Металл Украины и мира

Украина: ОК «Русал» решила закрыть производство катанки в ПАО «Запорожский алюминиевый комбинат» (ЗАлК)

Группа “Русал” Олега Дерипаски приняла решение закрыть последнее живое производство на Запорожском алюминиевом комбинате – линию по выпуску катанки. Это дает украинским властям дополнительный стимул, чтобы довести до логического конца процесс национализации комбината.

Ранее ЗАлК избежал участи “Криворожстали”, хотя в списках кандидатов на реприватизацию ходил под вторым-третьим номером. Сначала Фонд госимущества обвиняли в нарушениях процедуры продажи комбината, в результате чего предложивший на треть высшую цену Константин Жеваго проиграл торги. А позже уже и сам ФГИ стал требовать от собственников ЗАлКа в лице российского бизнесмена Олега Дерипаски полного выполнения условий инвестиционного договора. Когда этого не случилось, ФГИ вместе с Генпрокуратурой попытались вернуть 68% акций ЗАлКа через суд. Предыдущий пик такой исковой активности пришелся на 2010 г., когда стало очевидно, что Олег Дерипаска вычеркнул украинский комбинат из списка перспективных.

В 2009 г. из эксплуатации было выведено сразу несколько сотен запорожских электролизеров (агрегатов по производству первичного алюминия) – примерно три четверти всех мощностей. В апреле 2011 г. электролизерный цех был законсервирован полностью. Предприятие перепрофилировали на выпуск алюминиевой катанки из российского полуфабриката. С августа свернут и этот процесс. Теперь тут будут заниматься исключительно переклеиванием бирок на поступающую из России готовую катанку.

Ее импортом и продажами должно заниматься свежесозданное предприятие “Алюминиевая катанка Запорожья”. “Фактически это структура, которая будет получать российскую катанку, перебивать бирки и отправлять потребителям”, – объяснил агентству “Интерфакс-Украина” источник в ЗАлКе. Смысл подобной схемы, как объяснил МинПрому один из запорожских металлотрейдеров, экономия на таможенных платежах. Ведь, скорее всего, российская катанка будет поступать не как готовый продукт, а как сырьевой компонент.

Остановку электролизеров на ЗАлКе в 2010-2011 гг. еще можно было воспринимать как часть глобального тренда. Из-за неблагоприятной мировой конъюнктуры “Русал” закрывал мощности по выпуску первичного алюминия не только в Украине. Подобная печальная участь массово постигла и российские активы группы. Электролиз остановили на Волгоградском, Богословском, Уральском, Волховском, Надвоицком заводах, сократили производство на Новокузнецком, Иркутском, Саянском и Хакасском. Но с катанкой дело обстоит совершенно иначе. В данном случае имеет место явный протекционизм. Закрывая ЗАлК, Олег Дерипаска стремится полностью зачистить рынок для продукции своего же Кандалакшинского алюминиевого завода (КАЗ).

“Русал” вложил $20 млн. в закупку нового немецкого литейного оборудования для КАЗ, монтаж которого завершается в сентябре, после чего предприятие сможет ежегодно выпускать 51,7 тыс. т катанки диаметром от 9 до 25 мм – вдвое больше нынешнего. Этих дополнительных объемов вполне достаточно, чтобы заместить продукцию ЗАлКа на украинском рынке. За прошлый год запорожский комбинат произвел около 17 тыс. т алюминиевой катанки. В первом полугодии 2014 г. спрос на эту продукцию, как утверждают, в дирекции предприятия значительно упал.

Основными ее потребителями традиционно являются отечественные производители кабельной продукции. Они резкого спада объемов производства в первом полугодии не подтверждают, но отмечают существенный рост цен на запорожскую катанку. Возможно, это делалось искусственно. Хотя в руководстве ЗАлКа утверждают, что в связи с ростом тарифов на газ, электроэнергию, а также расходов на транспортные грузоперевозки и таможенное оформление сырья, производственная себестоимость катанки на комбинате возросла и в три раза превышает показатель российских аналогов. Вместе с тем ранее специалисты комбината подготовили для материнской компании обоснование, доказывающее экономическую целесообразность продолжения выпуска алюминиевой катанки на комбинате. Правда, для этого необходимо было расщедриться на капитальный ремонт печи. “Русал” счел такие издержки излишними. Хотя на модернизацию Кандалакшинского алюминиевого завода он потратил значительно больше.

Одна из ключевых претензий Фонда госимущества к нынешнему хозяину ЗАлКа как раз и сводится к тому, что тот не выполнил обязательств по вложению инвестиций в комбинат. Формальным поводом для обращения в суд стал отказ “Русала” погашать кредит на $76 млн., взятый запорожским предприятием под гарантии правительства еще в 1994 г. для организации производства фольги. Россияне пришли на ЗАлК в 2001 г. и теперь упираются, что этот долг не имеет к ним никакого отношения. По логике вещей они правы, тем более что фольгопрокатный проект оказался мертворожденным. Но когда шла приватизация комбината, соглашались ведь погасить данный заем и, кроме того, вложить еще не менее $200 млн. в развитие актива. Но, получив желаемое, Дерипаска поспешил взять данное слово обратно. И выставить претензии ему непросто. ЗАО “АвтоВАЗ-Инвест”, выступающее по документам покупателем 68% акций ЗАлКа в Украине, уже ликвидировано. А после серии перепродаж этот пакет вместе с несколькими мелкими теперь сконцентрирован в руках кипрской компании Velbay Holdings Limited. Ныне она является держателем более 90% акций комбината.

В июле прошлого года в прессе появилась информация, что украинские власти разослали ряду нескольких транснациональных алюминиевых компаний и инвестфондов предложения приобрести ЗАлК или создать на его базе СП – естественно, после реприватизации комбината. Но, как сообщил источник в Минэкономразвития, пока предприятие де-юре находится в собственности “Русала” (если быть совсем точным – аффилированных с ним структур), речь может идти не больше, чем о каких-то неформальных консультациях. Никто из серьезных инвесторов не вложит деньги в актив, настолько отягощенный и политическими, и экономическими рисками.

Но у Дерипаски в Украине есть одна чувствительная точка, надавливая на которую украинские чиновники могут вынудить его все же покинуть ЗАлК, к тому же ставший ему ненужным. Кроме комбината в Запорожье, под флагами “Русала” работает и глиноземный завод в Николаеве. В алюминиевом холдинге Дерипаски он производит более 20% всего глинозема, и терять его или закрывать российский бизнесмен никак не намерен. Но у НГЗ в 2014 г. окончился 15-летний договор аренды мощностей Днепро-Бугского порта – единственного канала доставки на завод бокситов, основного сырья для завода.

ФГИ с Министерством инфраструктуры решили договор разорвать, но в августе завод отстоял в Хозяйственном суде Киева свое право продлить арендный договор еще на 15 лет. Теперь мяч на стороне госорганов, которые готовятся опротестовать данный вердикт. Но вполне возможно, что днепро-бугские причалы станут разменной монетой в споре с Дерипаской вокруг “ЗАлКа”. Ведь по большому счету никому другому, кроме НГЗ, они не нужны. Завод же заинтересован выкупить землю под причалами.

Следующий вопрос, который волнует специалистов: даже если алюминиевый комбинат вернется в госсобственность, можно ли его реанимировать? Бывший директор ЗАлКа, ветеран украинской алюминиевой металлургии Иван Бастрыга считает, что это реально.

Свои предложения по этому поводу он уже направил президенту Петру Порошенко. Но есть и те, кто убежден, что “Русал” оставил после себя в Запорожье руину – проще строить аналогичный комбинат с нуля. Особенно учитывая, что часть оборудования электролизерного и глиноземного цехов уже вывезена с территории предприятия. А то, что осталось, морально устарело.

Только за прошлый год активы комбината сократились на 17% и составляют сегодня 452,7 млн. грн. Пять лет назад активы ЗАлКа оценивались чуть ли не в три раза дороже – в 1,17 млрд. грн. Если пересчитать в долларах, пропасть окажется еще глубже. Свидетелями упадка выступают и другие цифры. Еще в 2007-2008 гг. на ЗАлКе работали около 5 тыс. сотрудников, теперь – менее 100. Тогда он производил более 100 тыс. т первичного алюминия в год, теперь – ноль. Его проектные мощности состояли из 570 электролизных печей, теперь большинство из них не просто законсервировано, но неработоспособно. В ответ на обвинения в закрытии алюминиевых мощностей у “Русала” всегда были наготове две отговорки: слишком высокие цены на электроэнергию в Украине и слишком плохая конъюнктура на внешних рынках. Но если бы россияне после выкупа контрольного пакета ЗАлКа поспешили модернизировать электролизеры на более эффективные, то они могли бы экономить сейчас до 30% электричества, и проблема энерготарифов не стояла бы перед предприятием столь остро.

На момент закрытия основной части электролизеров в 2009 г. себестоимость производства первичного алюминия, по данным самого предприятия, составляла $2500/т, что на $100 превысило тогдашнюю цену на алюминий на Лондонской бирже цветных металлов. Попытки договориться с правительством о льготном тарифе на электроэнергию не увенчались успехом.

Одним из основных противников такой поблажки был тогдашний (и нынешний) министр энергетики Юрий Продан. А на ЗАлКе на электричество приходилось 46% в общей структуре себестоимости первичного алюминия, тогда как у его зарубежных конкурентов, в том числе и большинства российских – лишь 20-30%. Причем такой низкий показатель обеспечивался не столько специальными тарифами на электроэнергию, сколько применением более передовых технологий.

Кроме того, в 2008-2009 гг. мировой рынок алюминия стремительно обвалился, от чего серьезно пострадали и более современные алюминиевые предприятия, чем ЗАлК. В 2011 г. после некоторого роста был зафиксирован еще один обвал, правда, медленный, который длился практически до конца прошлого года. И только в 2014 г. многие аналитики впервые отмечают позитивную динамику на рынке данного металла, хотя цена на него в Лондоне едва перевалила за $2000/т.

Впрочем, даже при такой цене первичный алюминий от ЗАлКа в его нынешнем виде был бы неконкурентоспособным на внешних рынках. Тем более что нынешние цены вверх гонит не рост потребления, а глобальное сокращение мощностей по производству алюминия.

Тот же “Русал” Олега Дерипаски намерен в 2015 г. сбавить обороты алюминиевого производства по сравнению с показателями 2012 г. на 650 тыс. т. В таком случае группа выпустит всего 3,55 млн. т алюминия – самый низкий результат с 2008 г. Алюминиевые заводы закрываются и в Австралии – в частности, Point Henry, принадлежащий компании Alcoa, и Kurri Kurri (Norsk Hydro). При этом Alcoa планирует закрыть и не работающий уже два года завод Portovesme в Италии, а также сократить объемы выплавки алюминия в Бразилии.

В целом в мире в 2014-2015 гг. может закрыться до 50 алюминиевых производителей. Зато цены на этот металл, похоже, будут и дальше расти.

Российская инвесткомпания “Атлант-Финанс” считает, что в краткосрочной перспективе алюминий будет дорожать на 1-2% в месяц и к 2016 г. его цена достигнет отметки в $2500/т. Западные аналитики более осторожны в оценках, но саму тенденцию подтверждают. По их расчетам, уже в 2014 г. мир впервые с 2006 г. может ощутить дефицит алюминия, в 2015 г. дефицит может вырасти до серьезных размеров. В частности, японская Sumitomo Corp. оценивает дефицит текущего года в 61 тыс. т, а следующего – уже более чем в 500 тыс. т.

Специалисты упоминавшийся выше Alcoa говорят даже о возможном дефиците алюминия в 930 тыс. т. Они объясняют свое видение тем, что спрос на металл вырастет со стороны большинства категорий потребителей, но в первую очередь – со стороны аэрокосмической и строительной индустрии.

В ракурсе ЗАлКа текущая конъюнктура в мире – это палка о двух концах. С одной стороны, торговля алюминием становится более прибыльным делом, с другой – выживают в ней только самые эффективные производства. Поэтому даже если запорожский комбинат будет возращен в государственную собственность и передан новому владельцу, то одновременно правительству страны придется дать предприятию то, что оно так долго отказывалось давать “Русалу” – электричество по льготной цене. Без этого комбинату не подняться никогда. Но такой тариф возможен только при двух условиях – наличии механизма компенсации потерь энергетикам и четкой программы модернизации ЗАлКа.

Еще одним залогом выживания предприятия может стать возврат отечественного рынка сбыта. До 2009 г. более 80% запорожской алюминиевой чушки продавалось в Украине, а в числе клиентов ходили Завод им. Малышева, “Мотор-Сич”, “Запорожтрансформатор”, АНТК им. Антонова, “ФЭД” и др. Все они сегодня вынуждены потреблять продукцию российских заводов Дерипаски. (МинПром/Металл Украины и мира)

Exit mobile version