Металл Украины и мира

Украина: закончился срок аренды двух государственных ильменитовых комбинатов

5 сентября у Дмитрия Фирташа закончился срок аренды двух государственных ильменитовых комбинатов – Вольногорского и Иршанского. Продлевать его Кабмин отказался. У правительства есть весомые аргументы, чтобы так поступать. Смущает только одно: наиболее активным лоббистом разрыва аренды в Украине оказался бывший член совета директоров российской компании “ВСМПО-Ависма”.

В июле 2004 г. президент Украины Леонид Кучма поручил правительству создать в стране титановую компанию полного цикла. Поручение было оперативно выполнено, но весьма странным образом. Крупнейший украинский производитель титановой губки – Запорожский титано-магниевый комбинат – в состав этой компании не попал. Но зато у нее нарисовался инвестор – немецкая фирма RSJ Erste, уже владеющая в Украине Крымским содовым заводом. Напополам с государством она основала СП “Крымский титан”, которое тут же получило в аренду Вольногорский ГМК (Днепропетровская обл.) и Иршанский ГОК (Житомирская обл.). Оба комбината производят ильменитово-рутиловое сырье для титановой промышленности. Только вольногорское идет непосредственно на производство металлического титана, а иршанское предназначено и для выпуска диоксида титана. Очень скоро за кулисами RSJ Erste обнаружился силуэт Дмитрия Фирташа, но менять сложившуюся конфигурацию в правительстве то не хотели, то не могли.

За последние 10 лет государство предпринимало по крайней мере две попытки признать арендный договор незаконным, но тщетно. В 2005 г. “Крымский титан” сумел отстоять во всех судебных инстанциях законность договора аренды ГОКов, несмотря на мощное давление со стороны правительства Юлии Тимошенко. В 2009 г., когда срок действия документа истек, арендатор счел, что он продлевается автоматически, поскольку Фонд госимущества заблаговременно, за три месяца, не уведомил его об окончании срока аренды. Судебные разбирательства и даже попытки арестовать имущество ильменитовых комбинатов привели лишь к тому, что бюджет недосчитался арендной платы. В 2012 г. ФГИ вынужден был капитулировать и подписать мировое соглашение с “Крымским титаном”. Последний согласился погасить оговоренную сумму долгов по арендной плате, но без пени, а за это получил право пользоваться имуществом Иршанского ГОКа и Вольногорского ГМК еще два года.

Срок данного арендного договора истек 5 сентября. На этот раз, помня о прежних ошибках, Фонд госимущества в июне уведомил арендатора о предлагаемом разрыве отношений. Но это отнюдь не означает, что люди Фирташа на ГОКах начали послушно паковать чемоданы. Скорее всего, нас ждет очередное судебное противостояние и затягивание времени со стороны “Крымского титана”. Теперь основным предметом спора может стать сумма инвестиций, вложенных в ильменитовые активы за последние 10 лет. В Group DF Дмитрия Фирташа их уже оценили в более чем 500 млн. грн. Глава ФГИ Дмитрий Парфененко на брифинге 9 сентября в Киеве парировал: “Никаких официальных разрешений Фонд госимущества на осуществление инвестиций не давал, поэтому арендатор не вправе претендовать на любые компенсации”.

Летом руководство комбинатов отказало ФГИ в инвентаризации имущества, мотивируя тем, что на то время срок аренды еще не закончился. Хотя еще в феврале Фонд госимущества выбрал оценщиков для Вольногорского ГМК и Иршанского ГОКа. Ими стали соответственно частное предприятие “Бюро Маркуса” (оно же оценивало и Запорожский титатно-магниевый комбинат) и компания “М Консалтинг”. Однако стоимость ильменитовых предприятий до сих пор не определена, поскольку оценщики ждут сведений от самих комбинатов. Но Дмитрию Фирташу не было резона делиться такой информацией, понимая, что если ее и собирают для подготовки дальнейшей приватизации ГОКов, то эта приватизация не будет заточена под него.

В пресс-службе Group DF отказались комментировать, будут ли они судиться с ФГИ. Евгений Тимошенко, руководитель департамента риск-менеджмента международной юридической фирмы Integrites считает, что “Крымский титан” сможет найти правовые основания, чтобы еще побороться за комбинаты в судах. “При условии долгосрочных капиталовложений такой арендатор априори должен был получить преимущественное право на продление сроков эксплуатации ГОКов”, – считает он. Хотя и признает, что политическая конъюнктура сейчас не на стороне Дмитрия Фирташа. На этот же фактор обращает внимание директор по развитию инвесткомпании Kreston GCG Андрей Попов. “Нынешнее политическое положение Дмитрия Фирташа на порядок менее устойчивое, чем при прошлой власти”, – отмечает он. Поэтому, по мнению Андрея Попова, бизнесмен сегодня имеет мало шансов сохранить за собой право на аренду с помощью юридических уловок, как это удалось ему в 2009 г.

5 сентября на заседании Кабмина премьер-министр Арсений Яценюк объяснил расторжение аренды тем, что “Крымский титан” слишком мало денег платил государству. По его словам, казна получала от арендатора порядка 100 млн. грн. в год. Впрочем, изначально арендная плата вообще стартовала с 21 млн. грн. Ее повышение стало результатом мирового соглашения двухгодичной давности. Народный депутат Павел Ризаненко (“УДАР”), заместитель главы парламентской спецкомиссии по приватизации, чуть раньше приводил такие цифры: сейчас Иршанский и Вольногорский ГОКи получают суммарно $150 млн. чистой прибыли в год, а государству отдают только $10 млн. Впрочем, о повышении ставок арендной платы с Фирташем предметно никто переговоры не вел. Власти изначально были настроены на разрыв отношений. Но означает ли это, что они уже знают, что делать с комбинатами, вернувшимися в государственное лоно? Похоже, не совсем.

Согласно правительственному постановлению, Иршанский ГОК и Вольногорский ГМК войдут в состав государственной Объединенной горно-химической компании, находящейся в подчинении Министерства экономического развития и торговли. До сих пор о таком игроке на отечественном рынке титана никто не слышал, хотя формально ОГХК значится в госреестре субъектов хозяйствования еще с 2009 г. Никакой реальной деятельности она до сих пор не вела, да и чем можно заниматься с уставным фондом в 2507 грн. 79 коп.? Сигналом к оживлению компании стало назначение в августе ее и. о. гендиректора Руслана Журило. В прошлом он успел поработать и как топ-менеджер на ряде предприятий группы “Приват” в городе Желтые Воды, и как замдиректора на расположенном здесь же Восточном горно-обогатительном комбинате, и как частный предприниматель, зарабатывавший на подрядах для того же ГОКа. Первым заявлением Руслана Журило на новой должности стал призыв построить в Украине новые титановые мощности, чтобы не перерабатывать отечественный ильменит в аннексированном Крыму.

Кандидатуру на главу ОГХК мог порекомендовать Арсению Яценюку глава компании “Ядерное топливо” Сергей Дробот, который долгое время на пару с Русланом Журило управлял Восточным ГОКом, а сейчас становится одним из ключевых энергоменеджеров в нынешнем Кабмине. Именно ему поручено курировать проекты строительств в Украине собственного завода по производству топлива для АЭС, а также хранилища ядерных отходов. Он же возглавил комиссию по ликвидации национальной “Энергетической компании Украины”.

Из этих кадровых назначений вырисовывается и один из возможных вариантов будущего для комбинатов, отобранных у Фирташа, в первую очередь Волногорского. Уместно напомнить, что наряду с титановыми рудами тот добывает и циркониевые. В 2013 г. их получено более 40 тыс. т. Перерабатывать концентрат в металлический цирконий, необходимый для производства твэлов, способно госпредприятие “Цирконий” (Днепродзержинск). Но сегодня оно находится в глубочайшем кризисе и уверенно катится к банкротству под управлением выходца из компании “Славутич-Капитал” Игоря Самошоста. С апреля он руководит санацией “Циркония”. Примечательно, что и Игорь Самошост, и Сергей Дробот спасение уникального предприятия видят в одном – присоединить его к Восточному ГОКу. ВостГОК же небезынтересен Игорю Коломойскому, который пытался лоббировать его приватизацию еще в конце 2000-х годов. В итоге может получиться длинная государственно-частная промышленно-сырьевая цепочка: Вольногорский ГМК – «Цирконий» – Восточный ГОК – в перспективе завод ядерного топлива.

Дополнительные преимущества этой схемы – географическая близость всех объектов и расположение их на территориях, находящихся под мощным политическим влиянием Игоря Коломойского, а также довольно высокая рентабельность добычи циркония. В 2013 г. на продаже 41 тыс. циркониевого концентрата “Крымский титан” заработал всего лишь в 3,5 раза меньше, чем на продаже 641 тыс. т ильменитов – 230 млн. грн. против 720 млн. грн. Иными словами, за циркониевое сырье добытчикам платили более чем в 4 раза дороже. Впрочем, титановый компонент в продукции Вольногорского комбината тоже не покажется для проектантов цепочки лишним. Самое простое решение – отправлять его на экспорт.

Дмитрий Фирташ мечтал в будущем перерабатывать преимущественную часть вольногорских ильменитов на Запорожском титано-магниевом комбинате, который он контролирует. Но пока ЗТМК не готов потреблять даже половину от этих объемов. Поэтому основным покупателем вольногорского сырья остается российская титановая корпорация «ВСПО-Ависма». В 2012 г. она получила около 170 тыс. т украинского ильменита, в 2013 – около 130 тыс. т. При этом речь идет в данном случае преимущественно о вольногорском концентрате. Ресурс Иршанского ГОКа рассчитан больше на химиков, соответственно география сбыта у него гораздо шире. Так вот, для “Ависмы”, серьезно задействованной и в российской оборонке, и в поставках титанового полуфабриката для мировых авиагигантов Boeing и AirBus, украинское сырье имеет стратегическое значение.

Еще в июне гендиректор и совладелец корпорации Михаил Воеводин заявил, что хотя «ВСМПО-Ависма» получает практически 100% ильменитового сырья из Украины, и хотя пока оно поступает в плановом режиме, но к возможным сбоям в поставках в России готовы. Он уточнил, что складских запасов корпорации хватит на 8 месяцев работы, а за это время можно наладить импорт ильменита из альтернативных источников – Вьетнама, Африки или даже российского Алтая. Правда, Михаил Воеводин признал, что из-за логистики африканское сырье получается в полтора раза дороже украинского, а алтайское – гораздо беднее (50% содержания титана в руде против 63% в Вольногорске).

Поэтому “ВСМПО-Ависма” обеспокоенность по поводу будущего украинских ильменитовых ГОКов начала испытывать еще задолго до АТО, особенно после того, как Дмитрий Фирташ объявил о планах построения собственной ильменитовой вертикали. Парламентская спецкомиссиия по вопросам приватизации плотно заинтересовалась арендными договорами “Крымского титана” примерно в то же время. Ее активный член Павел Ризаненко начал засыпать госорганы письмами с требованием разорвать арендные отношения с 2013 г. В середине 2000-х годов он же входил в состав совета директоров “ВСМПО-Ависма”. После этого, впрочем, Ризаненко титановой темой интересовался мало. Работал депутатом в родных Броварах, занимался земельными вопросами. Возможно, в “Ависме” вспомнили о бывшем менеджере после того, как он попал в 2012 г. в Верховную Раду. Хороший лоббист никакой корпорации не помешает.

Но война на востоке страны сильно апутала карты. Если в прошлом году Ризаненко и готовил почву для того, чтобы ильменитовые ГОКи Украины могли перейти под контроль “ВСМПО-Ависма”, то в нынешних условиях замена Фирташа на россиян будет воспринята в обществе неоднозначно. Плодами его усилий теперь могут воспользоваться другие. Но и чем дольше Кабмин будет держать Иршанский и Вольногорский комбинаты под крышей ОГХК, тем выше вероятность усиления позиций группы “Приват” в титановой отрасли. Кроме того, в сложной экономической ситуации и при дефицитном бюджете перед властью постоянно будет стоять соблазн получить за эти активы серьезные деньги сразу, а не регулярно, но мелкими порциями.

По данным “Крымского титана”, в 2013 г. от продажи ильменитовых, рутиловых, циркониевых руд он суммарно выручил порядка 1,4 млрд. грн. Сколько из этой суммы ложится на прибыль, в компании не раскрывают. Павел Ризаненко утверждает, что ежегодно ильменитовые ГОКи приносят Дмитрию Фирташу по $150 млн. прибыли. Однако эта цифра базируется на сравнительном анализе работы украинских комбинатов и аналогичных предприятий в Мозамбике. Сам “Крымский титан” официально задекларировал в прошлом году убытки на 247 млн. грн. (но это по всем видам деятельности, включая его основной профиль – химический).

Но даже эта цифра покажется мелочью на фоне того, что группа Фирташа может потерять, если ей не удастся сохранить контроль над добычей ильменитов. В таком случае ломается вся ее структура титанового бизнеса (и по диоксиду, и по губке). Его азотный кластер держался на дешевом газе, титановый – на дешевом ильмените. Если в первом или втором случае уйдет из под ног фундамент, обрушится вся конструкция. Поэтому Фирташ вынужден будет задействовать для защиты активов все юридические ресурсы, готовясь при этом к плану “Б” – участии в приватизации комбинатов. “План Б” может оказаться дорогостоящим, но может и привести к определенному компромиссу с правительством.

Эксперты убеждены, что в случае продажи государством Иршанского и Вольногорского комбинатов сумма сделки должна оцениваться миллиардами долларов. “Если говорить об адекватной стоимости ГОКов, то необходимо учесть, что они расположены на крупнейших в Европе месторождениях титано-циркониевых руд, а реальная рентабельность даже в текущей конфигурации должна составлять порядка 30-40%, – считает руководитель департамента риск-менеджмента международной юридической фирмы Integrites Евгений Тимошенко. – Поэтому их оценочная стоимость составляет по меньшей мере несколько миллиардов долларов”. Директор по развитию инвесткомпании Kreston GCG Андрей Попов согласен, что приватизация предприятий на открытом конкурсе принесла бы госбюджету не менее $1 млрд. “Но проблема заключается в малом количестве реальных претендентов, а также в том, что ГОКи нуждаются в серьезных капиталовложениях”, – добавляет он.

Действительно, без Фирташа и “Ависмы” круг потенциальных претендентов на это добро сильно сужается. Из украинских игроков – упоминавшийся выше “Приват” и, возможно, Ferrexpo Константина Жеваго. Но первый не любит покупать дорого, ему ближе модель пользования госактивами, а не их приобретения. Второй всерьез присматривался к титану очень давно, а сейчас сконцентрировался на железорудном бизнесе. Что касается иностранцев, то можно гипотетически говорить об американцах или китайцах. Но очень сомнительно, что они будут вкладывать существенные деньги в страну, где идет война. Поэтому не исключено, что через некоторое время Кабмин может вернуться к той же аренде ГОКов. Но уже на новых условиях. (МинПром/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version