Металл Украины и мира

Мировой рынок: последствием долгосрочного падения цен на руду может стать реструктуризация рынка этого сырья

Стоимость тонны железной руды в конце сентября упала до рекордно низкого за последние пять показателя – менее $80/т, CFR Китай. Однако несмотря на продолжающееся снижение цен и спроса крупнейшие мировые горнодобывающие компании продолжают наращивать производство этого сырья. Самые печальные прогнозы относительно дальнейшего падения цен на железную руду на мировом рынке продолжают сбываться: к концу сентября стоимость 1 т этого материала с доставкой в порт Тяньцзинь (КНР) упала до менее $79 и стала самой низкой с сентября 2009 г. С начала года спотовые котировки на железную руду, по оценкам экспертов, упали примерно на 40%. По мнению Нева Пауера, генерального директора четвертого по величине в мире производителя ЖРС Fortescue Metals Group (FMG), главной причиной снижения цен на руду и уменьшения спроса на нее стала реструктуризация китайской экономики, в результате чего в стране, являющейся крупнейшим в мире потребителем стали и сырья, стал падать индекс предпринимательской уверенности. Это, в свою очередь, привело к снижению в КНР потребления металла, что отразилось на ценах на ЖРС. Впрочем, уменьшения его поставок в Китай вовсе не произошло: страна, закупающая 2/3 от всего объема транспортируемой по морю железной руды в мире, за восемь месяцев увеличила импорт сырья на 16,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года до 614,4 млн. т.

В связи с продолжающейся рецессией во многих банковских, аналитических и консалтинговых компаниях уже поспешили заявить о “закате эпохи железной руды” и корректировке прогнозов по ценам на нее на ближайшую перспективу. В американском банке Goldman Sachs заявили, что падение цен на руду наступило гораздо раньше, чем ожидалось. В этой связи аналитики нью-йоркского финансового института пересмотрели свой прогноз стоимости сырья на 2016 г. с $82 до $79/т, а на 2017 г. – с $85 до $78/т. В следующем году, по их мнению, цена ты железной руды будет варьироваться в районе $80.

“Текущий этап активной разработки железорудных месторождений может продлиться еще 10 лет. Мировые рынки железной руды прошли через 20-летний период снижения цен в реальном выражении во время предыдущего этапа расширения мощностей, который закончился в 2004 г.”, – говорит Кристиан Лелонг, аналитик Goldman Sachs. По его словам, избыток предложения сырья в 2015 г. возрастет почти в три раза по сравнению с текущим годом: от 52 млн. до 163 млн. т, в 2016 г. – до 245 млн. т, в 2017 г. – до 295 млн. т и в 2018 г. – до 334 млн. т.

По данным других экспертов, совокупный объем добычи железорудного сырья пятью крупнейшими западными горнорудными компаниями (Vale, BHP, Rio Tinto, Anglo American и Fortescue Metals) к 2017 г. увеличится на 40% до 1,5 млрд. т, в то время как спрос на этот материал к тому же сроку – лишь на 10-15%.

Между тем в условиях дальнейшего падения цен на железорудное сырье и на фоне вышеуказанных заявлений парадоксальными, на первый взгляд, кажутся декларации крупнейших мировых производителей железной руды о своих намерениях продолжить наращивание добычи сырья. “Большая тройка” в лице Rio Tinto, BHP Billiton и BHP Billiton увеличивает объемы производства, уверовав в то, что экономия на масштабах и низкие производственные затраты позволят им получать прибыль даже в условиях сегодняшнего стремительного падения цен. Действительно, по данным Каролины Бейн, старшего аналитика аналитической и консалтинговой компании Capital Economics, стоимость добычи ты железной руды в регионе Пилбара (Австралия) составляет от $20 до $25. Даже если сюда добавить фрахтовые расходы и рентные платежи за разработку недр, конечная сумма в итоге составит не более $50-60/т. В Китае же, к примеру, в результате аналогичной калькуляции получается цифра почти в два раза больше – $100-110/т. Поэтому даже сегодня, когда стоимость железной руды составляет менее половины от того показателя, который был зафиксирован в 2011 г. ($190/т), при средних затратах на добычу и фрахт в $30-50 у самых рентабельных и эффективных горнорудных компаний их прибыль будет весьма существенной. При этом следует учитывать и тот факт, что сегодняшние цены на руду в три раза выше, чем в 2004 г., в структуре прибыли BHP на долю этого сырья приходится 50%, а у Rio Tinto и Vale и того больше – около 90%.

“Rio Tinto, BHP и другие крупнейшие горнорудные компании, бесспорно, доведут в перспективе объемы своих производственных мощностей до такого уровня, когда они смогут свободно диктовать цены на сырье на мировом рынке. На мой взгляд, даже в диапазоне цен на руду от $80 до $100/т эти компании будут получать весомые прибыли, а добыча сырья станет для них отличным бизнесом на обозримую перспективу”, – говорит Пол Гейт, аналитик американской исследовательской и инвестиционной компании Sanford C. Bernstein.

BHP Billiton, к примеру, за последние десятилетие вложила $24 млрд. в строительство и расширение своей сети железорудных ГОКов, железнодорожных магистралей и портовых терминалов в регионе Пилбара, где компания контролирует запасы железной руды объемом более 20 млрд. т. По данным BHP Billiton, компания за последний финансовый год (закончился в июне) добыла рекордные 225 млн. т руды, на 20% больше, чем годом ранее. В текущем финансовом году планируется довести добычу до 245 млн. т, а в течение следующих нескольких лет – до 290 млн. т.

“Мы полностью контролируем ситуацию с ценами, ростом производства сырья и замедлением спроса со стороны Китая. Это все прогнозировалось и отражено в наших долгосрочных планах”, – говорит директор по маркетингу BHP Billiton Майк Генри. По его словам, в компании ожидают закрытия неприбыльных рудников по всему миру, что даст возможность предотвратить дальнейшее падение цен и стабилизировать рынок, пока рецессия не зашла слишком далеко. К примеру, по оценкам BHP Billiton, затраты на производство 40% сырья из добываемых Китаем ежегодно 350 млн. т железной руды (в пересчете на 62%-ный концентрат) чрезвычайно высоки и нерентабельны.

Наряду с BHP Billiton, не менее активно действует в регионе Пилбара и самый низкозатратный (около $30-40/т) производитель железной руды в мире корпорация Rio Tinto, которая поставляет сырье в Китай, Японию и Южную Корею. В настоящее время обе компании вкладывают крупные инвестиции в увеличение парка автономных карьерных самосвалов, вызов, загрузка и разгрузка которых осуществляются в удаленном режиме без водителя, а также в расширение железнодорожной сети для доставки сырья в порты. Rio Tinto планирует увеличить комплекс из 15 ГОКов в Пилбаре, на которых она ведет добычу руды в настоящее время, а также расширить принадлежащую компании сеть железных дорог для перевозки грузов тяжеловесными составами. Все эти работы предусматривается завершить к середине 2015 г. с целью увеличить производство железной руды к концу следующего года до 360 млн. т с сегодняшних 290 млн. т в год. Бразильская компания Vale планирует увеличить в 2015 г. производство железной руды на 8,4% до 348 млн. т., а к 2018 г. довести добычу до 450 млн. т. Занимающая четвертое место в рейтинге поставщиков австралийская Fortescue Metals намерена в следующем году увеличить добычу железорудного сырья до 160 млн. т по сравнению со 125 млн. т в текущем. Транснациональная горнорудная корпорация Anglo American тоже планирует расширить мощности по добыче железной руды за счет завершения реализации в следующем году бразильского железорудного проекта Minas-Rio производительностью около 26,5 млн. т в год.

Увеличение поставок сырья прогнозируется и за счет других источников. Джина Райнхарт, владелец ряда железорудных компаний в Западной Австралии, самый богатый человек Австралии и богатейшая женщина в мире, ведет в той же Пилбаре строительство рудника Roy Hill стоимостью $10 млрд. и мощностью 55 млн. т в год. Его планируется ввести в эксплуатацию раньше установленного срока, который был намечен на сентябрь 2015 г.

Лакшми Миттал в последние годы тоже стремится сократить зависимость своей сталелитейной империи от поставок сырья другими компаниями и поэтому вкладывает значительные средства в расширение собственных железорудных месторождений. Их мощность в следующем году предусматривается увеличить на 20% до 84 млн. т в год, хотя аналитики ArcelorMittal недавно понизили свой прогноз по ценам на сырье со $120 до $105/т. Кроме того, крупнейшая в мире сталелитейная корпорация увеличивает объем инвестиций в освоение железорудных месторождений в Западной Африке и северных регионах Канады. Таким образом, по оценкам экспертов, за счет создания вышеперечисленных мощностей и наращивания производительности ведущими горнодобывающими компаниями мира в течение ближайших нескольких лет на рынок будет дополнительно поставлено примерно 400-500 млн. т железной руды. С другой стороны, как отмечают большинство аналитиков, падение цен на сырье уже приводит к вытеснению с рынка мелких и средних компаний, а также закрытию шахт, у которых затраты на добычу руды весьма высоки. В частности, американская горнорудная компания Cliffs Natural Resources (бывшая Cleveland Cliffs) наняла несколько финансовых институтов с целью оказания помощи в продаже железорудных активов в Австралии в связи с их неспособностью конкурировать с ведущими производителями железной руды в этой стране. Канадская горнодобывающая компания Labrador Iron Mines летом прекратила все операции по разведке и добыче железной руды, обосновав эти шаги слишком низкой ценой на сырье, которая не покрывает расходы на его производство.

В самой Австралии тоже появились первые жертвы “заката эры железной руды”. Временная администрация введена в горнорудной компании Western Desert Resources, которая не смогла договориться с банками о погашении своих долгов на общую сумму около $70 млн., образовавшихся в результате падения цен на сырье и сложностей с выходом на запланированный уровень производства в 3 млн. т в год. Еще одна компания Termite Resources заявляет об отсутствии в последнее время доходов от железорудного бизнеса из-за низких цен на сырье. Тучи сгущаются и над такими австралийскими производителями железной руды, как Mount Gibson Iron и Atlas Iron. Затраты на разведку и добычу железорудного сырья у этих компаний достаточно высоки, поэтому в случае продолжения падения цен на сырье их операционная деятельность, по мнению большинства экспертов, перестанет быть рентабельной. “На мой взгляд, сегодня уже есть свидетельства того, что некоторые компании, прежде всего, в Китае, Индонезии, Иране, Африке и Австралии принимают решения о закрытии или сокращении своих мощностей по производству железной руды. Мы ожидаем, что по итогам года в качестве реакции на падение цен на сырье будут сокращены или закрыты в глобальном масштабе мощности по добыче 125 млн. т руды. На сегодняшний день, как и прогнозировалось, уже закрыто производство 85 млн. т сырья”, – говорит Сэм Уолш, генеральный директор корпорации Rio Tinto. (Commodity News, Reuters, Bloomberg/Rusmet.ru/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version