Донецкой железной дороги, из-за чего резко сократились поставки сырья – железной руды и коксующегося угля – на “Азовсталь” и ММК им. Ильича, заставив оба комбината снизить загрузку мощностей на 20-30% по сравнению с плановыми показателями. А в августе две крупнейших узловых железнодорожных станции – Дебальцево и Ясиноватая – оказались на линии фронта, в результате движение поездов через них прекратилось. Всего уже в начале августа из-за подрывов путей и мостов, а также нарушения электроснабжения не функционировали порядка 50 железнодорожных станций.

К середине августа обстрелы и отсутствие железнодорожного сообщения полностью парализовали работу большинства угольных шахт на Донбассе. Из-за отсутствия сырья (прежде всего, кокса) и невозможности вывоза готовой продукции прекратили свою работу Алчевский меткомбинат, Енакиевский метзавод, “Донецксталь”, а также Авдеевский, Алчевский, Енакиевский и Ясиновский коксохимзаводы. Судя по всему, в этот печальный список вот-вот войдут (если уже не вошли) Макеевский метзавод и “Макеевкокс”. Нехватка сырья и трудности с поставками привели к сокращению выпуска на мариупольских предприятиях “Метинвеста” и ДМК им. Дзержинского.

Таким образом, в настоящее время бездействуют предприятия, на долю которых в первом полугодии приходилось более 23% производства стали в Украине, а комбинаты, дававшие еще 35%, работают с неполной загрузкой мощностей. В результате под вопросом оказалось выполнение экспортных контрактов украинскими предприятиями. По крайней мере “Метинвест”, ведущий производитель стали в Украине, еще в конце июля объявил о прекращении приема новых заказов, чтобы сосредоточиться на августовских и сентябрьских поставках.

К настоящему времени сокращение объемов украинского экспорта стали и неопределенность с будущими отгрузками уже начали оказывать заметное воздействие на состояние региональных рынков проката на Ближнем Востоке и в Европе.

Наиболее сильное влияние проблемы украинской металлургии оказывают на рынок заготовок. Украина является крупнейшим в мире экспортером данной продукции, за первые шесть месяцев объем ее поставок составил более 3,0 млн. т, из них более двух третей пришлось на Турцию и Египет.

При этом ведущими производителями товарной заготовки являются Днепровский МК им. Дзержинского и Енакиевский МЗ. Уже в конце июля предполагалось, что в августе экспорт длинномерных полуфабрикатов из страны сократится примерно на 27% по сравнению с предыдущим месяцем, но, очевидно, потери будут существенно больше. Кроме того, под большим вопросом оказались сентябрьские поставки с ЕМЗ. В принципе из ведущих украинских производителей заготовок на рынке сейчас присутствует только “АрселорМиттал Кривой Рог”. Многие потребители отказываются заключать контракты с поставщиками из Украины, так как не уверены в том, что заказанная продукция поступит вовремя и в полном объеме.

Сокращение объемов предложения украинской продукции и неуверенность в будущем привели к тому, что цены на полуфабрикаты на Ближнем Востоке пошли вверх, несмотря на относительную слабость регионального рынка длинномерного проката. Если в конце июля экспортные котировки предприятий из СНГ едва достигали $500/т, FOB, то во второй половине августа они превысили $515/т, FOB, а последние предложения поступают уже по $520-525/т. Одновременно пошли вверх внутренние цены на заготовки в Турции, также прибавившие с начала августа не менее $15/т.

Подорожание заготовок и уменьшение украинского экспорта поставили в сложное положение потребителей этой продукции в Турции, Египте и Саудовской Аравии, которые пока не могут перенести рост котировок на полуфабрикаты на стоимость готовой продукции. Некоторые турецкие компании увеличивают закупки металлолома, который, впрочем, тоже пошел на подъем – не в последнюю очередь из-за прекращения экспорта украинского чугуна, крупнейшим поставщиком которого был Донецкий метзавод. В связи с этим в последнее время наблюдается повышение интереса саудовских и египетских прокатчиков к полуфабрикатам китайского, вьетнамского и корейского производства, благо в Восточной Азии цены на заготовки низкие, а расходы на доставку не так высоки.

Очевидно, что удорожание заготовок и металлолома подтолкнет вверх и цены на длинномерный прокат на Ближнем Востоке, невзирая на относительно низкий спрос. По крайней мере, в Европе арматура и катанка во второй половине августа прибавили порядка $15-20/т по сравнению с концом июля, причем основным аргументом для местных производителей стало увеличение стоимости лома. Этим воспользовались поставщики длинномерной продукции из Беларуси, Приднестровья и Украины, также повысившие свои экспортные котировки на $10-15/т.

Судя по всему, в случае дальнейших перебоев с поставками заготовок из Украины цены на длинномерную продукцию в странах Ближнего Востока продолжат рост, хотя и вряд ли достигнут больших высот, так как свободные места на рынке будут заполняться российскими и дальневосточными производителями. Кроме того, очевидно, возрастет выпуск товарных полуфабрикатов в Турции. Таким образом, пауза может обернуться для украинских металлургов долгосрочной потерей части рынка и потребует немалых усилий для восстановления прежних позиций.

На рынке плоского проката проблемы украинских меткомбинатов тоже становятся весьма заметными, оказывая влияние прежде всего на турецкий и европейский рынки. В частности, в августе украинские поставщики листовой стали не предлагали свою продукцию турецким потребителям, чем воспользовались как местные, так и российские компании.

В наибольшей степени в Турции возросли цены на толстолистовую сталь, которую в последнее время экспортируют из Украины Алчевский МК и “Азовсталь”. В отсутствии конкурентов турецкая компания Erdemir не преминула поднять котировки на $15-20/т. Кроме того, порядка $10-15/т прибавили в августе горяче- и холоднокатаные рулоны турецкого производства, а российские производители плоского проката добились повышения цен на $5-10/т по сравнению с предыдущим месяцем.

Для европейского рынка определяющим фактором стало прекращение поставок слябов с Алчевского меткомбината на также входящие в группу “Индустриальный союз Донбасса” предприятия ISD Dunaferr в Венгрии и Huta Czestochowa в Польше. Кроме того, под вопросом оказались поставки украинских плоских полуфабрикатов в Италию, где они используются в основном для выпуска толстолистовой стали.

В настоящее время на венгерском предприятии ИСД рассматривают вопрос о расширении собственной выплавки стали, а руководство Huta Czestochowa изучает возможность приобретения полуфабрикатов у какого-либо другого поставщика. В любом случае себестоимость готовой продукции у них, очевидно, возрастет, что потребует повышения отпускных цен. Это немаловажно для всего центральноевропейского рынка плоского проката, так как в первом полугодии ISD Dunaferr (на пару со словацким комбинатом US Steel Kosice) отличался агрессивной ценовой политикой и предлагал горячекатаные рулоны в Германию, Чехию и Польшу по относительно низким ценам. Теперь же региональным производителям будет проще добиться повышения котировок.

Собственно, уже в середине августа в Германии и Центральной Европе было анонсировано подорожание толстолистовой стали по октябрьским контрактам на 20 евро/т. При этом его поддержали и итальянские компании, которые ранее тоже были замечены в проведении демпинговой политики. Заявлено также и об увеличении стоимости тонколистового плоского проката на 10-20 евро/т. Так как спрос на стальную продукцию в Евросоюзе остается ограниченным и вряд ли существенно возрастет в ближайшие месяцы, в качестве основного обоснования металлурги указывали прекращение поставок дешевых украинских слябов в Европу. Характерно, что еще в начале августа существенного подорожания плоского проката на европейском рынке не ожидалось.

Насколько длительными и серьезными могут оказаться перебои с экспортными поставками украинской продукции? Для предприятий, находящихся в Мариуполе, Запорожье и Днепропетровской области, дефицит кокса и коксующегося угля – главный ограничивающий фактор в настоящее время – судя по всему, имеет временный характер. Этот материал можно будет заменить импортом из Польши, США и России, хотя для организации поставок, очевидно, понадобится несколько недель. Правда, при этом затраты металлургов на обеспечение этим сырьем заметно возрастут, что не лучшим образом скажется на их финансовых показателях, и без того не слишком благоприятных.

Более сложной выглядит ситуация с донбасскими заводами. Даже если зона боевых действий отдалится от основных промышленных районов либо будет заключено перемирие, понадобится немало времени и сил, чтобы снова пустить угольные шахты, восстановить разрушенные ЛЭП, подстанции и железные дороги. Учитывая, что впереди зима, когда приоритетным станет обеспечение теплом и электроэнергией сохранившегося жилищного фонда, работы могут продлиться несколько месяцев. В самом лучшем случае вернуться на довоенные объемы выплавки стали и производство проката можно будет не раньше конца года, а то и весны 2015 г. Возрождение металлургической промышленности Донбасса может оказаться очень непростой задачей. (МинПром/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version