Металл Украины и мира

Казахстан: ТОО «Корпорация «Казахмыс» – после принятия решения о реорганизации будущее выглядит неопределенным

В рейтинге “50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана” Forbes Kazakhstan в 2014 г. оказалось сразу трое совладельцев группы компаний “Казахмыс”. Между тем после принятия решения о реорганизации ее будущее выглядит неопределенным.

В конце 2010 г. на заседании правительства Республики Казахстан председатель правления ТОО “Корпорация “Казахмыс” Эдуард Огай выразил обеспокоенность судьбой городов, сконцентрированных вокруг предприятий “Казахмыса”. “Запасы месторождений там, где мы сейчас работаем, наверное, закончатся, и мы уже будем уходить оттуда через какое-то время. Это в основном касается Жезказганского региона и активов, которые у нас есть в Восточном Казахстане. В целом падения производства не ожидается, но в тех городах, где мы градообразующие, могут возникнуть разные вопросы”, – цитировало слова Огая агентство Bnews.

Казалось бы, в 2010 г. дела у группы шли хорошо – цены на медь были достаточно высоки: $7,5 тыс./т против сегодняшних $6,9 тыс. на Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange, LME) способствовали тому, что ей удалось сгенерировать рекордную прибыль. EBITDA компании составил $2,83 млрд., чистая прибыль – $2,121 млрд., в то время как доход на одну акцию – $2,79 (при стоимости акции на LSE в конце декабря $24,8 по курсу GBP/USD – 1,537).

Корпорация “Казахмыс” образца 2010 г. представляла собой группу из шести подразделений:

  1. Kazakhmys Power, включавшей в себя несколько отдельных электростанций, а также Экибастузскую ГРЭС-1, в которой владела 50%-ной долей. В сумме она выработала за год 16,749 ГВт-ч, при этом продав 20% электроэнергии на внутреннем рынке и став крупнейшим ее производителем в стране.
  2. Kazakhmys Copper, состоявшей из 17 рудников и 10 обогатительных фабрик, которые произвели 335 тыс. т меди в концентрате и 303 тыс. т катодной меди.
  3. Kazakhmys Gold, занимавшейся разработкой месторождения Бозымчак в Кыргызстане (в 2010 г. она была приостановлена из-за волнений в стране). Позже подразделение было переведено в Kazakhmys Copper.
  4. Kazakhmys Petroleum, созданной после приобретения в 2007 г. месторождения Восточный Ажар в Актюбинской области. В 2010 г. в рамках разработки месторождения проводились работы на четырех глубоких скважинах.
  5. MKM (Mansfelder Kupfer und Messing GmbH), немецкого подразделения группы, включавшего медеплавильный завод в Германии, который занимался выпуском труб, стержней и прочих изделий, используя сырье казахстанского медного гиганта.
  6. ENRC (Eurasian Natural Resources Corporation), в которой “Казахмыс” обладал долей в 26,0% акций. На тот момент корпорация демонстрировала неплохой доход, что в конечном счете положительно сказывалось на “Казахмысе”. По итогам 2010 г. ENRC добавила $903 млн. в EBITDA медного гиганта.

По балансу компания “тянула” на $6,903 млрд. (при минимальном размере обязательств – всего на $5 млн.). Ее собственный капитал был равен $6,898 млрд., а коэффициент собственного капитала составил 99,9%, что для публичных компаний является редкостью и демонстрирует незыблемую устойчивость. В структуре капитала львиная доля средств была аккумулирована в виде нераспределенной прибыли – $3,265 млрд., что также является признаком успешности.

В том же году “Казахмыс” заключил договор о финансировании с Банком развития Китая и ФНБ “Самрук-Казына”. Финансирование со стороны китайского института стало результатом заинтересованности КНР в производственных мощностях группы, так как 60% продукции медной корпорации реализовывалось именно в Поднебесной. В свою очередь, ФНБ “Самрук-Казына” на тот момент был аффилирован с “Казахмысом” через Экибастузскую ГРЭС-1 (а также частично через ENRC).

Согласно договору группе открывали кредитную линию на $2,7 млрд. по ставке LIBOR +4,8% годовых (год спустя линия была расширена до $4,2 млрд.). Заемные средства были выделены на разработку месторождений Актогай и Бозшаколь, которые в совокупности могут принести до 9,9 млн. т меди (по текущим ценам это до $68,3 млрд. выручки – оценка Forbes Kazakhstan).

По всей видимости, несмотря на сильную отчетность и хорошие показатели резервного капитала, именно в 2010г. было принципиально решено изменить политику “Казахмыса” и сконцентрироваться на медной промышленности, сократив расход ресурсов на другие направления, такие как энергетика (группа полностью модернизировала два энергоблока Экибастузской ГРЭС-1 из восьми, потратив в 2008-2013 гг. $603 млн.), нефтедобыча, проекты в дальнем зарубежье и так далее.

Годовой отчет по итогам 2011 г. выходит под тэгом “Инвестиции в развитие”, а Владимир Ким сообщает об инвестициях в расширение производства в интересах будущего компании. В течение следующих трех лет часть непрофильных активов “Казахмыс” реализует: подразделение Kazakhmys Petroleum – за $119 млн., MKM – за $54,5 млн., долю в ENRC – за $875 млн. и 77 млн. собственных акций, 50%-ную долю в Экибастузской ГРЭС-1 – за $1,25 млрд.

С другой стороны, группа усиливает свой потенциал роста, купив в начале 2014 г. месторождение Коксай за $260 млн. Согласно предварительным оценкам, Коксайский рудник содержит до 3,4 млн. т меди.

Ввиду предыдущей последовательной политики топ-менеджмента “Казахмыса” по оптимизации структуры активов новость о реорганизации компании (идея которой была озвучена еще в начале 2014 г.) не стала громом среди ясного неба.

Согласно полученной информации, публичной компании достанутся четыре медных рудника в Восточно-Казахстанской области, три обогатительные фабрики, три проекта роста (Бозшаколь, Актогай и Коксай), а также рудник в Кыргызстане – Бозымчак (который планируется пустить до конца 2014 г.). В непубличную компанию перейдут все зрелые проекты – 12 рудников в центральном регионе Казахстана, два угольных разреза, четыре обогатительные фабрики, а также три электростанции. В “Казахмысе” дополнительно сообщили, что “завершение реорганизации – в случае утверждения регулирующими органами – ожидается до конца 2014 г., после чего название публичной компании предполагается сменить на KAZ Minerals plc, а название “Казахмыс” останется за частной компанией”.

В целом аналитики, опрошенные Forbes Kazakhstan, положительно оценивают действия руководства группы. Вице-президент горнодобывающего сектора и промышленности Visor Capital Станислав Чуев отметил, что реорганизация “в первую очередь поможет снизить себестоимость производства KAZ Minerals plc за счет передачи наиболее неэффективных, старых активов частной компании”.

С ним солидарна начальник управления анализа долевых инструментов ИБ Halyk Finance Мариям Жумадил, также заметившая, что реорганизация “предоставляет единственную возможность для выхода из убыточных активов Жезказганского региона с высокой социальной значимостью”.

С другой стороны, мировой опыт управления корпорациями говорит об отрицательном эффекте, который происходит при разделе компании. К примеру, Motorola Inc была поделена в 2011 г. надвое: Motorola Solutions и Motorola Mobility. Первая часть занялась производством телекоммуникационного оборудования, вторая сосредоточилась на выпуске мобильных телефонов. Немного позднее, в мае 2012 г., Motorola Mobility была продана Google за $12,5 млрд. Спустя еще полтора года ввиду убыточности она была уступлена Google китайской Lenovo по цене в 4 раза дешевле – $2,9 млрд. Другой осколок Motorola Inc, по информации Financial Times, будет частично продан Zebra Technologies за $3,5 млрд. Интересно, что изначально акционеры Motorola Inc получили пропорциональные доли в обеих компаниях.

В случае с “Казахмысом” ситуация с владельцами компании не до конца ясна. В пресс-службе группы Forbes Kazakhstan ответили, что “доли в публичной компании не изменятся и основными акционерами останутся Владимир Ким и Олег Новачук” с 33,4% и 7,8% акций соответственно. В частном “Казахмысе” основными владельцами будут Владимир Ким и Эдуард Огай. Однако размеры их долей не уточняются.

Будущее предприятий, на которых, по последним данным, числится 53 тыс. работников, пока не до конца ясно. В “Казахмысе” сообщили: “После реорганизации основной акцент в деятельности публичной компании будет сделан на модернизации действующих предприятий ВКО, на расширении производств и восполнении сырьевой базы, на развитии проектов роста”.

Согласно планам в этом году закончится реконструкция Николаевской обогатительной фабрики, что позволит увеличить производительность переработки с 1,8 млн. до 2,2 млн. т руды. Также планируется увеличение степени извлечения цинка и свинца на Белоусовской фабрике, что даст хороший экономический эффект. В то же время в непубличной компании в ближайшее время намерены вновь пустить Жезказганский медеплавильный завод, а впоследствии внедрить на нем новую технологию гидрометаллургии. В перспективе частный “Казахмыс” избавится от долговой нагрузки проектов роста (под которые БРК и ФНБ “Самрук-Казына” выделили $4,2 млрд.) и получит возможность привлечь инвестиции для собственных зрелых активов.

Стоит понимать, что основное влияние на группу будут оказывать цены на медь, ситуация с которыми неоднозначна. По прогнозам рейтингового агентства S&P, цены на медь в среднесрочной перспективе не изменятся. В то же время Goldman Sachs высказывает противоположное мнение – аналитики компании в своем последнем исследовании заявляют, что в следующие 12 месяцев цена на медь упадет до $6,2 тыс./т.

Мариям Жумадил прогнозирует, что акции “Казахмыса” могут упасть на 10-15% в 12-месячном горизонте. В среднесрочной перспективе долговая нагрузка публичной компании будет высокой и “денежные потоки останутся отрицательными до 2017 г.”, полагает она. Эксперт Halyk Finance добавила: “В 2015 г. при уровне производства меди в катодном эквиваленте в 134 тыс. т мы прогнозируем снижение выручки до $1,357 млрд., однако маржа EBITDA, по нашей оценке, вырастет до 32,4%. В 2016 г. мы прогнозируем увеличение выручки до $1,806 млрд. за счет начала производства на Бозшаколе и снижение маржи EBITDA до 20,6%”. В свою очередь аналитик “Альпари” Анна Кокорева выдвинула предположение о том, что “Казахмыс” планирует делистинг или снижение free-float. (Forbes Kazakhstan/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version