Металл Украины и мира

Мировой рынок: перспективы железорудных месторождений Западной Африки

Еще не так давно в железорудную отрасль Западной Африки направлялись крупные объемы инвестиций со стороны как ведущих горнодобывающих компаний мира, так и мелких игроков. Однако сегодня, когда цены на железную руду упали до минимальной за последние пять лет отметки в $80/т, многие из этих компаний намерены пересмотреть свою деятельность в этом регионе.

В последние годы интерес к железорудным ресурсам Западной Африки, которые считаются самыми крупными неразведанными запасами этого полезного ископаемого в мире, проявляли многие ведущие горнодобывающие корпорации. В частности, Vale и Rio Tinto ведут свою операционную деятельность в Гвинее и Камеруне, австралийская горнодобывающая компания Sundance Resources Limited (SDL) располагает активами в Камеруне и Конго, а британская корпорация West African Minerals (бывшая Emerging Metals Limited) ведет разведку и добычу железной руды в Камеруне и Сьерра-Леоне.

Зарегистрированная на рынке альтернативных инвестиций (Alternative Investment Market – AIM) Лондонской биржи компания London Mining владеет 100% акций месторождения Marampa Mine в Сьерра-Леоне, где в 2013 г. было произведено 3,4 млн. т железной руды, а в течение ближайших пяти лет планируется увеличить добычу до 6,5 млн. т. Одна из крупнейших мировых горнодобывающих корпораций Glencore реализует в Конго проект Zanaga Iron Ore в партнерстве с местной компанией Zanaga. Компании Glencore принадлежит в нем 50% + 1 акция, кроме того, в ее руках сосредоточен весь управленческий контроль и технический надзор над реализацией проекта.

Однако сегодня несмотря на заявления о том, что в Западной Африке сосредоточены огромные запасы высокосортной железной руды, а операционные расходы на освоение этих месторождение и обработку руды достаточно низки, интерес инвесторов к этим активами стремительно уменьшается. По прошествии нескольких лет с того момента, когда в вышеперечисленные активы были вложены первые инвестиции, а затем дополнительно влиты миллиарды долларов, стало очевидным, что то был не совсем правильный путь, который не учитывал ценового спада на мировом рынке железной руды.

“Положительная атмосфера, в которой начиналась реализация всех этих проектов, уже давно улетучилась, и сегодня инвесторы проявляют лишь ограниченный интерес к зарегистрированным на Лондонской бирже горнорудным компаниям, которые действуют в Западной Африке. Больший интерес сохранился, пожалуй, лишь к узкоспециализированным железорудным фирмам”, – говорит Хантер Хиллкоат, аналитик по вопросам горнорудной отрасли компании Investec.

По его словам, рецессия на рынке железной руды, где цены упали до менее $80/т, ограничивают возможности по финансированию железорудных проектов в Западной Африке. Дело в настоящее время порой доходит до того, что компаниям – исполнителям этих проектов не хватает средств для перехода к следующему этапу их реализации или завершения этих программ.

“Перенасыщение мирового рынка железной руды, снижение спроса, в первую очередь со стороны Китая, который является его крупнейшим потребителем в мире, привели к резкому падению цен на сырье. И хотя мы прогнозировали снижение его стоимости, мало кто ожидал, что цены на руду упадут с начала года столь существенно, от более $130 до $80/т. Поэтому среди большинства инвесторов, за исключением, пожалуй, узкоспециализированных фирм, интерес к железорудным проектам в Западной Африке в последнее время упал”, – поясняет Хиллкоат.

Вместе с тем, несмотря на падение доверия инвесторов некоторые игроки в горнорудной отрасли Западной Африки продолжают сохранять оптимизм. По мнению Эндрю Трахары, главы подразделения корпоративного и экономического развития Zanaga Iron Ore, Западная Африка в перспективе будет играть одну из главных ролей в удовлетворении спроса на высококачественное железорудное сырье. “Сегодняшнее снижение цен на железную руду заставляет нас уменьшать операционные расходы”, – говорит он.

Примерно той же логики придерживаются и в компании African Minerals, располагающей железорудными месторождениями в Сьерра-Леоне. Ее топ-менеджеры соглашаются с тем, что не могут контролировать уровень цен на мировом рынке железной руды, но способны вполне успешно управлять расходами компании. К концу года African Minerals планирует завершить вывод оборудования на рабочий режим на своем проекте в Сьерра-Леоне, и по оценкам специалистов компании затраты на добычу руды здесь будут одними из самых низких в мире ($30/т). Поэтому, как считают в руководстве African Minerals, компании не страшны сегодняшние колебания цен на мировом рынке руды, поскольку даже при ее стоимости в $80/т African Minerals все равно будет получать прибыль.

Наряду с резким падением цен на железную руду, одним из главных барьеров на пути реализации железорудных проектов в Западной Африке и мобилизации финансового капитала для их выполнения является отсутствие должной инфраструктуры. Проблема заключается и в том, что пока никто за исключением, разве что, китайцев не планирует вкладывать большие деньги в строительство объектов инфраструктуры для реализации железорудных проектов в западноафриканском регионе. При этом инвесторы ссылаются, главным образом, на то, что есть куда более доходные отрасли (недвижимость, телекоммуникации) в других регионах мира (Европа, Азия, Америка), которые способны принести менее рискованные доходы на инвестиции. “Большинство компаний, участвующих в реализации железорудных проектов в Западной Африке, стремятся найти “стратегического инвестора”, который в большинстве случаев оказывается из Китая. Конечно, это могут быть деньги из Японии, Европы, Ближнего Востока или Индии, но все компании хотят получить инвестора, который смог бы профинансировать часть или весь проект, а потом получать гарантированные поставки продукции с этого предприятия”, – говорит Хантер Хиллкоат из компании Investec.

По его словам, наибольшую активность здесь проявляют китайские фирмы, которых привлекают в качестве подрядчиков для строительства таких объектов инфраструктуры железорудных проектов, как порты или железнодорожные ветки и магистрали. В ответ на это китайская сторона в большинстве случаев соглашается предоставить финансирование и всего проекта в целом, приобретая доли входящих в него компаний или объектов.

В частности, активное участие китайского капитала наблюдается в проектах, реализуемых корпорацией African Minerals. В апреле 2010 г. китайская компания China Railway Materials Corporation (CRM) приобрела за $168 млн. 12,5% акций African Minerals, а в марте 2012 г. китайская сталелитейная корпорация Shandong Iron and Steel Group выкупила за $1,5 млрд. у African Minerals 25% акций железорудного месторождения Tonkolili в Сьерра-Леоне. А в сентябре 2013 г. Tianjin Materials and Equipment Group Corporation (Tewoo) согласилась приобрести еще 16,5% African Minerals за $990 млн.

В текущем году крупнейшая частная угледобывающая корпорация КНР Kingho Energy Group анонсировала создание партнерства в составе не менее 10 компаний для реализации железорудного проекта в Сьерра-Леоне стоимостью $6-10 млрд. Это проект включает обустройство шахты мощностью 30 млн. т в год, а также создание всей необходимой железнодорожной инфраструктуры.

За последние годы политический ландшафт Западной Африки существенно изменился. По мнению большинства экспертов, главные политические риски в виде экспроприации собственности, изменения правящих режимов, гражданских волнений и военных конфликтов в Западной Африке для любой горнодобывающей компании, работающей в этом регионе, стали значительно ниже, чем ранее. Однако на смену им пришли другие проблемы, которые тоже оказывают негативное влияние на операционную среду. Очень серьезной угрозой для бизнеса стала эпидемия лихорадки Эбола, которая в последние месяцы поразила страны региона.

Весьма остро стоят вопросы регулятивного характера. В настоящее время случаи прямой экспроприации железорудных активов со стороны западноафриканских государств случаются крайне редко. Однако правительства этих стран за последние пять лет предпринимали активные шаги по получению дополнительной прибыли от добычи железной руды за счет пересмотра условий уже заключенных контрактов.

Такая практика в западноафриканских странах получила самое широкое распространение в период стремительно роста спроса и цен на железную руду, когда правительства этих государств с выгодой для себя пересматривали регулятивные нормативы функционирования отрасли и перезаключали контракты с владельцами горнорудных предприятий. Когда же бум сошел на нет, интерес к развитию национального железорудного сектора у местных чиновников почти полностью пропал.

Вот и сегодня в условиях резкого падения цен на железную руду перспективы реализации некоторых железорудных проектов в Западной Африке выглядят весьма туманно. К тому же, в регионе законодательно не регламентированы правила функционирования отрасли в таких условиях. Поэтому многие компании не спешат вкладывать в проекты те деньги, которые они планировать направить, когда ситуация с ценами в мировой железорудной отрасли была более привлекательная. (Commodity News, miningmx.com/Rusmet.ru/Металл Украины и мира)

Exit mobile version