Металл Украины и мира

Россия: производство труб в 2014 году составит 10,3 млн. тонн

По итогам 10 месяцев потребление труб в России выросло на 6,7% до 8,7 млн. т. Рост спроса в основном отмечается в сегменте ТБД (+35,3% за период 10 месяцев к аналогичному периоду 2013 г.). Основным драйвером спроса на ТБД в России в конце 2014 г. выступает проект “Сила Сибири”. Производство трубной продукции в России за этот период выросло на 7,6% до 9,15 млн. т. По прогнозу потребление труб в России по итогам 2014 г. сохранится на достигнутом положительном уровне. Экспортные поставки труб за аналогичный период сократились на 8% до 1 млн. т, что связано с окончанием реализации в 2013 г. на территории Казахстана трубопроводного проекта Средняя Азия – Китай; действием заградительных пошлин в отношении российских труб в Европе и в других странах, введенных с нарушением норм ВТО. Об этом рассказал на брифинге директор Фонда развития трубной промышленности О. Калинский.

Импорт трубной продукции за 10 месяцев сократился на 24,5% до 561 тыс. т, по сравнению с 744 тыс. т за аналогичный период 2013 г. Снижение импорта в основном связано с сокращением поставок труб из Китая. За обозначенный период импорт из Китая на территорию Российской Федерации в сортаменте бурильных, обсадных и НКТ снизился на 42,3% со 170 тыс. т до 98 тыс. т по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Тем не менее, объем завезенных на территорию России китайских труб в 2014 г. в указанном сортаменте более чем в 2 раза превышает сложившийся товарный поток за 2011-2012 г.

В сегменте ТБД до 2017 г. в соответствии со схемой территориального планирования РФ в области трубопроводного транспорта и информацией СМИ о реализации крупных газопроводных проектов “Сила Сибири” и “Алтай” ежегодная потребность только ОАО “Газпром” в ТБД может составить более 2 млн. т. При этом текущих мощностей российских производителей ТБД достаточно для полного удовлетворения указанной потребности.

Как отметил директор ФРТП, за 2013-2014 гг. российские трубные компании суммарно инвестировали в отрасль около 30 млрд. руб. Среди ключевых проектов следует отметить следующие: дуговой сталеплавильной печи на Таганрогском металлургическом заводе – 8 млрд. руб. (пуск в 2013 г.); строительство трубопрокатного комплекса с непрерывным станом FQM на Северском трубном заводе- 17,3 млрд. руб. (пуск в 2014 г.) (оба завода входят в ТМК); организация нового участка наружного антикоррозионного покрытия труб большого диаметра на Выксунском металлургическом заводе (ОМК) – 2,14 млрд. руб. (пуск в 2014 г.) и строительство центра финишной отделки труб на Альметьевском трубном заводе (ОМК) – 2,4 млрд. руб. (пуск 2015 г.). В перспективе до 2017 г. АО “ОМК” планирует построить комплекс по производству бесшовных труб для нефтегазодобычи в Чусовом стоимостью более 50 млрд. руб.

Фонд продолжает активную работу по защите российского трубного рынка и обеспечения добросовестной конкуренции в рамках Таможенного Союза и Евразийского экономического союза. В соответствии с заявлением фонда в марте 2014 г. Евразийская экономическая комиссия открыла антидемпинговое расследование в отношении поставок китайских бесшовных труб для бурения и эксплуатации нефтегазовых скважин, в связи резким ростом в 2013 г. демпингового импорта из Китая на территорию стран-участниц ТС, который составил 256%, на территорию России увеличение объемов поставок составило 386%.

Также при непосредственном активном участии Фонда в 2013-2014 гг. был проведен пересмотр уровня антидемпинговых пошлин, действующих в отношении компании “Интерпайп”. В ходе расследования ЕЭК установила, что уровень демпинга заводов группы “Интерпайп” существенно возрос и составил для обсадных труб 67,7%, насосно-компрессорных – 40,9%, НГП и г/д ОН диаметром до 820 мм – 19,7%. В связи с чем в феврале 2014 г. заявление было отозвано, а в отношении украинских труб продолжили действовать антидемпинговые пошлины в 18,9% на обсадные трубы, 19,9% на НКТ, 19,4% НГП и г/д ОН диаметром до 820 мм для предприятий “Интерпайп” и 37,8% для прочих.

По имеющимся данным за 9 месяцев импорт украинских обсадных труб на территорию России вырос на 42,5%, насосно-компрессорных на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. По мнению Фонда, украинские импортеры обходят действующие в ТС антидемпинговые пошлины, занижая при поставках таможенную стоимость указанных выше труб.

“Мы считаем, что антидемпинговые пошлины, действующие сегодня, не устраняют негативный эффект, оказываемый поставками украинских труб на российский рынок. Поэтому Фонд активно работает с министерствами РФ и ЕЭК по выявлению и пресечению случаев обхода действующих антидемпинговых мер со стороны украинских производителей и поставщиков через занижение таможенной стоимости продукции, поставляемой на территорию России”, – подчеркнул Олег Калинский.

При участии ФРТП в 2014 г. была завершена работа по совершенствованию защитного законодательства Таможенного союза. В частности, в приложение к договору о ЕАЭС впервые были введены нормы ретроактивного применения антидемпинговых и компенсационных пошлин, уточнен порядок введения предварительных пошлин. “Эти нормы будут способствовать более эффективному проведению защитных расследований и защите интересов не только производителей труб. Благодаря нововведениям расследования будут проводиться более эффективно и оперативно. Нормы позволяют в случае массированного импорта товара, являющегося предметом расследования, ретроактивно применять к нему те пошлины, которые будут установлены по итогам расследования”, – отметил директор ФРТП.

Фондом совместно НП “Русская Сталь” и заинтересованными министерствами и ведомствами ведется активная работа по исполнению поручения правительства РФ по установлению запрета неправомерного использования при строительстве инфраструктурных объектов, в том числе сетей ЖКХ, бывших в употреблении стальных труб. Подготовленный Минстроем России при участии Фонда проект изменений в Федеральный закон №384 “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”, предусматривающий запрет применения бывших в употреблении стальных труб в процессе строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта зданий и сооружений с нормальным и повышенным уровнем ответственности, завершает обязательные процедуры согласования, после чего будет передан на утверждение в правительство Российской Федерации и затем внесен на рассмотрение в Государственную думу.

Тем не менее, для создания комплексной системы необходимо последующее внесение соответствующих изменений в смежное законодательство и подзаконные акты, их обеспечивающие. Данная работа по регулированию применения б/у труб уже ведется Фондом и будет завершена в 2015 г. В заключение своего доклада Олег Калинский отметил, что “для российской трубной промышленности 2014 г. складывается умеренно положительно. Основным драйвером роста производства стал сегмент труб большого диаметра. Конкуренция на рынке РФ и Таможенного Союза продолжает оставаться жесткой. С 2000-х годов трубная промышленность прошла большой путь и инвестировала внушительное средства в свое развитие. Это позволило кардинальным образом обновить производственные мощности и на 57% повысить производительность труда в отрасли. Сегодня российские трубники и по качеству, и по ценовым характеристикам, и по сервисному обслуживанию на местах добычи углеводородов, и по уровню НИОКР позиционированы весьма сильно и полностью готовы к дальнейшей работе”. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)

Exit mobile version