Металл Украины и мира

Украина: в ближайшее время начнется импорт энергетического угля

Украина в ближайшее время начнет импорт энергетического угля, чтобы обеспечить работу ТЭС в преддверии отопительного сезона. Последний раз к такому шагу власти прибегали в начале 2000-х годов. Запасы угля на отечественных ТЭС 1 сентября составили 2,160 млн. т, это более чем в два раза меньше, нежели было на эту дату в прошлом году – 4,7 млн. т. Причина одна – боевые действия на Донбассе.

Из-за военной интервенции РФ в регионе не работает, по словам Юрия Зюкова, первого заместителя главы Министерства энергетики и угольной промышленности, порядка 30-35 шахт, а на работающих шахтах не хватает взрывчатки, поскольку оба завода в Донецке и Красном Луче, выпускающие ее, захвачены террористами и российскими военными. “Некоторые шахты и лавы затоплены, железные дороги и транспорт взорваны, перевезти добытую продукцию и переработать ее невозможно. Это крайне негативно скажется на экономике страны и социальных вопросах”, – добавляет Иван Плачков, глава наблюдательного совета ПАО “Киевэнерго”. По данным Минэнергоугля, текущих запасов угля на ТЭС хватит для работы станций от 11 до 50 дней. Только в июле украинские шахты “не добыли до плана 315000 т угля, а с начала мая потеряно порядка 420000 т”, – привел данные Юрий Зюков. В особом дефиците оказался уголь марки «А» – антрациты, на которых работает как минимум половина украинских ТЭС.

Из имеющихся 2,160 млн. т антрацитовая группа (марки А+П) составляет всего треть – 736000 т. За 8 месяцев, согласно данным Минэнергоугля, их добыча составила всего чуть более 6 млн. т: марка «А» – 3,768 млн. т, марка «П» – 2,319 млн. т. “Сейчас дефицит антрацитов, потому что шахты, которые добывают этот уголь, находятся в зоне АТО и в зоне оккупации”, – пояснил сложившуюся ситуацию Михаил Волынец, глава Независимого профсоюза горняков Украины. Самые крупные из них: шахтоуправление “Ровеньковское”, шахта “Должанская-Капитальная”, шахта “Червоный партизан”, шахта им. Свердлова, шахта “Лутугино”, шахтоуправление “Луганское”.

Впрочем, закупать придется не только антрациты. Согласно данным, имеющимся в распоряжении Forbes, за 7 месяцев добыча углей обычной газовой группы составила на 853000 т меньше плана. С учетом августа сокращение добычи выросло до 1 млн. т.

Добыча рядового угля, январь-июль, т

Наименование

объектов учета

Марка угля С начала 2014 г. (6 месяцев)
план факт
Украина всего 21793 021 21248 945
ДГ 6041978 5872676
Г 15751043 15376269
Донецкая обл. Всего 6105846 5682837
Предприятия МЭУ Всего 3476500 3271402
ГП “ДУЭК” Всего 894500 806035
ГП ш/у “Южнодонбасское 1” Всего 599000 585009
ГП “Макеевуголь” Всего 307000 249380
ГП “Красноармейскуголь” Всего 553000 440690
ГП “УК Краснолиманская” Всего 685000 810478
ГП “Селидовуголь” Всего 1123000 899280
Луганская обл. Всего 2284800 1674429
Предприятия МЭУ Всего 2284800 1668991
ГП “Луганскуголь” Всего 927800 698563
ПАО ш. Белореченская Всего 343000 298690
ГП “Первомайскуголь” Всего 537000 247949
ПАО “Лисичанскуголь” Всего 477000 423789
Львовская обл. Всего 963400 1031098
ГП “Львовуголь” Всего 963400 1031098
Волынская обл. Всего 272000 172887
ГП “Волыньуголь” Всего 272000 172887

Таким образом, всего до конца 2014 г., согласно подсчетам специалистов “Держзовнишинформ”, нашей стране придется приобрести за рубежом 5-7 млн. т энергетического угля стоимостью $450-700 млн. Впрочем, проблем с импортом возникнуть не должно, так как на мировом рынке уже длительное время наблюдается переизбыток предложения энергетического угля.

Над вопросом поставок энергетического угля Минэнергоугля работает уже около двух месяцев. По словам замминистра Вадима Улиды, топливо может поступить из Новой Зеландии, Австралии, и, возможно, США. Профильные американские компании уже подтвердили свою готовность обеспечить ТЭС Украины углем. Также по железной дороге черное золото может поступать из Польши, как это было в 90-х годах. Польские компании готовы продать до 5 млн. т.

В “Держзовнишинформ” географию возможных поставок видят более широко. Энергетический уголь может прийти из Колумбии, Южной Африки, Индонезии, Вьетнама (один из крупнейших мировых поставщиков антрацита). Рассматриваются и поставки со складов в портах Северо-Западной Европы.

В случае острой нехватки энергетического угля Украина может получить первые партии топлива минимум через семь дней после подачи заявки на его покупку. “Если перекупить уже отгруженное судно с углем, следующее в Европу, это вопрос недели и более, а если подписывать новые контракты непосредственно с производителями, то уголь в Украину зайдет морем не раньше, чем через месяц”, – отмечают аналитики “Держзовнишинформ”.

Сегодня его цена в портах отправления колеблется в диапазоне $68-74/т. Если добавить сюда стоимость морского фрахта – $15-20/т, в зависимости от страны отправки и класса судна (от 70000 до 150000 т), то расчетный уровень цен уже в черноморских портах Украины составит $85-95/т. Эта цена даже меньше, чем нынешняя себестоимость добычи угля на большинстве отечественных шахт.

“Предполагаю, что ценовая политика может быть соизмерима. Себестоимость нашего угля достаточно высокая, потому что шахты глубокие и сложные. А в Южной Африке, Новой Зеландии – там просто бульдозерами гребут из карьеров и сгружают в вагоны. А перевозка транспортом, баржами стоит недорого. Так что цена будет, скорее всего, соизмеримой”, – считает Иван Плачков. В “Держзовнишинформ” прогнозируют, что проблем с обеспечением Украины углем на осенне-зимний период не ожидается, так как правительство и бизнес знают о возможной проблеме с поставками на ТЭС и ТЭЦ угля на зимний период с Донбасса и занимаются ее решением.

Как подобная ситуация отразится на экономике страны в целом и угольной отрасли в частности, специалисты разошлись во мнениях. Замминистра Юрий Зюков озвучил потери отрасли только за июль – они составили 297 млн. грн. Данные за 8 месяцев пока отсутствуют. Со своей стороны, Михаил Волынец считает, что сейчас об убытках говорить сложно, так как собрать правдивую и объективную информацию крайне трудно.

“А вот импорт угля из других стран – это инвестиции в экономику других стран. Зарплата будет выплачена не нашим шахтерам, а чужим, налоги не пойдут в украинский бюджет. Мы станем энергетически зависимы и по углю”, – констатирует эксперт. С ним согласен и Иван Плачков: “Это скажется на стране, потому что деньги, вместо того, чтобы мы их платили украинским шахтерам и транспортникам, вынуждены будем платить другим странам”.

В то же время Вадим Гламаздин, заместитель гендиректора Центра исследований энергетики, считает, что импорт угля никак не может сказаться на угольной промышленности и экономике Украины. “Вопрос в том, что даже если импорт и начнется, а пока это всего лишь один из вариантов развития событий, причем далеко не обязательный, он будет вызван исключительно техническими, к тому же краткосрочными причинами – перебоями с доставкой угля с шахт на ТЭСы. При этом объемы добычи тоже какое-то время будут снижены. Но долгосрочный баланс добычи и потребления нарушен не будет, соответственно, никаких серьезных последствий для отрасли не будет”, – поясняет собеседник Forbes.

Более оптимистичный вариант развития событий рассматривают и в Минэнергоугля. Сегодня в ведомстве формируется рабочая группа, которая по мере освобождения оккупированных территорий Донбасса будет заниматься осмотром шахт с целью их скорейшего пуска в работу. Чтобы отказаться от импорта и полностью переходить на собственный уголь. Однако какое-то время Украине все же придется использовать импортный уголь, и на сегодня не совсем понятно, за чьи деньги его будут закупать – государственные или частные? Ведь почти все ТЭС в Украине частные, и деньги за отпущенную электроэнергию и тепло получают бизнесмены. Этот вопрос нынешних угольных взаимоотношений власти и бизнеса пока остается открытым. (Forbes Украина/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version